Легализация скважины — Юридические советы

Вышли новые правила о пользовании подземными водами. Владельцы частных домов и дачники забеспокоились. Ведь так называемый закон о скважинах в частном доме, который вступил в силу в 2019 году повлечет за собой новые налоги, ужесточит требования.

Статья 19.2 Закона “О недрах” с последней редакцией от 2019 года

Легализация скважины — Юридические советыВырезка из закона “О недрах”

Как видно из статьи 19.2 обычному дачнику или садоводу волноваться не стоит. Никто не заставит Вас получать лицензию на скважину, которую вы используете для собственных нужд.

Несмотря на это уже сейчас появляются сообщения о попытках мошенничества и принуждения получения липовых “лицензий”.

Будьте внимательны, не попадитесь на уловки мошенников! Полностью текст Закона “О недрах” можно прочитать на сайте КонсультантПлюс.

С одной стороны, недра принадлежат государству. Питьевая вода по сути – полезное ископаемое, наряду с нефтью, газом, каменным углем. Ее месторождения и места добычи подлежат государственному учету и контролю. Каждая скважина внесена в госреестр, ей присвоено регистрационное свидетельство.

На Вашем участке уже есть скважина или еще думаете о Плюсах и Минусах?

С другой стороны, почему человек, обустроивший участок, за который он уже заплатил налог, вложил собственные средства на строительство частного колодца на даче, пользуется им изредка и исключительно в личных целях, должен платить еще?

Контроль за водопользованием объективно необходим потому, то имеет тесную взаимную связь с экологическим благополучием жизни и эпидемиологической обстановкой.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

Закон о регистрации скважин на воду вступил в силу с 1 января 2019 года.

Все, кто занимается добычей воды, распределены на три категории:

  1. Юридические лица, ведущие производственную и хозяйственную деятельность, добывающие артезианскую воду.
  2. Садоводческие товарищества, дачники, пользующиеся скважинами в личных некоммерческих целях.
  3. Частные лица, пользующиеся подземными источниками для удовлетворения собственных потребностей. Эта группа ограничена рядом регламентирующих условий.

Законодательно утверждена процедура добычи воды. Если предполагается бурить артезианскую скважину, обязательно потребуется лицензия. Если колодец построен для частных нужд на даче и расположен на глубине первого от поверхности земли водоносного слоя (на песке), разрешение на него получать не нужно.

Что можно по закону без регистрации и лицензии?

Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.

В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:

  • Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
  • Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
  • Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.

Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.

С проблемой столкнутся владельцы частных колодцев, где подземные воды в принципе залегают очень глубоко. А даже в Подмосковье есть территории, где водоносный песчаный или известняковый слой расположен на глубине 20 и более метров. Здесь без лицензии не обойтись вовсе.

Нововведения в законодательстве о недрах

  • Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.
  • В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.
  • Узаконить колодец придется, если:
  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины.

В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.

Как регистрируется водоносная скважина?

Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2020 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.

И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2020 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.

Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.

Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.

Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.

Как зарегистрировать уже готовую скважину?

Если артезианская скважина уже имеется, и закон вступил в силу после, ее все-равно придется регистрировать на общих основаниях. В противном случае скважину или колодец обяжут ликвидировать в судебном порядке.

Как получить лицензию на водопользование из скважины?

Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:

  • Технический паспорт установленного образца.
  • Проведение геофизических исследований.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).

Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.

Чтобы оформить скважину, потребуются:

Для физических лиц Документ, удостоверяющий личность.
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды).
Генплан участка.
Кадастровый план участка.
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры.
Для юридических лиц Банковские реквизиты организации.
Фактический и юридический адрес.
Устав.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Свидетельство ЭГРЮЛ.
Документы об учредителях.
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам.

Как Вы оцениваете КАЧЕСТВО воды в вашей скважине?

Возможно понадобятся и другие документы. Процедура оформления может занять длительное время в зависимости от вида скважин, потребуются изыскательные работы. Проект проведения работ по бурению согласуют с контролирующими органами.

Как правило, к процессу привлекают специализированные организации, которые имеют лицензию, опыт проведения геолого-разведывательных и буровых работ, обладают базой геологических данных о местности.

Специалисты возьмут на себя подготовку разрешительной документации. Кроме того, подобные организации дают гарантию качества, необходимого объема воды из скважины и сроков пользования источником.

Лицензию на водопользование выдает Министерство природных ресурсов. Она содержит следующие сведения:

  • Информация о владельце.
  • Цели использования источника.
  • Основания для предоставления лицензии.
  • Предполагаемый объем водопотребления.
  • Местонахождение (географические координаты).
  • Геологическая информация из федерального реестра.
  • Условия безопасного использования.
  • Описание процедуры разведывательных работ.
  • Срок действия выданного документа.
  • Условия и порядок оплаты.

Дополнения и изменения в условия лицензии вносятся с ведома и по согласованию с органами госреестра и пользователем.

Срок получения лицензии на недропользование

От подготовки проекта до получения лицензии на недропользование пройдет больше года.

  1. Вначале делают геологические изыскания. На это требуется до 6 месяцев.
  2. Затем оформляют экспертную оценку водных запасов. Она занимает по времени от 3 до 12 месяцев.
  3. Наконец, официальное заключение готовится от 4 до 12 месяцев.

Приступая к официальному оформлению артезианской скважины, нужно отдавать себе отчет в том, какой объем работы придется выполнить. Но если источник дает достаточный объем воды, а она при этом высокого качества, то ее добыча будет приносить доход на протяжении десятков лет.

Как узаконить скважину на воду

Без воды никак, для дачи еще можно придумать поливной колодец, а для частного домовладения требуется либо центральное водоснабжение, либо скважина.

Технически пробить ствол на глубину залегания водоносного слоя не представляет особого труда, современная техника легко достает воду с глубин до сотни метров.

Гораздо сложнее решить проблему, как узаконить скважину на воду, получить документы и паспорт на водозабор.

Законодательные акты и руководящие документы

Большинство частников – физических лиц в вопросах обустройства скважинного водозабора руководствуются консультациями и информацией, полученной в доверительной беседе с каким-нибудь мастером или профильным специалистом в сфере строительства водяных скважин. Возможность пробурить с оформлением паспорта и получить должным образом оформленное право от государства на строительство, документы и разрешение для строительства скважины на воду по законодательству являются совершенно разными понятиями.

Для того чтобы проще было понять ситуацию с юридической точки зрения, потребуется проштудировать как минимум три нормативных акта:

  • Закон о лицензировании;
  • Закон о недрах, опубликованный в 1992г за № 2395-1, или закон о скважинах на воду;
  • Приказ Министерства природных ресурсов от января 2017 №583 «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования…».

Ситуация складывается таким образом, что документов, регламентирующих процедуру узаконивания водоносной скважины, не так много. Пара законов и подзаконных актов, но наиболее важные нормы и положения в них прописаны таким образом, что понять, как именно поступить, чтобы узаконить водозабор, как того требует закон, не так просто, можно легко запутаться.

Кроме того, с января 2015 г вступили в действие изменения и дополнения к Закону №2395-1, известные, как новый закон о скважинах на воду. Попытка законодателей внести ясность и устранить лазейки в положениях и требованиях закона о регистрации скважин на воду привела к обратному результату.

Читайте также:  Последствия несвоевременной подачи налоговой декларации — Юридические советы

Заведомо благая инициатива законодателей стимулировать всех владельцев узаконить свои скважины и предотвратить незаконную добычу воды только еще больше запутала ситуацию.

После внесения поправок большинство специалистов-гидрогеологов считают и пытаются убедить население в том, что единственный путь узаконить ситуацию с добычей воды — это получение по закону лицензии на скважины на воду.

В этом есть большая доля здравого смысла, правда, ситуация не настолько критична, в том же законе существуют некоторые нюансы, позволяющие узаконить забор воды более простыми и доступными средствами.

Прежде всего, статья 19 Закона № №2395-1. О ней чаще всего вспоминают, когда любой собственник пытается доказать контролерам, что в его случае узаконить скважину можно обычным получением паспорта и свидетельства Роспотребнадзора.

Статья 19 закона о бурении скважин на воду говорит прямо и недвусмысленно – скважину можно официально узаконить в соответствии с нормами законодательства без лицензии, но только в качестве исключения. По закону лицензию на скважины на воду не требуется получать в обязательном порядке, если:

  • Забор воды осуществляется с песчаных водоносных слоев, не входящих в систему центрального водоснабжения;
  • Отбор воды осуществляется только для личных целей, с суточным дебетом не более 100 м3;
  • Водопользование не связано с предпринимательской деятельностью, а направлено на удовлетворение собственных нужд и потребностей.

Как правило, в попытках узаконить скважину забывают о том, что вода, которую частник планирует поднимать для собственных целей, должна соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе по своим характеристикам и безопасности для людей и окружающей среды.

К сведению! Вода должна соответствовать санитарным нормам, определенным Роспотребнадзором для питьевых запасов.

После лицензии это второй наиболее серьезный аспект водопользования. Если повезло, и на участке найдено месторождение воды с особыми свойствами, – минеральной, с высоким содержанием серебра или насыщенной газами, узаконить такую скважину будет на порядок сложнее.

По сути, законодатель так изложил закон о скважинах на воду на даче, чтобы было невозможно узаконить нелегальную добычу и продажу особо ценных водных ресурсов, и чистая питьевая вода в этом списке стоит на втором месте. Ее просто катастрофически не хватает. Если планируется узаконить артезианскую скважину, то без оформления лицензии сделать это будет практически невозможно.

Как правильно узаконить скважину, что говорят законы и подзаконные акты

Закон о лицензировании устанавливает единственный вид разрешения, в соответствии с которым получить допуск к осуществлению определенных работ или узаконить уже существующий вид деятельности – это лицензия. Любые другие разрешения контролирующих органов – всего лишь бумага, которая нужна для того, чтобы узаконить скважину, но от ответственности не избавляет.

Порядок действий, как правильно узаконить скважину

Понятно, что узаконить скважину можно, только если выполняются требования к обустройству водозабора:

  • На расстоянии в 300 м от ствола отсутствуют объекты, способные привести к загрязнению водоносных слоев;
  • В радиусе 30 м нет свалок или канализационных коллекторов, часто первым условием, необходимым для того, чтобы узаконить скважину, является ликвидация стоков, ям и улучшение санитарного благополучия территории;
  • Отсутствие коммуникаций и трубопроводов в зоне строительства скважины.

Независимо от того, пробурена скважина или ее только планируют строить, для того чтобы узаконить водозабор, в первую очередь потребуется разрешение Министерства природных ресурсов и экологии.

Для этого обращаются в региональное управление с заявлением и пакетом документов, в течение 10 дней выносится решение.

Важна каждая мелочь, иногда из-за допущенных ошибок, например, в координатах расположения скважины, узаконить объект не удается в течение года.

Если скважина действующая, то до получения лицензии или другого способа узаконить объект ее предложат затампонировать на период оформления документов. Как правило, срок выполнения предписания меньше, чем время, необходимое для того, чтобы узаконить водозабор.

Для того чтобы узаконить водозабор, потребуется собрать следующие документы:

  • Выписка из генерального плана местности;
  • Ситуационный чертеж расположения домовладения в конкретной инфраструктуре города или поселка;
  • Документ на право владения или долгосрочной аренды земельного участка;
  • Выписка из кадастрового плана;
  • Справка о регистрации в налоговых органах;
  • Паспортные данные – копии;
  • Расчет будущего потребления воды, выполненный уполномоченной организацией и согласованный с региональным отделением МПРиЭ. Для того чтобы узаконить скважины, придется втиснуться в 100 кубовый дебет водозабора;
  • Решение местного управления Роспотребнадзора о наличии возможности обустройства санитарной зоны 60х60 м.

После утверждения проекта и параметров дебета скважины в областном комитете по водопользованию весь пакет направляется в Департамент надзора по недрам, через месяц можно получить лицензию, и можно считать, что водозабор узаконен.

Только после получения документа можно договариваться с бурильщиками, в некоторых случаях мастера берутся за строительство до того, как был узаконен факт обустройства скважины. Но в этом случае существует риск заработать штраф до 5 тыс. руб.

Специалисты МПРиЭ или Роспотребнадзора любят выезжать на местность под предлогом проверки заявленных сведений. Если обнаруживается водозабор, на который только предстоит получить разрешение и узаконить, то собственник скважины будет оштрафован.

Если скважина построена на участке еще при старых владельцах, то о штрафах речи не идет, но для того чтобы узаконить ее, потребуется тщательно обследование, стоящее немалых денег.

Регистрация водозабора

Получение лицензии и постройка ствола скважины еще не означает завершения проблем. Чтобы узаконить объект, потребуется получить паспорт, а для артезианских скважин и тех, которые подлежат обязательному лицензированию, потребуется внести водозабор в кадастровый реестровый учет.

По результатам бурения проводятся следующие мероприятия:

  • Обследование специалистами Департамента пользования водными ресурсами МПРиЭ, для того чтобы узаконить забор воды с дебетом до 100 кубов, экспертиза не проводится;
  • Постройка зоны санитарного отчуждения согласно проекту обустройства горловины;
  • Забор проб и подтверждение специалистами Роспотребнадзора соответствия нормам для питьевой воды;
  • Все перечисленные документы, плюс паспорт на скважину, выданный организацией, выполнявшей бурение, являются основанием для постановки на кадастровый учет. Только после этого проблема, как узаконить скважину, можно сказать, решена.

К сведению! Постановка на учет является чисто бюрократической процедурой, но перед тем как пытаться узаконить скважину, обратитесь к специалисту. За символическую плату пакет документов будет проверен абсолютно беспристрастным образом, что в будущем сэкономит нервы и время.

Срок действия лицензии на водозабор ограничен 3, 5 и 10 годами, он указан в самой лицензии.

Главные проблемы, узаконить или использовать нелегально

Ситуация с оформлением водозабора достаточно неоднозначная. До принятия поправок и изменений в закон о бурении скважин на воду все было намного проще. С проблемой, как узаконить водозабор, сталкивались только юридические лица и пользователи артезианских скважин. Сегодня с требованиями закона о лицензировании скважины на воду столкнутся практически все владельцы частных водозаборов.

Кому придется узаконить забор воды с получением лицензии

Под действие закона попадают практически все водопользователи, за исключением 5-10% домовладений, которые волею случая находятся на удалении от мест компактного проживания населения.

Проще говоря, их скважина не нуждается в том, чтобы узаконить постройку, так как не попадает в централизованный водозабор местного водоканала, независимо от того, на какую глубину пробурен ствол, и с какого горизонта берется вода.

Скважина на песке работает очень неустойчиво и недолго, поэтому владельцы часто даже не пытаются их узаконить, даже если стоимость работ получается невысокой. Такие водозаборы строятся в дачных поселках без централизованного водоснабжения. В этом случае достаточно получить паспорт на объект. В остальных вариантах узаконить водозабор можно только через лицензию.

Кроме того, согласно упомянутой статье 19, если скважина попадает в исключение, то есть для того, чтобы ее узаконить, не требуется проходить процедуру лицензирования, делить ее на двух владельцев нельзя – это будет очевидным нарушением. То же самое касается использования воды в интересах третьих лиц, если проверка установит факт передачи водных ресурсов — это гарантированный штраф.

Два слова о налогах и штрафах

Чтобы было понятно, насколько для государства важно заставить пользователя пройти процедуру лицензирования, можно вспомнить, что согласно ст7.

3 Кодекса об административных правонарушениях сумма штрафа в случае, если вы «забыли» узаконить скважину, составит 7 тыс. руб., с глушением ствола бетонным тампонажем.

Для юрлиц и предпринимателей, которые не захотели узаконить водозабор, штраф легко может достигнуть 1 млн. руб.

То есть невозможно откупиться от государства несколькими штрафами, все равно заставят узаконить забор воды, мало того, в первую очередь с проверкой придут к лицам, ранее замеченным в совершении правонарушения.

Теперь о налогах. Оформить лицензию, проекты и разрешения для того, чтобы узаконить добычу воды, не так сложно. Но проведение обследования, экспертизы и выполнение бурения артезианской скважины стоят в пределах от 800 тыс. до 1,5 млн. руб. – вот главный камень преткновения. При этом затраты на то, чтобы узаконить водозабор, превысят доход от воды примерно вдвое.

Заключение

Один из наиболее неприятных моментов заключается в том, что узаконить скважину необходимо для того, чтобы иметь документ, подтверждающий характеристики и дебет по воде.

Читайте также:  Приобретение жилья экономического класса — юридические советы

Если на руках имеется паспорт на песчаный ствол с глубиной меньше артезианской, не попадающий в водозабор местного водоканала и с дебетом до 4 кубов в час, никакие контролеры не смогут заставить узаконить водозабор другим способом.

Вопросы и ответы

Вопрос:

   Просим Вас разъяснить, может ли предприятие (ООО), имеющее на балансе скважины и лицензии на пользование недрами, продать часть своих скважин предприятию (ООО), не имеющему лицензии на пользование недрами.

   Ответ: Скважины являются в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом гражданских прав и относятся к недвижимому имуществу. Так, согласно ч. 1 ст.

130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Данное положение распространяется также и на недвижимое имущество, в том числе скважины, с учетом положений ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости.

    Таким образом, общество с ограниченной ответственностью вправе продать, имеющиеся в собственности скважины другому юридическому лицу, не имеющего лицензии на право пользования недрами.

    Дополнительно сообщаем, что данная сделка не позволит осуществлять пользование недрами новому собственнику скважин без получения соответствующей лицензии в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Вопрос:

    Предприятие планирует ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину.

Скважина числится в составе действующего водозабора, но в эксплуатацию не вводилась из-за низких гидрогеологических параметров, находится длительное время (24 года) на консервации, расположена в зоне санитарной охраны третьего пояса действующего водозабора.

Просим разъяснить, необходимо ли составлять проект на ликвидационный тампонаж разведочно- эксплуатационной скважины, проводить согласование проекта или экспертизу, и где?

    Ответ: Разведочная скважина на питьевые и (или) технические подземные воды не относится к опасным производственным объектам, поэтому необходимость составления проекта ликвидационного тампонажа такой скважины (далее – проект) определяется внутренними правилами предприятия-пользователя недр. Проект утверждается пользователем недр, а его согласование с органами государственной власти и экспертиза не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Обращаем Ваше внимание, что при ликвидации эксплуатационных скважин следует внести соответствующие изменения в условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии. Кроме того, в этом случае вносятся изменения в действующий проект водозабора, которые затем подлежат согласованию

с комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственнымфондом недр либо одним из его территориальных органов (в зависимости от разграничения полномочий), а в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вопрос:

   Прошу дать разъяснение по вопросу: какой порядок действий необходимый для правомерного тампонирования скважины минеральной воды, основания, необходимость получения разрешений, лицензий и т.п.

  Ответ: Согласно ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

     Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

     Ликвидационный тампонаж гидрогеологических скважин должен проводиться в соответствии с Правилами ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения, засыпки горных выработок и заброшенных колодцев для предотвращения загрязнения и истощения подземных вод, утвержденными Мингео СССР 14.09.1967.

     Результаты работ оформляются соответствующими актами, которые направляются в территориальный фонд геологической информации для исключения ликвидированных скважин из реестра действующих скважин на указанном участке недр.

Вниманию руководителей предприятий и организаций. Если артезианская скважина досталась в наследство

На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комп­лексов и других объектов хозяйственной деятельности.

Основная часть работающих скважин используется для добычи под­земных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях.

Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены.

При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.

Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьез­ность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины — это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добы­чи подземных (артезианских) вод из недр земли.

Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водо­заборы типа буровых (артезианских) скважин.

Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) труба­ми, формирующими обсадную колонну.

Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, — устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.

Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает воз­можность загрязнения. Прямой путь загрязнения — проникновение в под­земное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.

При этом каждая скважина — это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.

ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ

Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунто­вых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.

Отличительные особенности артезианских вод — залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непос­редственно над ним.

Это обеспечи­вает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения.

Такие воды имеют высокие сани­тарно-эпидемиологические досто­инства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.

Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распростра­няются на большие площади, фор­мируя водоносный комплекс (под­земный водный объект).

На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов).

На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как  Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир  и др.

Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.

ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО

Согласно Водному кодексу РФ и Закону РФ № 2395-1 от 21.02.

92 «О недрах», предприятия и организации, на территории которых распо­лагаются артезианские скважины, являются пользователями недр с целью добычи пресных вод и обязаны иметь лицензию на право пользования недрами (водопользование). Предприятие-пользователь, независимо от вида деятельности и формы собственности, должно эксплуатировать сква­жины в соответствии с действующими правилами.

Право пользования недрами, в случае добычи подземных вод

03 сентября 2015

В соответствии со статьей 30 Водного кодекса Республики Беларусь в случаях добычи подземных вод в объеме более 5 кубических метров в сутки с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь разрешение на специальное водопользование или комплексное природоохранное разрешение, выдаваемые территориальными органами Минприроды.

Согласно пункту 10 Положения о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 152, выдача разрешения на добычу подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, которые эксплуатируются водопользователем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании, осуществляется на основании заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод, выдаваемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный геологический центр» (далее — государственное предприятие «Белгосгеоцентр»),

Для получения этого заключения водопользователь либо его представитель подает в государственное предприятие «Белгосгеоцентр» заявление о получении заключения на бумажном или электронном носителе и документы, указанные в пункте 6.

341 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г.

№ 156, в том числе копии актов, удостоверяющих горный отвод, либо кошм документов, удостоверяющих право на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 17 Кодекса Республики Беларусь о недрах, далее — Кодекс о недрах).

Необходимость представления копий документов, удостоверяющих право пользования недрами, обусловлена тем, что деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых (к которым относятся подземные воды), является одним из видов пользования недрами, в то же время право пользование недрами является объектом отношений в области использования и охраны недр (пункт 35 статьи 1, статьи 3,18, 25 и 28 Кодекса о недрах).

Читайте также:  Внести изменения в договор — Юридические советы

Согласно подпунктам 1.1 и 1.3 пункта 1 статьи 30 Кодекса о недрах правовыми основаниями пользования недрами в случаях осуществления деятельности, связанной с добычей подземных вод, являются акт, удостоверяющий горный отвод, или документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 17 Кодекса о недрах).

В настоящее время отдельными водопользователями, эксплуатирующими скважины для добычи подземных вод, бурение которых осуществлено до 1 января 2009 г., не получены н не зарегистрированы в установленном порядке акты, удостоверяющие горный отвод.

С учетом статьи 89 Кодекса о недрах к таким водопользователям административная ответственность, установленная статьей 10.

1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, не применяется, однако для продления срока действия разрешения на специальное водопользование либо внесения в него изменений и (или) дополнений и до обращения в государственное предприятие «Белгосгеоцентр» за выдачей заключения о возможности добычи заявленных объемов подземных вод эти водопользователи обязаны получить акт, удостоверяющий горный отвод, в порядке, установленном статьей 33 Кодекса о недрах.

Легализация доходов как преступление против правосудия и общественной безопасности

5 мая 2020 г. 14:40

Адвокатам рассказали о сложных вопросах квалификации преступлений по ст. 174 и 174.1 УК РФ

5 мая в рамках очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов лекцию на тему «Легализация (отмывание) преступных доходов» прочитала заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова.

Начав с того, что занимающая особое место в структуре преступности и являющаяся вторичной преступной деятельностью легализация (отмывание) преступных доходов придает практический смысл и зачастую детерминирует первичную преступную деятельность, лектор привела данные Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ (Банка России), согласно которым в 2017 г. объем вывода средств за рубеж составил 96 млрд руб., обналичивание денег – 326 млрд руб.

Несмотря на незначительное количество привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности лиц по ст. 174 и 174.1 УК РФ, преступления эти довольно распространены и имеют высокую латентность. Основными документами, регламентирующими противодействие рассматриваемым составам, являются Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».

По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется 250–300 млрд руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд руб. легализованных криминальных доходов.

Следует учитывать, что в соответствии с официальным определением легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основываясь на примерах судебной практики, Людмила Александровна подробно остановилась на элементах составов преступлений, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В теории уголовного права нет однозначной оценки правовой природы легализации (отмывания) преступных доходов, сложилось несколько основных подходов: легализация преступных доходов рассматривается как преступление против правосудия и как преступление против общественной безопасности.

Природа легализации (отмывания) преступных доходов рассматривается двойственно в зависимости от цели совершения преступления: если цель такого деяния заключается в возможности для виновного свободно распоряжаться добытыми криминальными доходами, то данное преступление посягает на отношения правосудия; если же цель легализации (отмывания) преступных доходов заключается в совершении последующих преступлений, то вред причиняется отношениям общественной безопасности.

В ходе лекции эксперт дала развернутое определение предикатных преступлений.

Результаты изучения 126 приговоров, вынесенных за четыре года российскими судами по фактам легализации преступных доходов, показали, что наиболее часто источником отмываемых доходов служили: преступления против собственности (54,2%), незаконный оборот наркотиков (21,2%), коррупционные преступления в частной (непубличной) сфере (злоупотребления полномочиями в коммерческой организации) (8,6%), экономические преступления (5,3%). При этом легализация (отмывание) преступных доходов не является самостоятельным преступлением, а лишь направлена на «обслуживание интересов» лица, совершившего предикатное преступление.

При анализе предмета преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, отдельное внимание спикером было уделено положениям Пленума ВС РФ, который утвердил Постановление от 26 февраля 2019 г.

№ 1 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»».

ВС РФ указал, что при отмывании денег может использоваться криптовалюта, поэтому предметом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ) могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления.

Применительно к вопросу о предмете легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, возникает вопрос о возможности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате преступлений против интеллектуальной собственности.

Все свои выводы лектор подкрепляла многочисленными примерами судебной практики.

Особое внимание Людмила Букалерова обратила на тонкости определения объективной стороны состава преступлений.

Она назвала важным, что совершение финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, исключительно с целью его выведения из оборота не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

Таким образом, для констатации наличия в действиях виновного специальной цели легализации необходимо, чтобы результатом совершения финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, стало введение этого имущества в легальный оборот.

Однако, по словам эксперта, судебная практика неоднозначна: есть приговоры, которыми подсудимые оправданы в отмывании преступных доходов. Суды, несмотря на аналогичные действия подсудимых, не установили наличие цели придания правомерного вида преступным доходам. В частности, в приговоре Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2017 г.

по делу № 2-5/2017 указывается: «Совершение преступлений с использованием финансовых институтов с целью конспирации способа получения дохода от участия в преступном сообществе и незаконного сбыта наркотических средств охватывается соответствующими преступлениями.

При этом совершение финансовых операций с денежными средствами, полученными преступным путем, в целях личного потребления не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ».

Лектором рассмотрен достаточно проблемный вопрос о том, необходим ли судебный приговор для признания доходов от предикатного преступления преступными. По этому поводу Генеральный прокурор РФ в Информационном письме от 25 ноября 2004 г.

№ 12/2-04 указал, что установление «факта получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления, не означает наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, установившего событие основного преступления».

  • Преступный способ получения лицом денежных средств или иного имущества следует подтверждать совокупностью доказательств, собранных при производстве предварительного следствия, подчеркнула Людмила Букалерова.
  • Затем она подробно остановилась на способах выявления подозрительных операций, отметив, что зачастую отмывание денежных средств осуществляется при перемещении их (или материальных ценностей) за границу: за счет банковских операций; за счет экспортных операций; иными способами.
  • Рассмотрены четыре момента окончания легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Также проанализированы вопросы ответственности юридических лиц. Так, в конце мая 2017 г. Федеральная резервная система США вновь оштрафовала крупнейший немецкий банк Deutsche Bank на 41 млн долларов (37 млн евро) за неспособность принять достаточно мер для предотвращения отмывания денег из России.

Исследована цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ.

Эта цель, по словам эксперта, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

Также в ходе онлайн-лекции особое внимание спикер уделилал квалифицированным видам легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В частности, она рассмотрела пять вариантов деятельности организованных преступных групп в процессе отмывания денег.

В завершение выступления Людмила Букалерова сообщила, что наиболее эффективной формой освобождения от уголовной ответственности с целью пресечения предикатного преступления является деятельное раскаяние. Применение данного института позволит выявить и пресечь предикатные преступления на любой стадии.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь, с ответами на вопросы зрителей здесь.

Обращаем внимание, что сегодня, 5 мая, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в воскресенье, 10 мая.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *