Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Среднее расходование воды по нормам на одного человека в месяц

На расчет средней нормы потребления воды влияют следующие факторы:

  • общее водопотребление по региону;
  • усредненный показатель использования водных ресурсов каждым человеком в домах, не оборудованных счетчиками;
  • данные по водопотреблению одинаковым количеством людей в домах с измерительным прибором и без него.

Это – основные факторы. Учитывают сезонность и особенности климата, состояние водоснабжающей системы, ее работоспособность, наличие сантехнических приборов, которыми пользуется население (унитазы, ванные, душевые, стиральные, посудомоечные машины и пр.)

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

  • 160 л при отсутствии ванной;
  • 230 л при наличии ванны и индивидуальной системе нагрева воды;
  • 350 л при условии централизованного горячего водоснабжения.

В РФ действуют следующие нормы потребления воды человеком со счетчиком: холодная – 6,9 куб. м, горячей – 4,7 куба. Это – среднестатистический данные. Причем, этот норматив одинаков, что для жильцов многоэтажек, что для собственников коттеджей, хотя расход в частных домах значительно выше.

Причины большого расходования по счетчику

Снимая показатели с прибора учета, многие люди в недоумении, почему получается такой большой расход, в чем причина, и как уменьшить водопотребление. Завышенные показатели могут быть по нескольким причинам.

Большой расход

Чрезмерное потребление горячей и холодной воды – основная причины больших платежей. Это происходит из-за:

  • Утечки. Она может происходить через не налаженный слив бачка унитаза, плохо закрывающихся кранов, когда даже при закрытом вентиле с крана подкапывает. Все это дает +2-3 куб. м в месяц.
  • Неэкономного использования. Набор полной ванной и длительный прием душа.
  • Приема гигиенических процедур, когда с крана постоянно открыт.
  • Частых стирок без полной загрузки стиральной машины и мытье посуды под сильным напором.
  • Слива воды из горячей трубы для того, чтобы с нее потекла теплая.

Почему счетчик показывает завышенные цифры?

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советыИногда причиной больших цифр на приборе учета может быть и некорректная работа самого устройства. Если есть такие подозрения, устройство необходимо сдать на проверку. Если водомер не подлежит ремонту, стоит произвести замену счетчика воды.

Большой расход воды может показывать счетчик при ошибках в монтаже (текут прокладки, неправильное подключение, подсоединение прибора учета холодной воды на трубу горячего водоснабжения и наоборот). Еще одна причина, когда устройство усиленно мотает, — окалины, соли, соринки в трубах, которые вместе с водным поток попадают вращающийся механизм, заставляя его крутиться быстрее.

Как самостоятельно проверить показания

Прежде чем вызвать мастера или контролера с водоканала или теплоснабжающей организации, можно самому проверить, насколько корректно работает механизм и выдает показания:

  1. Запишите последние три цифры водомера.
  2. В 5-10-литровую емкость наберите воду.
  3. Снова проверьте показания.
  4. Проделайте эту процедуру трижды.
  5. Если количество слитой воды соответствует цифрам на водомере, значит прибор работает корректно.

Если есть разница, необходимо вызывать мастера, но предварительно следует зафиксировать показания и уведомить об этом соответствующую организацию. Холодная вода поставляется водоканалом, горячая – предприятиями теплоснабжения.

Реально ли уменьшить затраты на оплату воды

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советыСнизить затраты на водоснабжение можно. Первое, что сразу надо сделать, купить и заказать установку счетчика воды, если такового нет. Тогда вы будете платить не по норме, прописанной государством, а по водомеру. Особенно это актуально, если в квартире прописано больше жильцов, чем фактически проживает.

Если у большинства жильцов в доме уже стоят приборы учета, то оставшимся жильцам, у которых нет водомеров, придется платить значительно больше.

Как уменьшить затраты на водопотребление

Предлагаем несколько советов, как снизить холодное и горячее водопотребление, не ущемляя себя и своих близких, с которыми вместе проживаете. Эти рекомендации помогут сэкономить ваш семейный бюджет.

  • установите на все краны аэраторы, ограничивающие напор, тогда автоматически уменьшится, аэратор добавляет в струю воздух, делая ее более сильной;
  • производите стирку при полной загрузки стиральной машины;
  • снизить на 20% потребление поможет посудомоечная машина;
  • следите за исправностью сливного бачка и кранов, устраняйте сразу же протечки;
  • не набирайте полную ванну, отдавайте предпочтение душу;
  • пользуйтесь разумно сливом воды в туалете, желательно установить бачок на две позиции слива;
  • установите экономные смесители на горячую трубу, вы не будете постоянно подкручивать и регулировать температуру, в то время, пока вода будет стекать.

Как просчитать потребление воды за месяц

В последний день прошедшего месяца или в первый – текущего необходимо снять показания и посчитать, какую сумму необходимо заплатить. Табло состоит из 8 цифр, на основные первых пяти (черные символы) и производится расчет, эти показания мы и должны передать контролеру. Это – потребленные нами кубометры воды. Последние три цифры – потребленный литраж.

Расчет производится по простой формуле:

От показаний за этот месяц необходимо отнять показания за предыдущий месяц. Полученная разница и есть количество потребленной воды за месяц.

Для расчета оплаты за водоснабжение можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной антимонопольной службы России. Этот сервис предоставляет данные по тарифной сетке по всем регионам РФ.

Какой прибор выбрать, и окупается ли установка водомера

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Приобретают водомер по таким критериям:

  • по требованиям водоснабжающей организации;
  • по требованиям, указанным в технической документации.

Также стоит обратить внимание на соотношение цены и качества. Дешевые механизмы, как правило, быстро выходят из строя и требуют замены. Еще один фактор, который стоит учесть, — синхронность проверки приборов, установленных на горячую и холодную трубы.

Покупка и установка устройств несомненно выгодна, поскольку это позволяет не только контролировать норму расхода воды, но и разработать план действий по снижению водопотребления. Это позволит снизить стоимость услуг. Стоимость монтажа водомера среднем окупается за 5-6 месяцев.

Экономически невыгодно устанавливать счетчики, если в квартире прописан один человек, а проживает целая семья. Если в доме не установлен прибор учета, то на время отпусков следует писать заявление в ЖКХ, в котором надо документально подтвердить, что в этом период в квартире никто не будет проживать.

Если люди, которые отказываются устанавливать приборы учета воды, думая, что по счетчику за месяц придется больше платить, а так можно совсем не экономить воду, не придерживаясь нормы. Однако, тенденция такова, что все больше жильцов стараются оплачивать водопотребление по счетчику.

Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ

Нормативы потребления в городе Москва используются для начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги. Такие нормы установлены для каждого ресурса.

Нормы, используемые при оплате жилья и ЖКУ

В 2021 году используется социальная норма площади помещения для производства расчета и предоставления преференций по оплате за коммуналку и отопление. Данные правила касаются ситуаций, когда в правовых актах прописано, что определение льгот производится с учетом социального норматива.

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

В таблице отражены применяемые значения:

Количество жильцов Норма
Гражданин проживает одиноко 33 квадрата общей площади
Семейство состоит из двух лиц 42 квадрата
Три и более гражданина в семье По 18 квадратов для каждого

Указанный норматив величины помещения, принимаемый во внимание, когда производится расчет оплаты за ЖКУ, разработан Постановлением Правительства г. Москва №306 от 2006 года «Об утверждении Правил…».

Норматив потребления воды в 2021 года в столице

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома.

В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов.

Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Норма потребления ЖКУ москвичами

С начала 2021 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2020 года и будут действовать до июля 2021.

С лета тарифы возросли на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2020.

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции.

Читайте также:  Свидетельство о праве на наследство — юридические советы

Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы.

Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты…» устанавливаются нормативы отопления:

  • расход тепловой энергии, предназначенной для обогрева помещения — 0,016 Гкал/кв. м;
  • подогрев воды — 0,294 Гкал/чел.

Данные показатели применяются в ситуации, когда в помещении не установлен прибор учета потребляемого ресурса.

Нормативы газа

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормативы водоотведения в столице

Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.

 Загрузка …

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов.

Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц.

В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.

Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:

  • холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
  • отведение воды – 9,86.

Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.

Обратите внимание: когда рассматривается жилое строение гостиничного типа, которое оборудовано водопроводом, горячей водой, газом, нормативы по водоотведению составляют 7,31 м3 на лицо, для холодного водоснабжения показатели — 4,386, для горячего – 2,924.

В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3. Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь.

Нормативы потребления электричества в столицы

В отношении электроэнергии также применяются отдельные нормативы. Данные значения также имеют отличия в зависимости от того, какими системами оборудован МКД.

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Используются показатели:

  • если квартире имеется газовая плита – 100 кВт на человека;
  • наличие электрической плиты – 150 кВт;
  • когда установлен водонагреватель – 120 кВт;
  • если применяется как водонагреватель, так и электроплита – 170 кВт.

Указанные значения возрастают в зависимости от того, сколько граждан проживает в квартире. Однако нормативы сокращаются пропорционально тому, как растет количество проживающих в помещении.

Использование повышающих коэффициентов

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2019 года – 1,7;
  • с 2020 года – 1,8;
  • на начало 2021 – 1,9.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

МосОблЕИРЦ пояснил, как делают начисления по новым нормативам на воду и электроэнергию

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Корректность производимого МособлЕИРЦ начисления платы за общедомовые нужды по новым нормативам на воду и электроэнергию зависит от своевременности и точности данных, предоставляемых управляющими компаниями, говорится в сообщении пресс-службы МособлЕИРЦ.

Как отмечается в материале, с 1 ноября в Московской области изменились нормативы потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирных домов.

Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 октября 2016 года с 1 ноября этого года введены новые нормативы потребления холодной воды, горячей воды и электроэнергии, расходуемых на общедомовые нужды.

Для корректного начисления платежей в соответствии с новыми нормативами МособлЕИРЦ совместно с управляющими компаниями обновляет базы данных по четырем категориям многоквартирных домов.

«Около 100 управляющих компаний предоставили нам исчерпывающие данные по обслуживаемым домам. Однако от нескольких компаний из Химок, Солнечногорска, Наро-Фоминска, Пушкина, Королева с общим количеством 200 тысяч лицевых счетов на середину декабря мы не получили ответов на запросы.

Обращаю внимание, что корректность начислений за общедомовые нужды по новым нормативам, производимых МособлЕИРЦ, зависит от своевременности и точности данных, предоставляемых управляющими компаниями», – приводятся в сообщении слова управляющего директора МособлЕИРЦ Ольги Рогановой.

  

По данным пресс-службы, при определении размера оплаты коммунальных ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды, учитывается общая площадь лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и консьержа, за исключением чердаков и подвалов. Норматив потребления воды и электричества на общедомовые нужды применяется в двух случаях: при отсутствии общедомовых приборов учета (ОДПУ) либо когда фактический расход ресурсов превысил установленные лимиты.

Расчет общедомовых нужд (ОДН) на одну квартиру производится по формуле: ОДН квартиры=(ОДПУ–ИПУ)*Sкв/Sобщ, где ОДПУ – объем потребления по показаниям общедомового прибора учета, ИПУ – сумма объемов индивидуального потребления всех жилых помещений (по показаниям индивидуальных приборов учета, а также по нормативам), Sкв – площадь квартиры; Sобщ – сумма площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. В случае отсутствия установленного общедомового прибора учета вместо разницы (ОДПУ-ИПУ) используется нормативное значение, добавляется в материале.

Нормативы потребления коммунальных услуг. Повышающие коэффициенты: когда они применяются?

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (КУ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг (КУ), определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (КУ).

Норматив – это утвержденный количественный показатель объема потребления коммунального ресурса на 1 человека в месяц или на 1 квадратный метр жилого помещения при отсутствии прибора учета. Зависит от вида услуги.

Например, норматив потребления холодной воды в крае в зависимости от характеристик дома составляет от 1,2 до 7,6 кубометров на человека, а норматив потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из квадратных метров и для жителей Ставрополя составляет от 0,00136 до 0,0221 гигакалории на квадратный метр. В других территориях показатель может отличаться.

  • Нормативы устанавливаются для ресурсов:
  • ·        в жилом или нежилом помещении;
  • ·        в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД);
  • ·        при использовании земельного участка и надворных построек.
  • Индивидуальные приборы учета

Для определения фактического объема потребленного ресурса все потребители услуг водо- и электроснабжения обязаны установить приборы учета воды и электроэнергии (при наличии технической возможности). Это предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

  1. Если индивидуального прибора (ИПУ) нет, для расчета платы за коммунальные ресурсы используется норматив потребления КУ.
  2. Если техвозможности установки ИПУ нет, собственникам необходимо обратиться к исполнителю КУ (управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию) и получить акт обследования, подтверждающий отсутствие техвозможности установки такого прибора.
  3. От установки ИПУ также освобождаются собственникам МКД, признанного ветхим, аварийным или подлежащими сносу.
  4. Критерии наличия/отсутствия технической возможности, форма акта обследования и порядок его заполнения описаны в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627.

Индивидуальными приборами тепловой энергии в обязательном порядке оснащаются МКД, введенные в эксплуатацию с января 2012 года, все новостройки, МКД после реконструкции и капремонта (опять же при наличии технической возможности). Счетчики газа в своих квартирах должны установить те, у кого помещения отапливаются с использованием газового оборудования.

Платить за воду и электроэнергию по нормативам, как правило, не выгодно, поскольку это объем коммунального ресурса, который рассчитан по специальным формулам и который теоретически может потребить один человек в месяц.

К тому же, если собственники помещений в МКД обязаны оснастить принадлежащие им помещения приборами учета используемых воды и электрической энергии, но не исполнили эту обязанность, при расчете платы за КУ в отношении собственника применяется повышающий коэффициент 1,5 к нормативу потребления соответствующего вида КУ, который он должен оплатить.

При этом не имеет значения использует собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает его внаем другим лицам.

В данном случае применение повышающего коэффициента направлено на стимулирование потребителей к оборудованию жилых помещений ИПУ и не является штрафной санкцией. При этом, если собственник докажет, что установка счетчиков в квартире технически невозможна, повышающие коэффициенты применяться не будут.

Читайте также:  Правила проведения аукциона — Юридические советы

Установка ИПУ позволяет существенно сократить расходы на потребляемые ресурсы, так как размер платы за них будет рассчитываться по фактическим показаниям таких приборов. А они, как правило, существенно отличаются от нормативов в меньшую сторону.

Пример. В 3-х комнатной квартире проживает 4 человека. Холодное и горячее водоснабжение централизованное. Газ используется только для приготовления пищи. Счетчики на воду и электроэнергию установлены. Сравним, сколько будут платить жильцы в квартире с аналогичной характеристикой, но без счетчиков:

Нормативы потребления коммунальных услуг — Юридические советы

Нормативная правовая база

Оплата общедомовых расходов на электроэнергию — Юридическая консультация

Согласно ч. 2 ст.

154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо взноса на капитальный ремонт и платы за потребленные коммунальные услуги,  плату за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за холодную, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме.

В силу п. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.

2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 г. Для первоначального включения расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги, потребленные в связи с содержанием общего имущества, должна выставляться в платежном документе отдельно по каждой услуге в размере норматива или в соответствии с решением общего собрания собственников с учетом сверхнормативного потребления.

Исключение составляет тепловая энергия, плата за которую, потребленную при содержании общего имущества, как и ранее, уплачивается потребителем в составе платы за отопление.

Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 кв. м площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.

Стоит обратить внимание, что нормативный  объем потребления обосновывается минимальным перечнем работ и услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Возможность принятия решения о распределении сверхнормативных объемов предоставлена в случае, если перечень работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает минимальный перечень.

Для собственников помещений в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, доступна возможность расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в связи с содержанием общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета с ограничением размера платы нормативом потребления. 

В письме Минстроя России от 14.02.2017 №4275-АЧ/04 дано разъяснение следующего содержания:

«По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным».

Одновременно подчеркнуто, что с введением новых нормативов плата за спорные ресурсы будет начисляться исходя из установленных величин нормативов.

Кроме этого, согласно п. 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 23.05.

2006 № 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов.

По инициативе управляющих и ресурсоснабжающих организаций нормативы могут быть пересмотрены не для конкретных домов индивидуально, а для группы домов.

Собственникам самостоятельное право инициировать процесс изменения нормативов потребления не предоставлено.

Одновременно рекомендуем ознакомиться с письмом Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

Нормативы потребления коммунальных услуг

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

  • Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
  • Норматив потребления коммунальных услуг — это утвержденный месячный (среднемесячный) объемный показатель (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
  • Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
  • Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
  • При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
  • а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);
  • б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;
  • в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
  • г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
  • д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
  • е) в отношении водоотведения — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
  • В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • а) в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения — куб. метр на 1 человека;
  • б) в отношении электроснабжения — кВт*ч на человека;
  • в) в отношении отопления — Гкал на 1 м2 общей площади жилых помещений;
  • г) в отношении газоснабжения:
  • для приготовления пищи и (или) подогрева воды — куб. метр на 1 человека;
  • для отопления — куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Читайте также:  Плата за капремонт — Юридические советы

Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

  1. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
  3. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
  4. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.

Нормативы потребления коммунальных услуг в Калининградской области

№ п/п Нормативный акт Коммунальная услуга Вид норматива
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
1 Постановление Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, отведения сточных вод) на территории Калининградской области» Отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отведение сточных вод Нормативы потребления коммунальных услуг
2

Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг

О таком понятии, как нормативы потребления коммунальных услуг, слышали практически все физические лица, однако далеко не каждый человек знает, чему они равны.

В данной статье будут приведены числовые значения нормативов, а также рассказано, в каких ситуациях пользователям может понадобиться информация подобного рода.

То, чему равна норма потребления определенной коммунальной услуги, решает Правительство Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Если физическое лицо использует коммунальный ресурс в объеме, выходящем за рамки установленной законодательством нормы, то оно либо будет обязано оплачивать его по повышенной тарифной ставке, либо лишиться такой привилегии, как субсидия.

Поэтому перед тем как подавать документацию на перерасчет, думая, что начисленная сумма, которая прописана в квитанции, значительно больше, чем должна быть на самом деле, настоятельно рекомендуем обратить внимание на количество потребленного ресурса и сопоставить его с действующими нормативами.

Поскольку не все коммунальные ресурсы измеряются в одинаковых единицах, то для каждого из них был разработан свой отдельный норматив. Любой норматив имеет несколько числовых значений.

Это связано с тем, что нормы потребления напрямую зависят от количества физических лиц, проживающих на территории одного и того же имущественного объекта, года его постройки, муниципальной категории, числа этажей, а также некоторых других деталей.

Социальные нормы использования воды

Поскольку ни один человек не может представить свою жизнь без воды, то в первую очередь предлагаем обсудить именно эту коммунальную услугу. Правительством России были утверждены следующие цифры, являющиеся предельным порогом использования водного ресурса для предоставления социальных услуг:

  • 2,4 кубических метра — этому значению равна норма холодной воды, подаваемой в жилищное помещение через централизованную систему, если на его территории проживает одно физическое лицо. Таким образом, если собственник имущественного объекта израсходовал 2,41 кубических метра, то на предоставление субсидий или любых других социальных бонусов ему не стоит рассчитывать. Если жилищный дом не связан с централизованным водоснабжением, то месячная норма холодной воды несколько увеличивается и составляет четыре кубических метра.
  • 1, 6 кубических метра — данный параметр потребления определен для горячего водоснабжения. Как известно, за такой ресурс, как горячая вода, физические лица вынуждены платить больше, чем за холодное водоснабжение, поскольку расходуется дополнительное тепло на подогрев. В связи с этим нецелесообразно устанавливать социальные нормы потребления за горячую и холодную воду одинакового размера. Воспользоваться субсидией выйдет только в том случае, если количество израсходованной горячей воды не превышает лимит, который составляет 1,6 кубических метра.
  • 4 кубических метра — такая цифра утверждена в качестве норматива потребления особой коммунальной услуги, именуемой водоотведением. Поскольку использованную воду необходимо утилизировать из жилых помещений, то без водоотведения никак не обойтись. Норматив для данной услуги равен четырем кубическим метрам. Это объясняется тем, что помимо отвода холодной воды, необходимо то же самое производить и с горячей водой. Два норматива, приведенные в вышеописанных пунктах, как раз и дают в сумме цифру четыре (2,4+1,6=4). Обращаем отдельное внимание, что данная норма установлена для водоотведения, принадлежащего к централизованному типу.

Нормы по отоплению за 2020 год

На такой коммунальный ресурс, как электрическая энергия, распространяется одновременно несколько предельных норм использования. Каждая из них предназначена для особого случая и зависит от целого ряда факторов.

Если речь идет о предельных нормативах использования отопления, причем не только физическими лицами, являющимися владельцами имущественных объектов, но и арендаторами помещений, то на данные показатели влияет количество этажей постройки, а также к какой группе муниципальных образований она принадлежит.

Следует отметить, что вся информация, имеющая отношение к нормам потребления электрической энергии, а также энергосбережению, представлена в Федеральном законе под номером 261, который вступил в действие 23 ноября 2009 года.

В холодные времена года возникает необходимость в использовании отопления, стоимость за которое в большинстве случаев начисляется исходя из нормативов, измеряющихся в гигакалориях, приходящихся на один квадратный метр имущественного объекта.

 Если жилое помещение, в котором от пяти до девяти этажей, было построено более девятнадцати лет назад, то действуют такие нормы – 0.283, 0.294, 0.285, 0.279 и 0.287.

Первое значение приведено для первой категории муниципальных учреждений, а последнее, соответственно, для пятой.

Зачем введены нормы потребления

Правительство Российской Федерации опубликовало специальное постановление, имеющее номер 354.

В 42 пункте данного документа отмечено, что размер денежной суммы, которую физическое лицо будет обязано выплатить за предоставленную ему коммунальную услугу, вычисляется в соответствии с показаниями, отображенными на приборах учета (счетчиках).

Однако если у пользователя не имеется измерительного прибора подобного рода, то по действующему законодательству в его обязанности не входит установка данного устройства, а цена за коммунальные услуги начисляется на основании норм потребления. Тот же факт отображен и в первом пункте статьи под номером 157 Жилищного кодекса.

Помимо того, российским законодательством предусмотрена специальная услуга социального типа, предназначенная для особой категории физических лиц, которая называется субсидией.

Она принадлежит к виду материальных выплат, выделяющихся из бюджета государственных органов тем потребителям, которые в силу уважительных обстоятельств не могут оплачивать коммунальные тарифы в полном размере.

Однако даже если определенному гражданину по закону полагается субсидия, то при нарушении некоторых условий он ее может не получить. К примеру, если превысит нормативы использования коммунальных ресурсов.

Некоторые нормы потребления являются нецелочисленными значениями, а дробными. Если потребитель использует тот или иной коммунальный ресурс в объеме, который больше норматива хотя бы на одну десятую или сотую, то на предоставление социальной скидки ему рассчитывать не стоит.

Также может возникнуть ситуация, когда лимит не был превышен, но исходя из суммы, прописанной в едином платежном документе, субсидия не начислена. В первую очередь, необходимо узнать, по какой причине социальная скидка не была сделана.

Если в качестве основания управляющая компания озвучит такую причину, как превышение установленных норм использования коммунального ресурса, а пользователь сможет доказать обратное, то ему необходимо подать на перерасчет и восстанавливать справедливость.

Поскольку в законодательные акты постоянно вносятся изменения, то потребитель по причине незнания того, что лимит на коммунальные услуги понизился, может выйти за его рамки и лишиться права на получение субсидии. В связи с этим настоятельно рекомендуем следить за нововведениями законов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *