Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советы

Право собственности на недвижимость одно из самых защищенных в российском законодательстве. Но и здесь существуют исключения: государство в строго предусмотренных законом случаях может принудительно забрать землю у ее владельца. В каких целях происходит конфискация и в чем состоит процедура изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд?

Основания для изъятия участка

Легальное отчуждение в пользу государств участка земли, который принадлежит владельцу на праве собственности, может осуществляться в таких случаях:

  1. для нужд государства или муниципальных нужд;
  2. при нарушении владельцем норм целевого использования;
  3. ради комплексного развития местности;
  4. произведение реквизиции;
  5. конфискация недвижимости.

В каждом из случаев изъятие возможно на основании решения различных органов. Рассмотрим подробнее от кого может исходить инициатива в этом вопросе.

Государственные изъятие земельных участков

Изъятие на государственные и муниципальные нужды нельзя назвать безвозмездным, поскольку собственнику участка полагается возмещение. Выкуп производится за счет бюджета федерального или территориальных единиц в зависимости от того в чью пользу отчуждается имущество – государства, определенного субъекта РФ или муниципалитета.

Решение об изъятии земельных участков у собственника для государственных нужд принимают органы исполнительной власти государства, субъектов или органы самоуправления.

Перечисленные органы могут делать это не только по собственной инициативе, но и по ходатайству субъектов монополий, пользователей недр, различных учреждений, предприятий и организаций по предписанию Правительства РФ.

Если инициатива поступает от таких субъектов, то именно они обязаны нести расходы, связанные с изъятием участка и выплатой компенсации его хозяину, что позволяет экономить бюджетные средства.

К государственным и местным нуждам относят:

  • выполнение обязательств в соответствии с международными соглашениями, стороной которых является Россия;
  • строительство и реконструкция недвижимых объектов;
  • осуществление работ по изысканию, разработке ресурсов;
  • другая деятельность, указанная в законах.

Сроки, сумма компенсации и список условий отчуждения участка регламентируются соглашением об изъятии.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования

Земельный участок может быть предоставлен новому владельцу на специальные цели для ведения деятельности, определенные ст. 7 Земельного кодекса России. Для таких целей определены следующие категории участков:

  • Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советысельскохозяйственные;
  • природной местности, подлежащие особой охране;
  • участки специального назначения, например, промышленного, оборонного, транспортного;
  • участки-поселения;
  • земли с ресурсами воды и леса.

Назначение участка в этом случае предписано в кадастровых и землеустроительных документах, виды и способы его разрешенного пользования определяются Приказом Министерства экономики №540.

Изъятие земельного участка у собственника может проводиться принудительно в связи с неиспользованием. Например, если он был предоставлен для ведения хозяйства или жилищного строительства и в течение 3 лет на нем не были начаты соответствующие работы (культивация, мелиорация, возведение жилья и т.д.). Больший срок для начала работ может устанавливаться только законами РФ.

К причинам для принудительного изъятия относят ситуации, когда использование участка влечет за собой сильный ущерб плодородным объектам или вредит окружающей природе.

Владелец может оспорить решение в том случае, когда докажет наличие обстоятельств, препятствующих целевому использованию, например, стихийных бедствий, природных катаклизмов, вмешательства третьих лиц. Срок действия таких обстоятельств исключается из трехлетнего периода.

Развитие территории

В этом случае возможно лишение права собственности на участок, когда он размещен в границах местности, которая подлежит комплексному развитию на основании специального решения при наличии соглашения с победителем открытых торгов.

Порядок изъятия земельных участков предусматривает такие этапы:

  1. Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советырешение принимают органы самоуправления с учетом проектного плана земли и выделения границ;
  2. решение в течение 7 рабочих дней после дня принятия вместе с проектом соглашения взыскания участка отправляют его хозяину для одобрения;
  3. собственник согласовывает документы и начинает выполнять их условия;
  4. в случае несогласия с решением либо проектом или его неодобрения владельцем на протяжении месячного срока включается процедура принудительного взыскания недвижимости в суде.

Если по решению суда одобрено изъятие недвижимых объектов, то через 7 дней после оглашения средства по возмещению стоимости должны быть перечислены на счет собственника земли или отправлены в нотариальный депозит.

Судебное решение в части легитимности изъятия для комплексного развития обжалованию не подлежит. Но размер компенсации оспорить возможно.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция подразумевает принудительное изъятие различных объектов, в том числе и недвижимых, в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, катаклизмами, эпидемиями и другими чрезвычайными опасными событиями, например, предотвращением террористических актов.

       Данный вид лишения права собственности на земельный участок является временной мерой, поэтому по окончании действия чрезвычайных обстоятельств он возвращается хозяину.

Если земля пострадает, то возможны:

  • компенсация на расходы по приведению ее в надлежащий вид;
  • выплата суммы в соответствии с рыночной ценой объекта без его возврата во владение;
  • замена участка на другой равноценный.

Конфискация земельного участка

Конфискация является безвозмездным принудительным взысканием земельного участка. Производят ее в связи с привлечением собственника недвижимости к уголовной ответственности и применением соответствующей санкции к обвиняемому.

Такое изъятие участка производится только на основании решения суда, например, обвинительного приговора, а не в административном порядке.

Порядок принятия решения

Этапы изъятия участка на нужды государства следующие:

  • вынесение решения;
  • подготовка соглашения с собственником об изъятии;
  • подписание владельцем соглашения, предложение альтернативных вариантов документа или исковой процесс в отношении владельца в случае несогласия;
  • компенсация изымаемого участка и всех убытков.

Если сведения про изымаемый участок по какой-то причине отсутствуют в Госреестре прав или кадастре, то собственник должен на протяжении 60 дней после уведомления обратиться в административные органы с заявлением и документами. При невнесении сведений участок признается публичным на основании судебного решения, а собственнику не положена компенсация за недвижимость.

Определение стоимости  земельного участка

Во время изъятия участка на нужды государства или местных муниципальных органов при определении суммы компенсации владельцу в нее включают:

  • рыночную стоимость земли;
  • убытки, связанные с лишением права собственности, не исключая и возможную упущенную выгоду;
  • затраты на переезд в другое место.

Если при изъятии участка лишение права собственности затрагивает другие объекты недвижимости, размещенные на его территории, то компенсации также подлежит их рыночная стоимость.

Хозяин участка может согласиться с заменой имущества, которое подлежит изъятию, на другой участок земли. В этом случае замена должна быть равноценной в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости, а условия и процедура лишения и оформления прав определяется в соглашении.

Компенсация выплачивается не только собственнику участка, но и лицам с кем он вступил в договорные отношения, например, передал землю в аренду или безвозмездное использование.

Исполнительное производство

Земельный участок может быть конфискован у граждан, в отношении которых открыто исполнительное производство по решению суда. Однако применение конфискации при возникновении задолженности в его рамках довольно узкое. Взыскание недвижимости не производится, если на участке расположен объект, который является единственной недвижимостью для проживания должника и его близких родственников.

Также суд никогда не одобрит взыскание земли, если ее рыночная стоимость существенно превышает сумму долга, например при неуплате алиментов на сумму 10 тыс. руб. не будет конфискована территория стоимостью 500 тыс. руб.

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советы

Собственникам, осуществляющим строительство личных домов, следует понимать, как проводится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и при каких обстоятельствах процедура может быть применена к земле под принадлежащими им строениями. В статье описаны возможные причины отчуждения земель и требования к процедуре и документам.

Изъятие земельного участка на госнужды – это неприятное известие, и как себя вести при этом не помешает знать

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.

выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Читайте также:  Перевод на другую работу в связи с инвалидностью — юридические советы

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.

В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.

В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца
Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советы

Порядок изъятия участка в 2019 году

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Составление договора отчуждения земли обязательно

  • Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.

После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.

Если собственник не согласен с оценкой своего имущества и не хочет подписывать предложенный договор, решение о передаче прав собственности принимается судом. Если не удалось найти собственника, решение об обращении в госсобственность также принимает судебная инстанция.

Определение выкупной стоимости

Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса стоимость участка, выплачиваемая при его передаче государству, включает в себя:

  • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
  • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
  • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

Владелец участка должен получить компенсацию за отчужденный участок, возможные убытки и упущенную выгоду

Стоимость недвижимости, расположенной на отчуждаемой площади, построенной и зарегистрированной в соответствии с законодательными нормами, также входит в компенсацию.

В выкупную сумму не входят следующие затраты:

  • произведенные не по назначению участка земли;
  • начатые после получения официальной информации о предстоящем отчуждении;
  • убытки по сделкам, заключенным после уведомления.

Произвести расчет компенсации необходимо за два месяца до передачи владельцам земель проекта соглашения.

Постановлением Конституционного суда № 9-П/2019 от 1 февраля 2019 года установлено, что предоставление собственнику компенсации ниже рыночной цены его имущества незаконно.

В частности, при расчете стоимости на день предшествовавший одобрению уполномоченным органом проекта планировки территории, может не учитываться повышение цены объекта, вызванное рыночными факторами, что нарушает конституционные права граждан.

Компенсация производится только на законных основаниях, при попытке «сэкономить» владелец участка вправе пожаловаться в суд

Документальное оформление изъятия

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд оформляют в виде письменного соглашения с каждым собственником. Договор носит возмездный характер и предполагает выплату компенсации.

Последовательность шагов госорганов, гарантирующая выполнение требований закона:

  1. После принятия решения об отчуждении земель следует в течение недели письменно проинформировать собственников всех объектов, планируемых к переходу в госсобственность.
  2. У владельцев есть 3 месяца на то, чтобы изучить проект договора. До истечения выделенного срока изымать имущество можно только по инициативе текущего владельца.
  3. Обратиться в суд с заявлением о принудительном лишении собственности заинтересованная сторона может не раньше, чем через 3 месяца после предоставления собственникам проекта договора.

Еще об изъятии земельного участка в случае аренды в видео:

Заключение

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Еще немного внимания!Напишите в х, как думаете – для государственных интересов возможность изымать земельные участки должна быть, или все-таки надо ставить на первое место частную собственность?

Прочитать позже

Отправим материал на почту

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Время чтения 4 минуты Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд – четко регламентированная процедура, инициатор которой должен соблюдать императивные сроки и согласовывать действия с титульным владельцем объекта земельного фонда.

Основания для изъятия

Изъятие земельного участка для государственных нужд. — Юридические советы

  1. Для выполнения обязательств, предусмотренных международными соглашениями;
  2. Для строительства стратегически важных объектов (при условии, что инженерные расчеты не позволяют разместить их на другой территории):
  • Объекты космической деятельности;
  • Объекты атомной энергетики;
  • Объекты связи, транспорта;
  • Объекты ж/д инфраструктуры;
  • Линейные объекты, предназначенные для бесперебойной работы естественных монополий;
  • Объекты, необходимые для безопасности, обороны страны;
  • Автомобильное дорожное полотно любого уровня.
Читайте также:  С кого взыскать денежные средства, если организация ликвидируется? — юридические советы

Порядок

Порядок истребования земельных участков для нужд государственного или муниципального уровня условно можно разделить на следующие этапы:

  1. Возникновение основания или обязательства, на основании которого требуется изъять объект земельного фонда;
  2. Территориальное планирование, составление проектов и подготовка документов, обосновывающих законность изъятия;
  3. Составление ходатайства об истребовании;
  4. Передача необходимого пакета бумаг на рассмотрение государственному органу власти (инициировать изъятие могут непосредственно органы власти или заинтересованные предприятия);
  5. Рассмотрение инициативы и принятие решения;
  6. Выявление граждан, которым принадлежат участки, подлежащие изъятию:
  • Запрашиваются сведения из архивов;
  • Осуществляется публикация в СМИ;
  • Информация размещается на официальном ресурсе уполномоченного ведомства;
  1. Извещение каждого владельца о предстоящей процедуре;
  2. Собственники участков предоставляют сведения о своих правах на объект (в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления);
  3. Принятие окончательного решения по изъятию участков и размещение указанной информации на официальном сайте;
  4. Обращение в суд с иском о признании права собственности на участок за РФ (если настоящий правообладатель не заявил о себе до окончания законных сроков);
  5. Формирование соглашения об изъятии объектов:
  • Переговоры с собственником по определению выкупной цены;
  • Проведение инициатором всех кадастровых работ по определению границ участка;
  1. Обращение в суд с требованием изъять участок в принудительном порядке (если собственник отказался подписывать соглашение);
  2. Проведение взаиморасчетов между контрагентами по выкупной цене объекта;
  3. Перерегистрация права собственности.

Особенности

  1. Титульный владелец недвижимого объекта (участка земли) в обязательном порядке имеет право на получение выкупной цены;
  2. Процедура изъятия производится по предварительному согласованию суммы взаиморасчетов с собственником участка;
  3. Выкупная цена может включать:
  • Рыночную стоимость объекта;
  • Стоимость построек;
  • Издержки, которые понесет собственник в связи с освобождением участка;
  • Убытки, связанные с невыполнением ранее взятых на себя обязательств;
  • Упущенную выгоду;
  1. При определении выкупной цены учету не подлежат:
  • Неотделимые улучшения или недвижимые объекты, проведенные/возведенные на участке после получения уведомления об изъятии;
  • Постройки, возведенные вопреки законодательным требованиям (категория земель не предназначена под строительство);
  • Сделки, совершенные правообладателем после получения уведомления о процедуре изъятия (собственник участка надеялся получить упущенную выгоду от арендных отношений, которые досрочно прекратились по причине изъятия земли);
  1. Изъятие осуществляется на основании постановления, которое:
  • Предоставляется на ознакомление не менее чем за 2 месяца до даты проведения процедуры;
  • В своем содержании имеет указания на:
  1. Основание изъятия;
  2. Сведения о владельце участка;
  3. Площадь объекта;
  4. Кадастровый номер и иные идентифицирующие его признаки
  5. Размер и сроки предоставления вознаграждения;
  6. Возможные сервитуты;

Изъятие в принудительном порядке

Принудительное истребование земельного участка из частного владения возможно только на основании судебного решения.

Законодательный регламент имеет исчерпывающий перечень оснований, по которым объект земельного фонда может изыматься принудительно. К числу таковых относятся:

  1. Выкуп земли органами муниципалитета;
  2. Обращение взыскания по долгам;
  3. Реквизиция;
  4. Национализация;
  5. Конфискация ввиду нарушения законодательства.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

Содержание

Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

С какой целью государство может изъять землю

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Обоснование принятия решения по изъятию земли

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления.

В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу.

При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2.

Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Читайте также:  Признание договора купли-продажи квартиры недействительным — юридические советы

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

Как защитить свои права на землю

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Запрет на изъятие земельного участка

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в 2019 году, основание вынесения акта об изъятии, отчуждение земель, право бессрочного пользования | Земельный эксперт

753

Содержание статьи:

Обоснование изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Земельные участки могут быть изъяты у пользователя по нескольким основаниям. Различаются такие виды изъятия, как:

  • конфискация – принудительное отчуждение;
  • реквизиция – отчуждение территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
  • принудительное изъятие вследствие недобросовестной эксплуатации;
  • изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 49 ЗК РФ, последняя процедура является исключительной мерой и осуществляется только при наличии следующих оснований:

  • выполнение международных договорных обязательств;
  • строительство или восстановление зданий и объектов государственного или местного значения;
  • расширение территорий, в отношении которых применяются особо охранные меры;
  • при наличии лицензии о недропользовании;
  • в связи с оформлением акта об аварийности постройки и ее сносе.

Такое решение выносится только в том случае, когда соблюдаются условия изъятия, установленные в ст. 56.3 ЗК РФ. К таковым следует отнести:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Наличие официальных документов, подтверждающих необходимость проведения работ по строительству или реконструкции объектов и сооружений.
  2. Принятие решения об изъятии не позднее чем через три года после утверждения генплана застройки.
  3. Наличие официального акта уполномоченного органа либо ходатайства об изъятии территории, которое подала соответствующая организация.
  4. Изъятие земельного участка, вследствие которого прекратится право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также аренды земель состоящих в госсобственности или распоряжении городской управы производится при любой форме собственности на данный участок.
  5. Разрешается отчуждение земель одного субъекта для нужд другого региона, если это действие предусмотрено актами территориального планирования того края или области, где располагаются земли.

Решение по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд предусматривает принятие соответствующего решения. Как правило, такой акт оформляют федеральные органы, которые уполномочены решать данные вопросы. В некоторых случаях эту роль выполняет городская администрация.

Земельным кодексом предусмотрены два основания для вынесения акта об изъятии:

  1. По собственной инициативе муниципалитета или гос. органов.
  2. На основе ходатайства, которое подают компании (естественные монополии, недропользователи) в связи с необходимостью изъятия земель.

Ходатайство подается на один или несколько земельных участков, в нем должна быть указана цель отчуждения земель.

Процедура принятия решения довольно продолжительная и может занять до полугода с момента возникновения такой необходимости.

Результаты уполномоченный орган не позже 10 дней с момента принятия обязан разместить на официальном сайте и опубликовать в муниципальном акте. Копия решения передается собственникам земли.

Данный документ действителен в течение трех лет и может быть оспорен исключительно при обращении в суд.

Требования к изымаемым землям

Изъяты могут быть земли, состоящие в собственности или пользовании граждан, юридических лиц и даже федеральные участки земли (за исключением тех территорий, которые предоставлены федеральным бюджетным учреждениям, выполняющим управление особо охраняемыми природными зонами).

Разумеется, не могут быть изъяты земли, исключенные из оборота и частично ограниченные в эксплуатации.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Существуют различные способы отчуждения земель: конфискация, реквизиция, отчуждение для нужд государства и муниципалитета.
  2. Основаниями для осуществления такой процедуры являются положения и обстоятельства, оговоренные в земельном законодательстве.
  3. Изъятие должно проводиться только в установленном законом порядке.
  4. Процедура изъятия предусматривает оформление официального решения, которое будет действительно не более трех лет. Срок принятия данного документа может составить более полугода.
  5. Некоторые земли не могут подлежать изъятию.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по условиям изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Алексей Михайлович. У меня имеется участок, которым я владею на праве бессрочного пользования.

Все обязанности по отношению к наделу выполнялись мной в полной мере, а на днях я получил уведомление о том, что мою землю изымают в пользу муниципалитета для того, чтобы там возвести государственное административное здание.

Вместе с тем никаких подтверждающих документов — постановлений, распоряжений, иных актов о таком строительстве или об утверждении генплана я так и не увидел.
Подскажите, правомочно ли требование муниципалитета и возможно ли решить эту проблему в суде, отказавшись отдавать землю?

Ответ: Здравствуйте, Алексей Михайлович. Согласно указанным вами обстоятельствам, существенно были нарушены не только ваши права, но и условия принятия такого решения.

Руководствуясь статьей 56.

3 ЗК РФ, следует отметить, что решение обязательно должно содержать полную информацию о будущем строении с указанием официальных документов, распоряжений, муниципальных актов.

На сегодняшний день вы имеете полное право оспорить принятое решение в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56.3 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *