Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советыВ газете «Суть времени» недавно была опубликована статья Веры Сорокиной «Нужна ли нам «культура усыновления», которая изменит Россию?». В статье идёт речь о представителях неопротестантских сект, продвигающих концепцию, согласно которой в нашей стране якобы «отсутствует культура усыновления» и нас необходимо срочно воспитывать по их неопротестантским лекалам. Автор статьи, полемизируя с подобными утверждениями, даёт краткое описание истории института усыновления в нашей стране, показывая тем самым, что слова неопротестантских проповедников не имеют под собою никаких оснований и служат лишь политическим целям.

В процессе чтения этой статьи я вдруг понял, что тоже многое могу рассказать на эту тему, так как 4 года назад защитил магистерскую диссертацию о правовом регулировании устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому я хочу в своей статье более подробно рассказать, насколько глубоко институты усыновления и опеки укоренены в нашей истории (гораздо глубже, чем в странах Запада).

Анализ истории развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет выделить несколько этапов его становления.

Устройство детей-сирот в Древней Руси

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Первоначальное зарождение этого института произошло ещё в Древней Руси, во времена язычества. Внутри родовой общины существовало так называемое «примачество» — аналог усыновления, распространённый в основном среди людей старшего возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством при отсутствии наследников.

К 897 г. относится первое летописное упоминание об опеке, сообщавшее о назначении Рюриком опекуна своему сыну . После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые занимали место умерших.

Опекун должен был заботиться о воспитании сироты и о его защите. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел.

В связи с отсутствием метрических записей, предельная продолжительность опеки была неопределённой и продолжалась, пока дети не возмужают и не подымутся.

Ещё одной моделью жизнеустройства была помощь общины, суть которой заключалась в том, что ребёнок переходил «из дома в дом» на кормление. На средства общины также содержались «скудельницы», где бездомные старики и старухи воспитывали брошенных детей .

Устройство сирот после крещения Руси

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Разрушение родоплеменных отношений и принятие православия ознаменовало новый этап в становлении института устройства детей. Великий князь Владимир I в 996 году поручил общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, надзору духовенства.

Усыновление стало производиться по нормам византийского права — посредством церковного обряда «сынотворения», с вынесением особого акта, исходящего от церковной власти.

Долгое время сохранялись также нормы русского обычного права, предусматривавшего такие процедуры усыновления, как обряд фиктивного рождения, женитьба на вдове брата, фактический приём усыновляемого в дом и заключение особого договорного акта между усыновителем и усыновляемым .

Развитие получил и институт опеки — появилась опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью. Основную роль в формировании институциональных учреждений для детей на этом этапе играли монастыри и храмы, при которых начали создаваться детские приюты.

Начало государственной заботы о сиротах

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Следующий этап приходится на XVI век, когда в эту сферу впервые приходит государство. В царствование Ивана IV в 1551 г.

на Стоглавом соборе была высказана идея о необходимости выявления в каждом городе лиц, пребывающих в тяжёлом социальном положении и нуждающихся в помощи, и устройстве этих лиц в специальные богадельни, где им был бы обеспечен соответствующий уход .

Реализация этой идеи привела к тому, что в круг задач государственного управления стало входить и призрение детей-сирот. При Иване IV начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

Началом зарождения и становления государственных форм призрения считается XVII век, когда период Смутного времени потребовал от властей внимания к социальным проблемам. Как утверждают исследователи, в 1682 г.

царём Фёдором III был подписан Указ, по которому из общего числа нищих выделялись безродные дети и ставился вопрос об открытии специальных учреждений для их содержания. При этом никаких конкретных сведений о деятельности этих учреждений исследователи привести не могут.

В соответствующем томе Полного собрания законов Российской Империи подобный Указ за 1682 г. отсутствует , в связи с чем возникают сомнения в его реальности.

Устройство сирот при Петре I

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Очередной этап развития данного института связан с правлением Петра I, создавшего законодательно урегулированную государственную систему призрения нуждающихся. При Петре I был реформирован институт опеки. Назначение опекунов и наблюдение за ними теперь вменялось в обязанность магистратов.

Магистраты также были обязаны следить, чтобы дети не оставались без опекунов. Таким образом, опекой стало ведать государственное учреждение. Не были обойдены вниманием и институциональные учреждения. 4 ноября 1715 г.

императором был издан Указ, предписывающий организовывать во всех городах при церквях госпитали для незаконнорожденных детей, осуществляющие их тайный приём. При этом за умерщвление таких детей Указом предусматривалась смертная казнь. Финансирование госпиталей производилось из доходов губерний.

Наряду с этим были сохранены и традиционные формы помощи детям, связанные с деятельностью церковных учреждений. В связи с нехваткой рабочих рук, государство также отдавало беспризорных детей частным лицам, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников.

Реформы системы устройства детей-сирот при Екатерине II

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Важный этап становления рассматриваемого института приходится на период правления Екатерины II. Правовым основанием реформ императрицы послужил Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Главной чертой опеки теперь становилась её сословность.

В зависимости от сословной принадлежности ребёнка опекой ведали разные учреждения. Устройством дворянских сирот занималась дворянская опека, тогда как для купеческих и мещанских сирот при магистратах учреждались городовые сиротские суды.

Требования к опекуну были тщательно регламентированы, вплоть до состоящего из 17 пунктов наставления опекунам. Установленные требования различались в зависимости от сословной принадлежности ребёнка. За охрану имущественных прав подопечного опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% доходов малолетнего.

Если у осиротевшего ребёнка не было имущества, опеку не учреждали. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года — попечительство).

При Екатерине II стали организовываться специальные учреждения для брошенных детей. В соответствии с гл. XXV Указа «Учреждения для управления губерний», в каждой губернии учреждался Приказ общественного призрения, которому предписывалось создание сиротских домов и надзор за их деятельностью.

25 апреля 1764 г. был открыт Московский Воспитательный дом, в марте 1770 г. аналогичный дом открылся в Петербурге. Оба воспитательных дома рассматривались как самостоятельное ведомство, имеющее собственную юрисдикцию. Содержались Воспитательные дома на подаяния благотворителей и средства от уплаты определённых налогов.

Ограничений в приёме не существовало, а сам он осуществлялся тайно. Выпускникам Воспитательного дома предоставлялись особые привилегии. Учредители надеялись воспитать из своих питомцев недостающих государству «третьего чина и нового рода людей».

Однако чрезвычайно высокой оказалась смертность среди воспитанников, которая к 1767 г. достигла 98,53%. Для спасения детских жизней детей стали отдавать для воспитания по деревням, создав для этого специальную экспедицию и новую должность разъездного надзирателя.

Смертность уменьшилась, однако проблема оставалась сложной — к 1779 г. из 9000 детей, отправленных на воспитание, в живых осталось только 1000 человек.

Специальных законов об усыновлении при Екатерине II не существовало. Оно производилось лишь несколько раз, с личного согласия императрицы в каждом конкретном случае.

После смерти Екатерины II её детские благотворительные учреждения перешли под управление супруги императора Павла I — Марии Фёдоровны. Созданная под её началом организованная система призрения впоследствии получила название «Ведомства учреждений императрицы Марии».

Развитие законодательства об усыновлении в XIX веке

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Законодательство, посвящённое усыновлению, стало развиваться в начале XIX века. 11 октября 1803 г. Александр I издаёт Указ, в котором уравнивает наследственные права усыновляемых с правами родных детей. В 1817 г.

Государственный Совет предоставляет бездетным гражданам право усыновлять нескольких близких родственников с присвоением им своей фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был обойдён ближайший наследник по закону.

В последующие годы был издан целый ряд нормативных актов, регламентирующих процедуру усыновления для разных сословий. Весь XIX век усыновление сохраняло принцип сословности.

Усыновление дворянами, церковными работниками и почётными гражданами происходило по постановлениям губернских правлений, купцами — по постановлениям казённых палат, с утверждением Сенатом в обоих случаях. У крестьян и мещан усыновление производилось приписками детей к семейству, причём у первых — с ведома мирских общин, а у вторых — с утверждением казённой палатой.

Большое значение для развития усыновления имело принятие в 1891 г. Закона «О детях узаконенных и усыновленных», разрешившего узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей.

Данный закон устанавливал требования к усыновителю и регулировал процедуру усыновления. В результате усыновления возникали отношения, близкие к родственным, но полностью не совпадающие с ними.

Так усыновляемый сохранял определённую правовую связь со своими родителями и родственниками, в частности, право наследования по закону.

На протяжении XIX века много внимания также уделялось отношениям по опеке и попечительству, однако основу их продолжали составлять правила, аналогичные тем, что были заложены Екатериной II. Современники отмечали несоответствие положения с опекой существующим потребностям. Так правовед А.И.

Читайте также:  Уведомление налоговой инспекции о наследовании недвижимости — юридические советы

Загоровский выступал с критикой разделения опекунских учреждений по сословиям. По его мнению, различия сословий сгладились, и вполне целесообразным было бы введение единого учреждения, ведающего призрением сирот.

К недостаткам он также относил несамостоятельность опекунских учреждений и отсутствие преимущественного права на опеку для родственников .

Одной из самых неурегулированных оставалась крестьянская опека. В соответствии с п. 6 ст. 179 Общего положения о крестьянах, обязанность по призрению сирот была возложена на крестьянское общество. В назначении опекунов и попечителей крестьяне руководствовались своими местными обычаями. Опекун обычно назначался сельским сходом, посредством составления общественного приговора.

Преимущественное право опеки у крестьян имели близкие родственники ребёнка. В случаях, когда за ребёнком оставалось движимое имущество, оно продавалось, а вырученные средства выдавались волостным правлением всем желающим в ссуду. По окончании опеки денежные средства и проценты по ним возвращались опекаемому. Никакого вознаграждения за свою деятельность опекуны не получали .

На XIX век также пришёлся этап развития институциональных учреждений для детей. 16 июля 1816 г. создаётся Императорское человеколюбивое общество, организующее и координирующее работу по оказанию помощи неимущим во всероссийском масштабе. Для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, создаются различные общества и приюты. Совершенствуются старые учреждения.

Устройство детей-сирот после Великой Октябрьской Социалистической Революции

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Этапом глубокого реформирования института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал советский период. Он характеризуется, в первую очередь, устранением сословных ограничений при устройстве детей. Впервые предметом заботы со стороны государства становятся все дети без каких-либо исключений.

Принятый в 1918 г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве не предусматривал процедуры усыновления вовсе, пытаясь таким образом исключить любую возможность эксплуатации детей. Опека, однако, не запрещалась, и ей в Кодексе был посвящён отдельный раздел.

В связи с упразднением частной собственности, основное внимание опеки концентрировалось на личных, а не имущественных правах опекаемого ребёнка. Для кандидатов в опекуны устанавливается ряд ограничений идеологического характера. В 1926 г.

выпускается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР, которым в упомянутый Кодекс вводится новая глава, посвящённая усыновлению.

Последствия мировой войны, краха российской государственности и последовавшей за этим гражданской войны выразились в появлении огромного количества беспризорных детей. Для решения этой проблемы и создания инфраструктуры детских учреждений 27 января 1921 г. создаётся специальная организация — Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью.

Создаётся государственная система детских учреждений. Миллионы детей проходят через приёмники-распределители и расселяются по семьям и учреждениям. На предприятиях вводятся квоты для устройства неблагополучных подростков. Созданное общество характеризуется высоким уровнем вертикальной мобильности населения.

Так 8 беспризорников впоследствии становятся академиками АН СССР .

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

В 1925 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР устанавливается необходимость закрепления всех детских домов за заводами, предприятиями и колхозами, что решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильём.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. не уделял усыновлению большого внимания. Его нормы были крайне лаконичными, в результате чего возникало множество проблем в правоприменительной практике. Большое внимание в кодексе уделялось вопросам опеки и попечительства. Сужался круг лиц, которые могли быть опекунами. Назначение опекуна производилось без учёта его желания.

Проблема сирот в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период жизни СССР

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Большое внимание вопросам устройства детей уделяется советским правительством в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. принимается Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», вменяющее всем государственным, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям проявлять заботу о детях. В 1943 г.

с целью совершенствования законодательства об усыновлении издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». С 1 ноября 1943 г. вводятся единые нормы питания в городских и сельских детских домах. Воспитатели и педагоги детских домов по нормам снабжения приравниваются к работникам промышленности, транспорта и связи.

В 1969 г. выходит Кодекс о браке и семье РСФСР, более тщательно регламентирующий отношения по усыновлению и опеке. В кодексе впервые предусматривается обеспечение тайны усыновления. Появляется термин «удочерение». Возможность назначения опекуна теперь допускается только с его согласия.

В 1988 г. выходит Постановление Совмина СССР «О создании детских домов семейного типа», устанавливающее новую форму устройства детей. Финансирование создаваемых учреждений предполагается производить из средств государственного бюджета.

Выводы или К чему я всё это рассказываю?

Анализ становления в нашей стране института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что заявления активистов Альянса «Россия без сирот» о якобы отсутствии в нашем менталитете традиций призрения за сиротами — явная ложь. С самых первых дней существования нашей государственности уделялось внимание и проблеме сиротства. Причём изначально это было именно внимание общества, к которому уже впоследствии подключилось государство.

На протяжении своей истории механизм устройства детей проходил в нашей стране последовательный путь от формы благотворительности со стороны частных лиц и церковных учреждений, до организуемого и контролируемого государством социального механизма.

И на мой взгляд, данный путь развития и был наиболее целесообразен, так как частная благотворительность в состоянии оказывать лишь точечную помощь, тогда как комплексно и централизованно решить проблему детского неустройства в состоянии лишь сильная государственная власть.

Особенно комплексно и тотально к решению вопроса сиротства подошла именно Советская власть. На протяжении всей предшествующей истории правовой механизм устройства детей сохранял сословный характер, и лишь после 1917 г. все дети были уравнены в правах и получили одинаковые возможности. Ценностью для государства впервые был объявлен абсолютно каждый ребёнок.

И не протестантским сектантам учить нас тому, как нужно заботиться о русских сиротах.

Как получить сиротам юридическую помощь бесплатно в 2021 году

Защита прав детей, в частности детей-сирот — одно из основных направлений социальной поддержки нашего государства. Одна из предусмотренных льгот данной категории граждан — бесплатная юридическая помощь. Подробнее об условиях и правилах получения в статье ниже.

Юридические консультации для детей-сирот

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советыПолучение помощи юристов — право, гарантируемое российским законодательством, предназначенное для детей-сирот. Ведь существует ряд вопросов, которые они не в состоянии решить самостоятельно. В данном случае на помощь приходят квалифицированные специалисты.

Так, основные ситуации, требующие разрешения:

  1. По поводу жилищного вопроса ребенка, в частности, когда гражданина безосновательно лишают законного права на квартиру.
  2. По вопросам социальных выплат, положенных данной категории граждан.
  3. По оформлению такой льготы, как скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Обратиться в юридическую клинику может как официальный опекун малолетнего ребенка, так и сам несовершеннолетний, при достижении им возраста 14 лет.

Скачать образец заявления об оказании бесплатной юридической помощи

Внимание! Для получения помощи по соответствующей льготе необходимо документально подтвердить свое право.

Как получить юридическую помощь сиротам бесплатно

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советыПолучение правовой помощи на безвозмездной основе возможно несколькими способами.

Наиболее востребованные способы среди граждан:

  1. Обратиться в частную юридическую компанию или же написать в службу поддержки на сайте данной организации;
  2. Обратиться за помощью в некоммерческую организацию, в частности, в юридическую клинику на базе высшего учебного заведения (студенческое консультативное бюро, студенческое юридическое бюро и др.);
  3. Обратиться в государственное юридическое бюро, которое находится в каждом муниципальном образовании.
  4. Обратиться в негосударственный центр бесплатной юридической помощи.

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советыБесплатная правовая помощь и поддержка предоставляется по следующему перечню вопросов, регламентированных ФЗ № 324, вне зависимости от наличия у граждан льгот:

  1. Правовое консультирование в устной или письменной форме;
  2. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  3. Представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Таким образом, оказание правовой помощи детям-сиротам — это одно из направлений внутренней государственной политики в рамках социальной помощи населению. Для получения поддержки юриста необходимо обратиться в соответствующую организацию с необходимыми документами.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324 “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о бесплатной юридической помощи детям-сиротам

4 августа 2018, 12:27 Дек 29, 2020 14:41 Льготы всем Ссылка на текущую статью Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Волгоград

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Дети-сироты той кровопролитной войны — особая категория людей. Какова же была их судьба и отношение к ним властей?

В источниках встречаются разные данные по количеству послевоенных детей-сирот в СССР. Чаще всего звучит цифра 680 тысяч. Вдумайтесь только! За каждым из них стоит сломанная судьба и большая трагедия.

Как и после Гражданской войны, детская беспризорность и безнадзорность вновь стала общенациональной проблемой, но как-то не укладывается в голове тот факт, что в годы Великой Отечественной войны беспризорных детей реально не было. Об этом говорят свидетели тех лет.

После великого перелома в 1943-м, когда фашистская армия покатилась на запад, руководство Советского Союза в августе того же года выпустило постановление об организации на освобожденных территориях суворовских, нахимовских и специальных ремесленных училищ с повышенными нормами содержания детей и обучения их лучшим военным и гражданским профессиям с обязательной тогда семилеткой.

Читайте также:  Единый реестр проверок юридических лиц — Юридические советы

Тогда оставшихся без родителей детей собирали на улицах и в развалинах разрушенных городов комендантские патрули и направляли в военкоматы. Дальше судьба ребятишек была определена. Вскоре они уже щеголяли в новенькой военной, морской или ремесленной форме. То есть у воюющей и наполовину разрушенной страны деньги для детства находились!

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Однако и это еще не все. В военные и послевоенные годы возродилась практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941—1945 годы было взято под опеку и патронирование 270 тысяч детей-сирот.

В 1950 году в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тысячи человек. В 1958-м — 4034 детских дома с 375,1 тысячи детей. И вот наконец в 1956 году по решению правительства стали создаваться школы-интернаты.

И как бы ни было трудно, важно то, что сироты не остались брошенными на произвол судьбы. Государство заботу о них взяло на себя. Полностью. Да, не все попали в детдома. Оставались и беспризорники, но по большей части те, кто не хотел идти в эти учреждения.

Сегодняшняя же картина с беспризорниками пугает, хотя и живем мы в мирное в общем-то время. В каждом городе и поселке мы встречам оборванных, грязных и истощавших ребятишек. И не всегда они оказываются сиротами, многих заставляют попрошайничать собственные родители.

Они просто не могут накормить и одеть ребенка в нынешних условиях. Кто поможет? Никто. Подачки от государства в виде пособий не спасают. Ну а если родителей нет, то совсем плохо.

Большая часть детских домов закрылась, содержать их невыгодно — сироты вообще невыгодны, им же надо путевку в жизнь дать в виде жилья и образования. Вот такая печаль современности…

Галина Аникеева.

Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного вре­мени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов.

14 декабря 1941 г. было эвакуировано 664 детских дома с 7887 воспитан­никами.

  • В январе 1942 г. правительство приняло постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где предусматривались:
  • 1) создание дополнительной сети детских домов; соответствующих обла­ стных, краевых и республиканских комиссий;
  • 2) участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного

фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей. Комсомольскими организациями было создано 126 дет­ских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

  Во всех крупных населенных пунктах и на железнодорожных станциях организовывались детские приемники, находившиеся в распоряжении органов образования, а с 1943 г. — в ведении милиции, туда направлялись дети до 15 лет включительно, а тех, кому не исполнилось 14, направляли через органы образо­вания в детские учреждения или определяли в патронатные семьи.

Дети старше этого возраста устраивались приемниками-распределителями НКВД СССР на работу в строительстве или сельском хозяйстве. Но этих мер было недостаточ­но. Поэтому в июне 1943 г.

Совнарком СССР принимает постановления «Об усилении мер по борьбе с детской беспризорностью и хулиганством», «О тру­довом устройстве подростков старше 14 лет — воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД и детей, оставшихся без родителей».

Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в стране не уменьшалось. Основными при­чинами детской беспризорности стали гибель или смерть родителей, разруше­ние и эвакуация детских учреждений, побеги из семей на фронт.

В августе 1943 г.

правительство инициирует организацию 9 суворовских военных училищ (500 человек в каждом, срок обучения 7 лет), 23 специальных ремесленных училищ (400 человек в каждом, срок обучения 4 года) специаль­ных детских домов с общим количеством воспитанников 16300 человек, домов ребенка на 1750 детей, 29 приемников-распределителей на 2 тыс. человек [1]. Сюда направляли детей воинов Красной армии, партизан Отечественной вой­ны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов.

В стране был создан общественный фонд помощи детям. Средства в него поступали от солдат и офицеров, рабочих и колхозников, служащих, деятелей литературы и искусства.

Большую помощь детям-сиротам оказывали предпри­ятия, колхозы, общественно-военные организации. Использовалась и такая форма работы, как устройство детей-сирот на воспитание в семьи трудящихся.

Все перечисленные выше меры позволили справиться с беспризорностью к

концу 40-х гг.

К концу 1945 г. для детей погибших фронтовиков был открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17 тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов комсомольских организаций, милиции.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых ре­зервов. Общественники снимали ребят с поездов и через приемники-распредели­тели устраивали в детские дома. Подростки определялись на работу.

Великая Отечественная война потребовала перестройки деятельности общественных организаций. Важнейшими задачами, к примеру, пионерской ор­ганизации стали забота о здоровье детей, предупреждение беспризорности и безнадзорности, всеобщее обучение детей школьного возраста.

Несмотря на сложную обстановку, необходимо было вооружить детей прочными знаниями, добиться высокой дисциплины учебы поведения пионеров.

Возросла роль и ответственность школы, пионерских организаций за социальное, нравственное воспитание детей-сирот, за формирование общественной активности.

Сирота Великой Отечественной войны — Юридические советы

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Так, Алек­сандра Аврамовна Деревская (г. Ромны, Сумской области) усыновила 48 ребят.

Таким образом, в годы войны была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тыс. человек. В 1958- 4034 детскихдомас 375,1 тыс. детей [1].

Билет № 36

В госдуме предлагают ввести пособие для сирот вов

Депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ) подготовил проект закона (имеется в распоряжении «Известий») о внесении изменений в действующий ФЗ «О ветеранах».

Поправка направлена на социальную поддержку граждан, которые, будучи детьми участника Великой Отечественной войны, остались сиротами и не были усыновлены или удочерены.

По мнению парламентария, эта категория граждан достойна получать дополнительные выплаты от государства в виде пособия, а само государство таким образом еще раз подчеркнет заслуги их родителей перед Россией.

В частности, парламентарий предлагает внести в п. 2 ст.

21 «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий» ФЗ «О ветеранах», в котором перечислены категории родственников участников войны, имеющих право на социальную поддержку от государства, новый подпункт 5, добавляющий к категориям льготников «детей погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны 1923-1945 годов рождения, которым на день его гибели (смерти) не исполнилось 18 лет и которые не были в последующем усыновлены (удочерены)».

На сегодня пособие по п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» могут получать супруги, не вступившие в повторный брак, и родители погибшего (умершего) инвалида и участника Великой Отечественной войны, а также супруги погибших участников военных действий, не вступившие в повторный брак и имеющие ребенка до 18 лет или ребенка старше 18 лет, ставшего инвалидом до своего совершеннолетия.

Таким образом, сироты ВОВ смогут получать пособие, которое сейчас получают вдовы участников войны. Размер пособия в настоящее время составляет 927 рублей.

— Мы считаем, что дети погибших инвалидов и участников ВОВ, многие из которых сейчас на пенсии и находятся в затруднительной жизненной ситуации, также вправе рассчитывать на помощь от государства. И пусть сумма пособия не станет основной в кошельке гражданина этой категории, но как дополнительная мера она справедлива и необходима и должна выплачиваться регулярно, — пояснил Олег Смолин.

По оценкам депутата, примерно у 7 млн детей один из родителей погиб во время войны или умер до их совершеннолетия. Исходя из данных Росстата, количество граждан, родившихся в 1923–1945 годах, на 1 января 2015 года составит не более 14 млн человек, из них около 2 млн граждан окажутся сиротами участников ВОВ.

Ориентируясь на эти оценки, парламентарий указывает, что за 2015 год на выплаты сиротам войны из федерального бюджета нужно будет выделить не более 22,25 млрд рублей.

Председатель Всероссийского центра социально-правовой помощи ветеранам и инвалидам войн Вячеслав Михайлов надеется, что новая думская инициатива будет принята.

— Когда людям что-то добавляют, это всегда хорошо. Тем более если речь идет о поколении людей, которому сейчас за 70 лет.

Читайте также:  Налогообложение проданной доли в ООО — Юридические советы

Конечно, многие из них получают пособия и по своей принадлежности к другим льготным категориям: узники концлагерей, дети-блокадники, получившие увечья во время ВОВ.

Но всё равно многие нуждаются, и улучшить качество их жизни было бы правильно, — считает он. — Но часто такие инициативы так и остаются под сукном.

Член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич считает, что если у государства будут возможности ввести такие пособия, то оно должно это сделать.

— Я искренне и горячо поддерживаю такую инициативу. Не знаю, будет ли у государства возможность расширить это пособие и на сирот войны, но то, что жизнь этих людей была непростой, что многие из них остались одни в совсем юном возрасте, много настрадались, — это факт. И поэтому, конечно, включить их в число получателей этого пособия было бы справедливо и правильно, — сказал законодатель.

Граждане, потерявшие родителей в годы Великой Отечественной войны | Министерство труда и социального развития Новосибирской области

Размер 561,89 руб.
Периодичность выплаты Выдача справки – единовременно. Ежемесячная денежная выплата – ежемесячно (денежная выплата выплачивается гражданину независимо от получения ежемесячной денежной выплаты, установленной иным законом Новосибирской области)
Круг получателей Граждане, постоянно проживающие на территории Новосибирской области, которым на момент окончания Великой Отечественной войны не исполнилось 18 лет и один из родителей которых в период с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года погиб (пропал без вести) при участии в боевых действиях по защите Отечества или нахождении в плену, умер в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий
Основные документы
  • 1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • 2) свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если документ выдан компетентным органом иностранного государства);
  • 3) свидетельства о заключении брака или иной документ, подтверждающий факт заключения брака, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если документ, подтверждающий факт заключения брака, выдан компетентным органом иностранного государства);
  • 3.1) документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества гражданина и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (при наличии такого обстоятельства, если такой документ выдан компетентным органом иностранного государства);

4) свидетельство о смерти и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о смерти выдано компетентным органом иностранного государства); либо извещение, архивная справка с указанием причины гибели (смерти) одного из родителей, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов или извещение (справка) о пропавших без вести (если данная информация не размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, созданном Министерством обороны Российской Федерации, https://pamyat-naroda.ru (далее — интернет-портал Минобороны России), за исключением вкладок интернет-портала Минобороны России «Книги Памяти»).

Основание

В россии дискриминация вдов и сирот ссыльных, погибших на войне закреплена законодательно

В Российской Федерации на государственном (законодательном, исполнительном и судебном уровне) продолжаются репрессии теперь уже в отношении вдов и сирот военнослужащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, если эти военнослужащие были посажены в лагеря или перед войной без суда и следствия высланы, то есть их жены и дети лишены были их иждивения.

Нужно внести изменения в Федеральный Закон «О ветеранах», что перед членами семей репрессированных, погибших в Великой Отечественной войне должны исполняться обязательства по мерам социальной поддержке по наследственному принципу.

Именно так поступил Гельмут Коль, когда выплатил не только живым, но и умершим русским пленным ил их детям, если бывшие пленные, работавшие на Германию, к тому моменту уже умерли. Ведь речь идёт о возврате денег, которые государство обязано было выплатить, но не выплатило.

Деньги по закону так же являются предметом наследования.

Приведу пример: Предприниматель («нэпмановец») Соколов Сергей Васильевич. в 1930 году без суда и следствия, без предъявления обвинений был сослан из Москвы в г. Канск Красноярского края. Прожив там 10 лет без права переписки, он в 1941 году пошел добровольцом на фронт.

При этом ему разрешили отправить родным всего одно письмо, в котором он написал, что ему после войны будет позволено вернуться в Москву к семье. Однако в 1942 году пришло известие, что он пропал без вести в «Волховском котле».

В 1946 году его тело было найдено, и в семью пришло извещение, что он погиб в д. Мясной бор. Однако пенсии по потере кормильца его вдове и несовершеннолетней дочери назначено не было.

Мы подали в суд о восстановлении справедливости, но суд заявил, что вдова и дочь не были на его иждивении, и Соколов Сергей Васильевич кормильцем им не являлся, а следовательно они не имеют права на пенсию по потере кормильца.

Мы обратились в Конституционный суд, но в том, что Законодатель лишил права получать пенсию вдовам и сиротам погибших за Родину, если Государство до этого лишило их кормильца, Конституционный суд не видит никакой дискриминации или ущемления прав.

В ответе Конституционного суда было буквально сказано, что «законодатель сам решает, кого включать, а кого не включать в число имеющих право на пенсию.

То есть, если Государство в лице исполнительной власти кого-то незаконно накажет, то законодательная власть распространяет это наказание и на их вдов, и на сирот, а судебная власть не усматривает в этом нарушения прав граждан, даже таким, как вдовы и сироты.

Подробный рассказ об этом я опубликовал в ЖЖ.http://ostaev.livejournal.com/10087.html

Призываю Законодательное Собрание, Президента, Верховный Суд РФ проявить законодательную инициативу и изменить законодательство с тем, чтобы незаконно репрессированные и их дети и внуки были восстановлены в правах и уравнены с гражданами, у которых их предки вернулись с фронта живыми. Призываю так же ветеранов Великой Отечественной войны возвысить свой голос в защиту вдов и сирот своих погибших братьев, лежавших рядом с ними в окопах.

Пособие за потерю отца в годы войны

/ / Выплаты детям войны по потере отцов ВОВ, выплата детям ВОВ Свернуть Ответы юристов (8)

  1. Все услуги юристов в Москве Сопровождение сделок с недвижимостью Москва от 40000 руб. Раздел совместно нажитого имущества Москва от 15000 руб.

Похожие вопросы

  1. Как получить денежную компенсацию, если отец был участником ВОВ? 14 Декабря 2015, 11:17, вопрос №1071469 1 ответ
  2. Получение денежных средств на изготовление памятника участнику ВОВ в Волгограде от МВД 24 Октября 2021, 21:53, вопрос №1418806 1 ответ
  3. Являюсь ли я ребенком войны, если родился в 1943г.
  4. Положена ли выплата д/с детям умерших участников ВОВ и лицам, приравненных к ним? 16 Марта 2021, 12:12, вопрос №1182402 1 ответ

Это связано с тем, что до сих пор не принят специальный закон относительно дополнительной социальной защиты и официального закрепления статуса «детей войны». На основании других законодательных актов сегодня данной категории могут быть предоставлены некоторые льготы:

  1. бесплатные лекарства и медицинские препараты;
  2. надбавка к пенсии;
  3. льготный проезд;
  4. дополнительное бесплатное медицинское обслуживание;
  5. компенсация ритуальных услуг.
  6. бесплатная установка городского телефона;
  7. льготы при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства Х;

Пока не принят федеральный закон, размер и возможность предоставления льгот и выплат детям войны в России напрямую зависящие от региона проживания. Дети войны: льготы и выплаты в Москве Некоторые регионы дополнительно социально обеспечивают «детей войны».

Задан 2012-12-08 11:26:40 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Какими льготами при оплате коммунальных услуг пользуются ветераны вов (льготы 20) и вдовы военных (льготы 22 и 23)?

  Как стать ветераном труда в Красноярске и что это дает

— Какими льготами при оплате коммунальных услуг пользуются ветераны вов (льготы 20) и вдовы военных (льготы 22 и 23).

далее 1 ответ. Москва Просмотрен 372 раза.

Задан 2011-05-02 15:45:11 +0400 в тематике

Льготы за отца дадут детям?

В. Погодин, Владимир: — Слышал, что детям погибших на фронте во время Великой Отечественной войны положены льготы. Это так? Я потерял отца, но никогда ничего не получал.

Дети погибших и умерших участников ВОВ по закону «О ветеранах» могут рассчитывать на получение льгот, только если они нетрудоспособны и находились на иждивении ветерана.

Фактически это теперь означает, что госпомощь выделяется лишь в случае, если они инвалиды с детства и до настоящего времени продолжают оставаться инвалидами, пояснили «АиФ» специалисты Минздравсоцразвития.

В этом случае они имеют право на пенсию по потере кормильца, льготы по оплате коммунальных услуг и т. д.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *