Правила проведения аукциона — Юридические советы

  • Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.
  • Из нашей статьи вы узнаете:
  • Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
  • Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
  • Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
  • Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
  • Сроки и порядок отмены аукциона
  • Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения и документации о проведении такого аукциона.

Аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на 8 электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Это:

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  4. Акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ четко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включен в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс, при этом другие конкурентные способы закупки (котировка, запрос предложений), а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.

Если объект закупки не включен в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.

2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

  1. В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.

  2. Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей – то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
  3. Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ двух миллиардов рублей — то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые одновременно направляются участником закупки оператору электронной площадки.

В первой части заявки указывается согласие участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки.

При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в первой части указывается:

  1. а) наименование страны происхождения товара;
  2. б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Такая информация включается в заявку в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Если вы участвуете в аукционе на выполнение строительных работ, и в составе документации заказчик разместил проектно-сметную документацию, то первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Обратите внимание! Указывать в первой части заявки наименование участника закупки (прямо или косвенно) запрещено, так как это нарушает конфиденциальность процедуры закупки.

Информация об участнике закупки раскрывается во второй части заявки, в ней же предоставляются документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным к участникам такого аукциона.

Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) и аккредитован на электронной площадке.

Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает ее получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления ее заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Так возврату подлежат:

  1. заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
  2. лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернет все заявки такого участника;
  3. опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  4. заявки, поданные за три месяца до даты окончания срока регистрации участника в ЕИС;
  5. заявки от участника, включенного в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при условии установления заказчиком требования, об отсутствии в таком реестре;
  6. заявки от участников, не представивших для включения в ЕРУЗ и аккредитации на площадке электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает аукционная комиссия заказчика.

Как и в случае со сроком размещения извещения, срок рассмотрения первых частей заявок «привязан» к НМЦК. Если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо не превышает двух миллиардов рублей при закупке подрядных работ, то комиссия рассматривает первые части один рабочий день, а если НМЦК превышает указанные значения – то три рабочих дня.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и принимает решение о допуске или недопуске к аукциону.

Участник закупки не будет допущен к аукциону в двух случаях, если:

  • не предоставил информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ или предоставил недостоверную информацию;
  • если полученная от него информация не соответствует Закону №44-ФЗ и документации о таком аукционе.

Вторые части заявок поступают заказчику от оператора площадки после размещения на площадке протокола проведения электронного аукциона, то есть только после того, как аукцион прошел.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В случае если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок, поданные всеми его участниками, принявшими участие в аукционе.

Рассмотрение заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Победителем аукциона признается тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика, соответствующей требованиям, установленным документацией.

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении в порядке, установленном статьей 68 Закона №44-ФЗ.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Но если вы участвуете в электронном аукционе на закупку подрядных работ и заказчиком в документацию включена проектная документация, то будьте готовы к тому, что аукцион проведут через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

  • Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
  • Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
  • Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 статьи 68 Закона №44-ФЗ, которой установлено, что при проведении электронного аукциона участник не вправе подать предложение о цене контракта:
  1. равное ранее поданному своему предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение, равное нулю;
  2. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  3. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Время приема предложений о цене контракта от участников аукциона составляет десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени никто не подал предложения о более низкой цене контракта, то такой аукцион автоматически завершается.

Читайте также:  Неправомерные действия с материнским капиталом — Юридические советы

Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.

Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).

Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно на сайте ЕИС.

Правила проведения аукциона — Юридические советы

ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.

2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.

2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя.

Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.

Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки.

При этом необходимо отметить, что скриншоты (снимков экрана) не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.

Сроки и порядок отмены аукциона

Закон №44-ФЗ дает заказчику право отменить любую конкурентную закупку за исключением запроса предложений. В соответствии со статьей 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:

  • уменьшения лимитов бюджетных средств;
  • обнаружения ошибок в документации о закупке;
  • получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
  • необходимости исполнения решения суда.
  1. При отмене закупки заказчик не несет ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
  2. Решение об отмене закупки размещается в ЕИС в день его принятия и незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками).
  3. Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются участнику на его спецсчет.
  4. Электронный аукцион может быть отменен не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

В соответствии со статьей 83.2 Закона №44-ФЗ по результатам электронной закупки контракт заключается с победителем торгов, а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

При проведении электронного аукциона контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.

Успешное участие в электронном аукционе требует знания норм Закона №44-ФЗ, большого количества подзаконных актов, а также навыков работы в ЕИС и на площадке.

Если вы сомневаетесь в собственных силах или не имеете опыта участия в торгах, для повышения шансов на победу рекомендуем обратиться в «Астрал.Тендер». Здесь вы сможете обучиться тонкостям самостоятельного участия в электронных торгах или получить услугу сопровождения участия в закупках под ключ.

Участвуем в торгах: виды закупок, площадки, обеспечение заявок и настройка рабочего места

Правила проведения аукциона — Юридические советы

Электронные торги — способ закупки, при помощи которого участники заключают между собой сделки по реализации товаров, работ или услуг. Процесс проведения торгов упорядочен. Правила торгов регламентированы Федеральными законами:

  • 44-ФЗ — для государственных и муниципальных нужд;
  • 223-ФЗ — для коммерческих компаний.

Какие бывают торги

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

  • аукционы;
  • конкурсы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Аукцион

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке.

Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.

Конкурс

Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме.

Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки.

Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.

Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.

Запрос предложений

Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе.

Запрос цен

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.

Закупки у единственного поставщика

Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».

В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервисасвои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.

Как стать участником торгов и закупок

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Если вы впервые участвуете в торгах

Необходимо получить специализированную электронную подпись. Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок для работы на федеральных электронных площадках. Срок аккредитации составляет 3 года.

Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте портала в разделе документы.

Федеральные электронные площадки:

Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.

На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.

После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью.

Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке.

Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.

Заявка на участие не принимается, если:

  • в ней есть ошибки или опечатки;
  • она не подписана электронной подписью;
  • срок подачи документов истёк;
  • срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
  • от участника подано более одной заявки;
  • не предоставлено обеспечение заявки.

Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.

Какие сервисы понадобятся

Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:

  • браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
  • Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».
Читайте также:  Возврат страховки при досрочном погашении кредита — Юридические советы

Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро». Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках.

Сроки предоставления документов и порядок их оформления

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

По 44-ФЗ

  • 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
  • 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
  • 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.

По 223-ФЗ

  • 5 дней — запрос котировок;
  • 7 дней — запрос предложений;
  • 15 дней — конкурс и аукцион.

Что делать после победы на торгах

Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.

После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.

Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг «Астрал.Тендер» от ГК «Астрал». Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.

Аукцион по 44-ФЗ. Внесудебная и судебная формы защиты

Нормативная база и заключение контракта 

Согласно ч.1 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион в электронной форме (электронный аукцион — ЭА) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем публикации документации в Единой информационной системе (ЕИС). 

Контрактная система развивается согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в   2019-2024 годах, принятой Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р. 

В мае 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ, согласно которому внесены изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ. Целью внесения изменений являются: ускорение процедур торгов, повышение их конкурентности, упрощение участия в закупках субъектов предпринимательства. 

  • Список основных нововведений: 
  • 1) извещение теперь можно размещать на следующий день после изменения плана-графика закупок; 
  • 2) границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) краткосрочного аукциона повышаются до 300 млн руб. со сроком размещения извещения о таких закупках за семь календарных дней до даты окончания подачи заявок; 
  • 3) на рассмотрение первых частей заявок в краткосрочном аукционе остался один рабочий день, а сроки для длительного аукциона сократились до трех рабочих дней; 
  • 4) днем начала торгов стал первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок; 
  • 5) поменялся шаг аукциона, который может быть от 0 до 5 млн руб.; 
  • 6) появилось право заключать контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требованиям заказчика; 
  • 7) сократилось время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора до восьми дней. 

Принять участие в ЭА может любое лицо, соответствующее предъявляемым требованиям. Основным критерием выбора победителя на открытом аукционе является наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на электронной торговой площадке (ЭТП). Так называют сайт, созданный для проведения электронных торгов, в том числе открытых аукционов. 

Таким образом, ЭА — это торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта. Порядок проведения ЭА регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона № 44-ФЗ. 

В результате внесения изменений в Закон № 44-ФЗ Правительством РФ утверждены восемь специализированных ЭТП, на которых заказчики вправе осуществлять закупки, к которым относятся: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка, Национальная электронная площадка, АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», Российский аукционный дом, Электронная торговая площадка ГПБ, АО «ТЭК-Торг». Все вышеуказанные ЭТП взаимодействуют с 22 коммерческими банками и ЕИС. 

Для того чтобы принять участие в ЭА, проводимых на ЭТП, у участника торгов должна быть квалифицированная электронная подпись (КЭП), регистрация в ЕИС и аккредитация на торговой площадке.

О том, каким образом получить квалифицированную электронную подпись, я подробно изложил в предыдущей статье «Электронная подпись: проблемы правового обеспечения. Способы защиты в суде» http://lawmobile.ru/blog 

Регистрация в ЕИС осуществляется подтверждением учетной записи на портале «Госуслуги» либо с помощью КЭП (перед процедурой регистрации в ЕИС). 

Порядок аккредитации на ЭТП отобранных участников в связи со ст.24.2 Закона № 44-ФЗ следующий: 

— участники торгов должны зарегистрироваться в Единой информационной системе; 

— после регистрации в ЕИС информация об участнике попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ); 

— затем участник торгов получает аккредитацию на всех федеральных ЭТП (ч. 4 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ). 

Преимущества электронного аукциона очевидны: онлайн — участие (личное присутствие не требуется), анонимность участников (информация об участниках раскрывается только после проведения торгов) и простота подачи заявки.

Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг.

В ЭА имеет значение только предложенная участниками цена. Квалификация персонала и опыт работы при участии в электронном аукционе не имеют значения. 

Два этапа электронных торгов 

Первый этап ЭА подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение десяти минут от последнего поданного. Первый шаг ЭА по Закону № 44-ФЗ с 2019 года составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Снизить стоимость разовым ценовым предложением более 5% нельзя. Участники торгов снижают текущую минимальную цену только в пределах шага.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой. 

В случае если в течение 10 минут с момента приема последнего предложения или с момента начала аукциона (редукциона) не было подано ни одного предложения, то выполняется автоматическое завершение аукциона (редукциона). Далее начинается второй этап торгов, в случае, если в течение десяти минут от крайнего ценового предложения ни один из участников торгов не предложил новую цену. 

Второй этап длится 10 минут, в течение которых любой участник торгов, за исключением победителя, в целях определения лица, с которым будет заключен договор в случае отказа (уклонения) победителя от заключения договора, вправе подать предложение о цене договора независимо от шага аукциона при соблюдении определенных требований. 

В результате, победитель аукциона определяется автоматически на электронной площадке, а победитель  конкурса — конкурсной комиссией. Если в течение 10 минут после начала ни один из участников торгов не предложил свою цену, то электронный аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). 

Протокол проведения ЭА размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В итоге, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта (платежное поручение или банковская гарантия), проверяет проект контракта, подготовленный заказчиком, и направляет заказчику через оператора электронной площадки подписанный квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Заключение контракта по результатам ЭА 

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов ЭА. 

В течение пяти дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП без своей подписи проект контракта. 

В течение пяти дней после размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает там же подписанный усиленной электронной подписью (УЭП) проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. 

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный УЭП.

При необходимости в этом протоколе победитель указывает замечания, например, к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении ЭА, документации о нем и своей заявке на участие в ЭА с указанием соответствующих положений данных документов. 

В течение трех рабочих дней после размещения победителем в ЕИС протокола разногласий заказчик рассматривает его и размещает в ЕИС и на ЭТП доработанный проект контракта. Либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя ЭА.

Правовые последствия признания ЭА несостоявшимися 

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся предусмотрены ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. В течение часа после размещения на ЭТП протокола о признании ЭА несостоявшимся оператор ЭТП направляет заказчику вторые части заявок на участие в аукционе, поданные всеми его участниками.

После того как вторая часть заявок подана, аукционная комиссия в течение трех рабочих дней должна рассмотреть их на предмет соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

Контракт будет заключен с участником аукциона в двух случаях: если заявка на участие подана ранее других заявок либо если заявление разместил единственный участник ЭА, а поданная им заявка признана соответствующей требованиям закона и документации (п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44- ФЗ). 

  1. В правовом регулировании ЭА различают внесудебную и судебную формы защиты.
  2. Внесудебная форма защиты 
  3. К внесудебной форме защиты Закон № 44-ФЗ относит следующие правовые нормы, направленные на снижение злоупотреблений в сфере закупок: 
  4. — претензионный порядок по неустойке; 
  5. — установление запрета на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков — подрядчиков, исполнителей (ст. 39 За¬кона № 44-ФЗ);
  6. — организация общественного контроля за соблюдением законодательства РФ (ст. 102 Закона № 44-ФЗ); 
  7. — организация обязательного общественного обсуждения закупок (ст. 20 За¬кона № 44-ФЗ); 
  8. — механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях; 
Читайте также:  Безопасные покупки с помощью платежной карты — Юридические советы

— организация поставщика (исполнителя) при заключении крупных контрактов (ч. 19 ст. 34 Закона № 44-ФЗ); 

— возможность в судебном порядке признать недействительным контракт, заключенный заказчиками, должностные лица которых состоят в браке, являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и прочее.

  • Правовое регулирование электронных торгов: судебная форма защиты 
  • К судебной форме защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты. 
  • Административно-правовая защита ЭА 

Все о продаже имущества на торгах — читайте от Финэксперт

Цель и процедура проведения аукционов по продаже имущества должников

Цель, преследуемая участниками банкротства, как правило, следующая – они стремятся возобновить платежеспособность заемщика и исполнить кредиторские требования. Имущество должника реализуется практически во всех процедурах банкротства.

Реализация имущества должника – это важная стадия процедуры банкротства. Проведение аукционов по продаже имущества заемщиков осуществляется с помощью конкурсного производства.

В процессе продажи происходит реализация всего имущества, принадлежащего должнику. Исключением являются права и обязанности, не передаваемые иным лицам.

Имущество, в том числе и недвижимое, реализуется благодаря проведению торгов (аукциона) либо конкурса. Данный процесс происходит благодаря открытым аукционам, в которых могут участвовать все желающие. Исключение – случаи с продажей ограниченного в обороте имущества. Например, при продаже оружия, драгоценностей, различных веществ и прочего.

В таком аукционе могут принимать участие только те, у кого есть право на распоряжение подобным имуществом. Сам процесс продажи является закрытым.

Организация конкурсов осуществляется лишь при необходимости реализации культурных памятников, а также исторических объектов, обладающих культурной либо художественной ценностью. Особенность конкурса – выполнение всех требований по обеспечению безопасности, содержанию и применению, а также предоставлению доступа к предмету культурного наследия.

Иными словами, отличие конкурса и аукциона в том, что участник аукциона не обязан исполнять какие-то требования, в отличие от участника конкурса. Победитель аукциона – это участник, предложивший самую высокую стоимость за имущество. Победитель конкурса – это тот участник, который гарантирует выполнение конкурсных условий.

Перед проведением аукциона по продаже имущества физического лица – банкрота, обязательно проводится оценка данной недвижимости. Проводить ее должен независимый оценщик.

После этого арбитражным управляющим проводится кредиторское собрание для утверждения предложения о продаже собственности должника. В той ситуации, если кредиторы за два месяца не утвердят предложение управляющего, у него будет право на обращение в судебную инстанцию с ходатайством об установлении порядка, условий и сроков продажи.

Об электронных торгах и их преимуществах

На данный момент организация и проведение аукционов по продаже недвижимости должников в Интернете происходит с помощью электронных торговых площадок. За процедуру организации торгов ответственен организатор. Чаще всего им является финансовый управляющий (но может быть и отдельно привлеченная фирма).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» установил электронную торговую форму в качестве обязательной для конкретных видов собственности должников. Выбор законодателем именной подобной формы торгов объясняется тем, что плюсы электронного аукциона лучше всего соответствуют целям мер, применяемым в процессе банкротства.

Все эти преимущества в целом затрагивают как правовое устройство аукционов, так и сформировавшуюся практику применения электронных торгов в сфере закупок для государственных нужд. Если посмотреть на электронные аукционы с правовой точки зрения, то они являются только одним из методов заключения соглашения.

Наличие принципиальных отличий такого метода оформления соглашения, состязательности и публичности приводят к привлечению максимального количества участников и получению максимальной стоимости за реализуемое имущество должника.

Благодаря электронным технологиям можно исключить из сделок по продаже собственности банкротов предвзятость и коррупцию. Особо пристальное внимание необходимо уделить процедуре проведения аукционов путем публичного предложения, совершаемого в электронной форме.

Об особенностях проведения электронных торгов

Арбитражный управляющий организует аукцион (либо привлеченная им специализированная организация) с помощью соглашения о проведении торгов с помощью интерфейса электронной площадки.

Всю документацию переводят в электронную форму с применением электронной цифровой подписи.

Подобная торговая площадка помогает обеспечить исполнение арбитражными управляющими всех обязанностей, которые для них установило законодательство, например, соблюдение сроков и публикацию отчетов о ходе торгов.

Участие в подобных торгах всегда доступно и открыто неограниченному числу лиц (то есть, любым желающим). Регистрация участников осуществляется с помощью электронной площадки, оплата при этом не взимается.

Организатором могут быть размещены в электронном варианте фотоснимки, планы, схемы и иные различные графические документы, благодаря которым можно изучить объект торгов (без непосредственного выезда к месту нахождения самой недвижимости).

Принятие заявок и ценовых предложений осуществляется оператором электронной площадки. Им же проводится регистрация каждого зачисленного документа, и направляются уведомления участникам о регистрации и времени регистрации.

Этот момент как раз является довольно актуальным, так как некоторые правовые последствия в торгах происходят как раз из-за времени подачи заявок и предложений.

Если регистрируется время каждой операции на электронной площадке – в таком случае исключается возникновение спорных ситуаций и обжалование действий или бездействия организатора данного мероприятия.

В том случае, если ценовые предложения подаются в закрытой форме, оператором обеспечивается абсолютная конфиденциальность таких предложений до начала проведения торгов. В том случае, если торги будут проходить в открытой форме, при подаче предложений оператором в  автоматическом порядке блокируются те заявки, которые не соответствуют требованиям. Они автоматически отклоняются – это отказ.

Участвовать в торгах (как уже говорилось выше) может неограниченное количество желающих. Условия, служащие основанием для отказа, можно узнать из нормативных актов, либо из регламента соответствующей электронной площадки. Если форма подачи ценовых предложений открытая, то в таком случае победитель выбирается с помощью программного обеспечения оператора.

Сведения, касающиеся проведения торгов, включая информацию о ценовых предложениях, итогах, об оформлении соглашения по итогам осуществленных торгов, всегда доступны участникам.

После рассмотрения всех вышеперечисленных особенностей и преимуществ подобного способа продажи недвижимого имущества должника – физического лица, становится очевидным тот факт, что разновидность электронных аукционов можно считать самым оптимальным и лучшим способом достижения целей при банкротстве. Он наиболее удобный и выгодный – со всех сторон.

О том, каким образом организуются торги

jpg» alt=»prodaty-dolg-finexpert24″ width=»200″>

Для того, чтобы поучаствовать в электронных торгах, необходимо в установленный временной период представить заявление на участие и подписать соглашение о задатке (он должен быть перечислен на расчетный счет организатора предстоящего мероприятия).

В обязанности организатора торгов входит рассмотрение поступивших от кандидатов на участие в торгах документов. После этого им будет принято решение о допуске претендентов к торгам.

Закон предусматривает три основания для отказа в участии:

  • Основание первое – если переданные документы не отвечают конкретным требованиям либо являются недостоверными.
  • Основание второе – если поданное заявление на участие не отвечает конкретным требованиям, указанным в извещении о торгах и установленным Законом.
  • Основание третье – не подтверждается поступление задатка на счета, которые указаны в сообщении о проведении торгов на тот момент, когда составляется протокол об установлении участников торгов.
  • Других оснований для отказа в участии нет и быть не может.

    После всего этого организатором будут рассмотрены предложения о цене недвижимости, представленные участниками торгов, и определен победитель. Решение принимается организатором в день подведения итогов торгов, которое оформляется протоколом об итогах проведения торгов.

    Те задатки, которые вносили участники, раздаются обратно каждому заявителю. Исключение составляет лишь победившее лицо. В течение следующих (рабочих) пятнадцати дней с того момента, как подписан протокол об итогах проведения торгов или они признаны несостоявшимися, организатор должен опубликовать соответствующую информацию о результатах.

    После всех вышеперечисленных действий победитель получает протокол об итогах проведения аукциона, и организатор предлагает ему оформить договор купли-продажи.

    Если победителем будет дан отказ либо произойдет уклонение о заключения соглашения в течение пяти дня со дня получения предложения, то задаток ему не вернут. В подобном случае у организатора есть право предложить подписать этот договор другому участнику торгов, который предложил самую высокую стоимость после победителя.

    О повторных торгах

    Если вдруг случится такое, что не поступит ни одной заявки на участие или к участию в них будет допущено всего одно физическое лицо, организатором должно быть принято решение о признании этого аукциона несостоявшимся.

    В такой ситуации происходит принятие решения о проведении повторного аукциона. При этом стоимость продажи имущества в такой ситуации понижают на 10% от первоначальной цены на первом аукционе.

    Если и повторная реализация имущества физического лица — должника на торгах будет признана несостоявшейся или же договор о продаже не будет заключен с единственным участником аукциона, в таком случае продаваемое имущество должника будет реализовано посредством публичного предложения.

    Главная особенность продажи собственности физического лица – должника с помощью публичного предложения заключается в том, что стоимость продажи данного имущества последовательно уменьшается в течение определенного периода времени.

    Законом о банкротстве (здесь, правда, речь идет о юридических лицах) предусматриваются определенные особенности реализации собственности градообразующих и сельскохозяйственных организаций, а также стратегических предприятий. Специфика такой продажи заключается в том, что необходимо сохранить профильное направление предприятия-должника и не допустить прекращения данного рода деятельности.

    Подводя итоги, стоит обязательно обозначить следующее: продажа недвижимости физического лица – должника является довольно непростой процедурой со множеством нюансов. От того, насколько грамотно и вовремя будет продано это имущество, зависят финансовые интересы различных кредиторов физического лица – должника.

    Проблемы с залоговым или иным имуществом? Пишите, мы поможем!

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *