Предоставление коммунальных услуг — Юридические советы

Жилищно-коммунальные услуги необходимы для обеспечения комфортного проживания, а пользователи обязаны своевременно их оплачивать

Предоставление коммунальных услуг — Юридические советы

Алексей Зотов/ТАСС

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии.

Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.

Эксперт в статье:

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal

Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок.

А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.

Что входит в жилищно-коммунальные услуги

В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:

  • подача холодной воды;
  • подача горячей воды;
  • обеспечение тепловой энергией;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;
  • отопление;
  • твердое топливо при наличии печного отопления;
  • содержание и ремонт общего имущества;
  • вывоз мусора.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.

Правила предоставления коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

Обязанности исполнителя:

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Предоставление коммунальных услуг — Юридические советы

Максим Коротченко/ТАСС

Нормативы потребления

Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.

В каких случаях вносятся изменения в нормативы:

  • изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
  • внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
  • изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

В ЕПД входит плата за следующие услуги:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • содержание жилого помещения;
  • газ;
  • капитальный ремонт (для собственников);
  • радиоточка;
  • общедомовая телевизионная антенна.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф.

При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире.

В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:

  • лица, занимающие муниципальные или государственные жилые помещения по договору найма, а также те, кто снимает жилье у других людей;
  • владельцы жилья;
  • лица, состоящие жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

Также к категориям льготников относятся:

  • граждане с низким уровнем дохода (малоимущие);
  • семьи с тремя и более детьми;
  • одинокие матери;
  • безработные;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.

Предоставление коммунальных услуг — Юридические советы

Замир Усманов/ТАСС

Большой долг за коммунальные услуги: что делать?

Последствия большого долга за коммунальные услуги:

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.

Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.

Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.

Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.

Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.

Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.

Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.

Статьи

Предоставление коммунальных услуг — Юридические советы

Сразу скажем: радоваться рано, но мы получили от Верховного Суда РФ чёткий круг вопросов, который следует изучать суду и оценить в делах о взыскании долгов с жителей коттеджных посёлков. Коллеги, нужно готовиться доказывать всё…

В Московской области существует неплохо развитый (судя по отзывам) коттеджный посёлок, которым управляет ООО «ПЖК Николино». И вот в один прекрасный день указанное общество обратилось в суд с иском к одному из жителей посёлка. Хотели получить неосновательное обогащение за почти два года.

В обоснование исковых требований истец указал, что пос. Николино (Таганьково-7) является поселком закрытого типа, представляющим собой жилой комплекс, единая территория застройки, включающая земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые дома, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Территория поселка огорожена, установлены КПП.

Читайте также:  Совмещение различных системы налогообложения — Юридические советы

(Александр из-под Москвы, знакомая обстановка, да?)

Ответчику принадлежит земельный участок и жилой дом в посёлке.

Истец выполняет работы и оказывает услуги, связанные с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан в поселке, надлежащим содержанием имущества общего пользования, а именно: организацией ограниченного доступа на территорию поселка, организацией централизованного сбора и вывоза мусора, обеспечение содержания и уборки мест общего пользования, включая дороги общего пользования, пешеходные дорожки, детские площадки и прочие зоны отдыха, организацией благоустройства и озеленения территории общего пользования, организацией видеонаблюдения и освещения общественных зон и территорий, а также прочие услуги и несет соответствующие расходы.

  • Между истцом и ответчиком в 2009 году был заключен договор на предоставление услуг и техническое обслуживание, согласно которому ответчик обязался ежемесячно оплачивать услуги истца.
  • Ответчик свои обязательства должным образом не исполнял, истец был вынужден неоднократно обращаться в суд с иском о взыскании задолженности.
  • Весной 2017 года ответчик в одностороннем порядке расторг договор, а новый не заключал.
  • (Александр из-под Москвы, и ведь это тоже как под копирку, да?)
  • В обоснование размера неосновательного обогащения истец указал, что стоимость содержания поселка на следующий год рассчитывается исходя из затрат, которые организация понесла в текущем году в соответствии с заключенными договорами и с учетом инфляции.
  • Получив исковое заявление, житель посёлка не растерялся и подал встречный иск о взыскании излишне уплаченных денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере и государственной пошлины.

В обоснование встречного иска житель указал, что у ООО «ПЖК Николино» не имеется имущества общего пользования.

Объекты инфраструктуры, водопроводные сети, скважины, распределительные газопроводы, канализация, очистные сооружения, сети энергоснабжения, дороги, беседки, сооружения, дома охраны, административные здания, все земельные участки расположенные внутри поселка и не принадлежащие собственникам частных домовладений, оформлены в собственность ЗАО «Агроимпэкс» и переданы им в аренду ООО «ПЖК Николино».

Собственник несет бремя содержания имущества, следовательно, ответчик не может нести расходы на их содержание, так как имущество ему не принадлежит. Собрание собственников по вопросу управления поселком не проводилось, тарифы не устанавливались, договорные отношения между истцом и ответчиком отсутствуют.

Житель вспомнил, что он — Потребитель, а стало быть имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, а потому считает необходимым для себя только некоторые услуги: охрана поселка, содержание, уборка и обслуживание дорог, вывоз бытового мусора.

Остальными услугами житель якобы не пользуется, а газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение оплачивает отдельно. Также приведены были некие расчёты, которые мы не приводим для краткости.

В итоге житель указал, что ранее по ошибочному его поручению третье лицо перечислило ООО «ПЖК Николино» средства в размере 126 502,57 руб., так вот житель считает необходимым уплатить из этих средств ООО «ПЖК Николино» 37 653,53 руб. с февраля 2017 по декабрь 2018 г., а оставшиеся излишне уплаченные средства подлежат взысканию с ООО «ПЖК Николино»…

Лихо закручено? Встрепенитесь, управленцы коттеджных посёлков! Сейчас будет action…

Суд первой инстанции первоначальный иск удовлетворил, а во встречном иске отказал. Мотивы?

Поскольку обществом услуги потребителю оказываются, а оплату этих услуг потребитель не осуществляет, иск подлежит удовлетворению, а доводы потребителя о том, что он готов оплачивать только те услуги в которых нуждается, судом признаны несостоятельными, поскольку такая позиция потребителя приведет к нарушению прав других собственников объектов в поселке. В довесок приведены положения статей 395 и 1102, 1107 ГК РФ.

Естественно, последовала апелляционная жалоба от ущемлённого потребителя!

Судебная коллегия Мосгорсуда её приняла к рассмотрению и оценила заявленные доводы так.

Первое; доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства существования поселка Николино (интересный довод на грани того, виден ли суслик в поле!), существования общего имущества жителей поселка и передачи общего имущества в управление истца, отсутствуют акты, позволяющие оказывать гражданам услуги по содержанию и обслуживанию не принадлежащего им имущества на бездоговорной основе, судебная коллегия нашла несостоятельными.

Факт предоставления обществом услуг по управлению, содержанию и эксплуатации поселка «Николино» подтвержден материалами дела, в частности представленными договорами аренды, договорами на вывоз ТБО, договорами поставки, договорами купли – продажи, договорами на обслуживание с использованием пластиковых карт, договорами об оказании охранных услуг, и др., актами об оказании услуг, платежными документами.

  1. Второе; сыграло роль и наличие апелляционного определения Московского областного суда, которым оставлено без изменения решение Одинцовского городского суда Московской области о взыскании с потребителя в пользу ООО «ПМК Николино» задолженности (за предыдущий период).
  2. Третье, на что указала коллегия, — отсутствие договора между собственником земельного участка и обществом не освобождает ответчика (потребителя) от внесения платы за предоставленные истцом услуги.
  3. В итоге решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Но горечь потребителя была бы неполной без проигрыша в кассационной инстанции, куда и подана была его жалоба…

Коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела жалобу в январе 2020 года и не нашла оснований к отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Какие же доводы заявлены были? Кроме тех, что уже приведены были выше, в жалобе было заявлено следующее:

Предоставление коммунальных услуг

  • Стандарты управления МКД
  • Стандарты сервиса управления МКД

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Согласно ПП РФ от 06.05.

2011 № 354 предоставление коммунальных услуг – это подача потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД.

К коммунальной услуге также относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Коммунальные ресурсы – это используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании ОИ в МКД:

  • холодная вода
  • горячая вода
  • электрическая энергия
  • газ
  • тепловая энергия
  • теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения)
  • бытовой газ в баллонах
  • твердое топливо при наличии печного отопления

К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды.

Порядок предоставления коммунальных услуг

Коммунальные услуги предоставляются с момента возникновения права собственности на жилое помещение или с момента предоставления жилого помещения по договору найма или аренды (п. 3 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).Степень благоустройства дома определяет, какие именно КУ будут предоставлены.

КУ предоставляются в необходимом объёме и надлежащего качества круглосуточно и бесперебойно. Услуги по отоплению – предоставляются в рамках отопительного сезона. При этом техническое состояние внутридомовых инженерных сетей должно соответствовать требованиям.

КУ предоставляются потребителю на основании возмездного договора.

На основании договора ресурсоснабжения, заключённого в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией осуществляется поставка в нежилое помещение в МКД (п. 4 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):

  • поставка холодной воды
  • горячей воды
  • тепловой энергии
  • электрической энергии
  • газа
  • отведение сточных вод

УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК должны предоставлять РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляет таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.

Эти условия не распространяются на машиноместа (п. 6 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Договор о предоставлении КУ может быть заключён как письменно, так и путём совершения конклюдентных действий. Например, потребитель оплатил счёт за предоставленные услуги – значит он принял условия договора посредством конклюдентных действий (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении КУ в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Условия предоставления КУ определяются (п. 9 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):

  • в договоре управления МКД (УО)
  • в договоре предоставления КУ (ТСЖ)
  • в договоре ресурсоснабжения (РСО)
  • в договоре найма или аренды

Исполнитель коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг может быть (п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):

УО приступает к предоставлению КУ с даты, указанной в решении общего собрания о выборе этой УО или с даты заключения договора управления МКД. Прекращает предоставления услуг с момента расторжения договора.

ТСЖ начинает предоставлять КУ с даты его регистрации, но не раньше, чем начнётся поставка КР по договору с РСО. Прекращает – с момента ликвидации товарищества.

РСО начинает предоставление КУ с даты, обозначенной в договоре ресурсоснабжения, прекращает – с даты расторжения договора.

Договор о предоставлении КУ

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать (п. 19 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):

  • дату и место заключения договора;
  • наименование, адрес, реквизиты расчётного счёта и другую контактную информацию исполнителя;
  • сведения о потребителе: для физического лица – ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица – наименование и место государственной регистрации, контактный телефон;
  • адрес помещения в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются КУ. Здесь нужно указать общую площадь помещения и общую площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД, площадь жилых и нежилых помещений, вид деятельности, которая осуществляется в нежилом помещении, а также количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении. Эти сведения необходимы для расчёта оплаты за КУ;
  • наименование коммунальной услуги;
  • требования к качеству КУ;
  • порядок определения объёма потребленного коммунального ресурса;
  • сведения о ИПУ: дата и место установки, дата опломбирования заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку, срок проведения очередной поверки, порядок и условия приёма показаний приборов учёта;
  • периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия ИПУ и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях;порядок определения объёма предоставленных КУ и размера платы, в том числе порядок определения объёма предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу по тарифу;
  • меры социальной поддержки по оплате КУ, предоставленные потребителю;
  • адрес и способ доставки платёжного документа для оплаты КУ;
  • порядок установления факта непредоставления КУ или предоставления КУ ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы в случаях перерывов в предоставлении КУ, которые превышают установленные нормы, или при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
  • основания и порядок приостановки и ограничения предоставления КУ;
  • основания и порядок изменения и расторжения договора;
  • срок действия договора.
Читайте также:  Обжалование судебных постановлений — Юридические советы

Договоры ресурсоснабжения, которые заключаются с РСО, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления КУ (п. 21 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Если договором условия не определены, то граница ответственности определяется границей раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Чтобы заключить договор, УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК не позднее чем через 20 рабочих дней после начала предоставления КУ должны предоставить собственнику в двух экземплярах подписанный проект договора (п. 22 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Если у собственника нет возражений, то в течение 30 дней со дня получения договора он направляет его исполнителю по почте или другим способом по месту нахождения исполнителя.К договору собственник должен приложить копии:

  • документов на право собственности на помещение в МКД,
  • документа, удостоверяющего личность физического лица или свидетельство о государственной регистрации юридического лица,
  • документов с информацией о ИПУ.

Собственник вправе и сам инициировать заключение договора. Для этого ему необходимо подать заявление о заключении договора в двух экземплярах, приложив к нему всё тот же список документов. Такое заявление можно отправить на адрес УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или сразу в РСО.

Исполнитель обязан отреагировать на поступившее заявление в течение 10 рабочих дней с момента его получения.

Подать заявление может каждый собственник отдельно или общее собрание может уполномочить кого-то одного для совершения таких действий (п. 22-27 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения.

Минстрой России разъясняет требования к платежному документу за услуги ЖКХ | Государственная жилищная инспекция Новосибирской области

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 № 27125-ОГ/04 Департамент ЖКХ Минстроя РФ разъясняет состав платы за жилищные и коммунальные услуги и требования к платежному документу за ЖКУ.

  • В соответствии положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
  • — плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества);
  • — взнос на капитальный ремонт;
  • — плату за коммунальные услуги.
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ (ЖСК, ЖК).

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в платежном документе указываются:

  1. — почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;
  2. — наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;
  3. — указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов  коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, ‑ величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
  4. — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;
  5. — размер повышающего коэффициента, в случае его применения при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
  6. — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,
  7. — общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения);
  8. — сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями,  предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
  9. — сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
  10. — сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
  11. — сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;
  12. — штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
  13. — другие сведения, предусмотренные Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.

Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию.

В случае нарушения исполнителем коммунальной услуги требований жилищного законодательства к платежному документу, Минстрой России рекомендует гражданам обращаться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ.

Обращаем Ваше внимание, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией ведомства и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Читайте также:  Изменение вида разрешенного использования земель — Юридические советы

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32
«О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

В целом же, поскольку вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг вплоть до настоящего времени вызывают целый ряд разночтений, одним из самых важных с точки зрения законодательного регулирования следует считать Раздел VII ЖК РФ «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги».

Приказ ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/48@ Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц

3) расчетов, осуществленных платежным агентом с плательщиками, в части принятых платежным агентом в месте приема платежей от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, 14, 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; N 31, ст. 4206; N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7027, 7061; N 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст. 1163; N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072; N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 52, ст. 6982).

Письмо Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6175-АД/14

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение урегулирован в части 1 статьи 37, части 2 статьи 39, разделе VII Кодекса, а также в пункте 17 и разделе III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила).

Регулирование порядка расчета и внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений и собственниками помещений в многоквартирном доме органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Кодекса (в частности, статьями 13, 14, 153 — 158) не предусмотрено.

Приказ ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/49@
(ред. от 10.04.2018) Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов

3) расчетов, осуществленных платежным агентом с плательщиками, в части принятых платежным агентом в месте приема платежей от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, 14, 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; N 31, ст. 4206; N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7027, 7061; N 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст. 1163; N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072; N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 52, ст. 6982).

Вс объяснил, как сгорают долги за коммунальные услуги

Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается. 

При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу. 

Суть дела

В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.

Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница. 

Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.

Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.

  • Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
  • Позиция ВС 
  • Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ. 
  • Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).

«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС. 

При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция. 

Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).

  1. «Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.
  2. Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он. 
  3. ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.
  4. Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.
  5. Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
  6. «В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС. 
  7. Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
  8. Алиса Фокс

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *