Ненадлежащее использование участка — Юридические советы

Самовольное занятие земельного участка—это незаконный захват территории, принадлежащей другому владельцу. Захват чужого земельного надела без каких-либо веских, а главное законных оснований преследуется законом.

Ненадлежащее использование участка — Юридические советыОпределение понятия «самозахват»

Владеть землей могут гражданские и юридические лица, при чем владение может быть, как временным, так и постоянным, и происходить на безвозмездной или платной основе.

Законом предусмотрено несколько законных прав на владение землей:

  • Аренда территорий;
  • Покупка территории по договору купли-продажи;
  • Приобретение земли по наследству;
  • Выкуп территории у властей или муниципалитета на аукционе;

Есть также и другие основания, дающие право на владение землей. Описаны они в ЗК РФ и Гражданском Кодексе РФ.

Каждое перечисленное законное основание владение землей, даже несмотря на то временный владелец территории либо же постоянный, дает ему право защищать свои права от нежелательных и противозаконных действий третьих лиц. И защита от самовольного захвата территории также входит в это право.

Как гласит Земельный Кодекс и Гражданский Кодекс РФ, самовольный захват земли имеет место быть в таких ситуациях:

  • Правообладатель территории действует против закона. Это может быть незаконное расширение территории земельного надела (примеры—перенос ограждений на смежную территорию без законных оснований);
  • Постройка здания, часть которого выходит на чужой земельный надел либо осознанное строительство на его территории;
  • Размещение личного имущества на территории чужого земельного надела без согласия его собственника;
  • Ведение деятельности на территории чужого земельного надела, без наличия соответствующих документов, дающих на это право;
  • Ведение коммерческой деятельности на земле без предварительно оформленного документа, дающего право заниматься предпринимательством;

ВАЖНО !!! Законные правообладатели территорий, на которых был выявлен самовольный захват, имеют право выдвигать нарушителям требования устранить законные нарушения. Если же просьба не удовлетворяется, то законные владельцы земли обладают полным правом воспользоваться защитой своих личных прав.

Как защищаться от самозахвата территорий

Законный владелец земельного надела имеет исключительное право по защите, а также восстановлению своих законных прав, которые были нарушены. Это относится и к самовольному захвату его территории.

Существует несколько вариантов защиты которая может осуществляться при желании владельца:

  1. Самостоятельная защита своих прав. К примеру, владелец участка имеет полное право перенести незаконно установленные ограждения иным лицом со своего участка.
  2. Обращение к нарушителю в письменное форме, с требованием прекратить незаконные действия на территории правообладателя.

  3. Обращение в службу Государственного земельного надзора с письменной претензией, в которой выдвигается требование посетить земельный надел с проверкой и установить легальность произведенных действий. Если выявляются незаконные действия, нарушитель привлекается к административной ответственности.

  4. Обращение в суд с соответствующим иском, в котором владелец земли требует привлечь нарушителя к ответу за его незаконные действия.

Перечисленные способы защиты от нарушения личных прав, действуют как на гражданских лиц, так и на юридических, а также на публичные организации.

Для того чтобы иметь возможность предъявить претензию, необходимо иметь на руках документы, устанавливающие право владеть территорией.

ВАЖНО !!! Стоит знать, что на территории Российской Федерации нет бесхозных земель, и даже если на территории нет никаких построек это не значит, что можно производить их самовольный захват. Любой земельный надел в России принадлежит государству и незаконное использование земли преследуется законом.

Но как же узнать, что права владельца земли были нарушены? В первую очередь, необходимо знать данные, изложенные в межевом плане. Как правило, именно этим документы с 2013 года определяются точные границы земли.

Если же владелец земли получил ее до наступления 2013 года, и на руках у него нет межевого плана, то для определения своих границ ему придется привлечь кадастрового инженера, который и составит нужный документ.

Именно межевой план способен выявить захват чужой территории, так как при его составлении определяются не только границы, но и факт согласования владельцев смежных территорий.

Самовольный захват земли имеет место быть если отсутствует письменное или устное согласие владельца земли, дающее право иному лицу распоряжаться его землей или устанавливать на ней постройки.

ВНИМАНИЕ !!! В том случае, если соседи между собой оговорили пользование своих смежных участков, то ответственность за захват земли может не наступить даже в судебном порядке.

К примеру, если сосед целых 10 лет, по устному согласию с другим своим соседом, использовал его огород, то при заведении судебного дела он будет обязан просто прекратить использование чужой земли, но никакой ответственности или наказаний за это он не понесет.

Какая ответственность предусмотрена

Захват чужой территории, согласно действующему законодательству влечет следующее:

  • Получение письменного либо устного требования освободить земельный надел другого владельца;
  • Получение претензии, в которой выдвинуто требование возместить убытки от упущенной выгоды владельца, в то время, пока его земля находилась в эксплуатации у нарушителя;
  • Получение повестки в суд. В ходе судебных разбирательств нарушитель в принудительном порядке должен освободить землю, а также с него будут взысканы средства на устранение произведённых им нарушений. К примеру, могут взиматься деньги на снос незаконно построенного забора.

Для того чтобы суд занялся рассмотрением дела о самовольном захвате территории, необходимо подтвердить свое законное право на земельный надел.

В том случае, если истец не может предоставить суду правоустанавливающие документы на землю, так как у него их нет (такое может случиться, если земля была получена по правилам, действующим еще в СССР, а архивы об распределении земель не были сохранены), то ему необходимо будет написать заявление с просьбой признать его права на собственность.

ВАЖНО !!! После того, как суд установит законные права на владение землей, истец должен обратиться в Росреестр для регистрации своей собственность по всем необходимым правилам.

После того, как владелец земли с уже имеющимися правоустанавливающими документами на землю, придет в суд для защиты своих прав от самовольного захвата территории иным лицом, нарушитель будет призван к административной и гражданской ответственности.

КоАП РФ, а именно его статья 7.1, устанавливает правила, по которым нарушитель будет привлечен к административной ответственности.

  При чем под санкции попадают не только лица, которые осознано произвели самовольный захват чужой территории, но и те, кто сделал это неосознанно.

К примеру, арендатор земли, который вовремя не продлил договор аренды с владельцем также может быть подвергнут санкциям.

Конкретные наказания за самозахват чужой территории

Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ.

Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте.

Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.

Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:

  1. Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
  3. Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.

Помимо штрафа нарушитель обязан будет вернуть захваченную землю в ее первоначальный вид. Такое правило действует в тех случаях, если на земле наглядно присутствуют какие-либо изменения.  По решению суда виновник обязан устранить все строения, возведенные на чужой земле либо же пострадавшему лицу, будут переданы построенные объекты в виде компенсации.

Также в отдельных случаях нарушитель может привлекаться и к уголовной ответственности.

Такое может произойти если:

  • самозахват напрямую связан с другим правонарушением;
  • самозахват произошел в результате обмана или действий мошеннического вида;
  • были не соблюдены правила, по которым нужно распоряжаться недвижимостью;

Как показывает судебная практика, дела, касающиеся самовольного захвата территории практически во всех случаях, решаются в пользу пострадавшей стороны. Кроме того, нарушитель привлекается не только к гражданской, административной, а даже иногда и к уголовной ответственности, но и при необходимости он по требованию пострадавшего обязан выплатить компенсацию.

Возможна ли законная регистрация самозахваченных земель

Судебная практика показывает, что в некоторых ситуациях, самозахваченные территории могут быть узаконены, тем не менее, нарушитель все равно не освобождается от административной ответственности, и обязан заплатить штраф.

Прежде чем захватить, на первый взгляд никем незанятую территорию, нужно узнать кому она принадлежит (очень часто земли находятся в распоряжении лесного фонда).

Для получения бесхозной земли в личную собственность необходимо обратиться с соответствующим заявлением к властям, которые, если пойдут на встречу, поставят землю на учет в муниципалитет и уже после сдадут ее в аренду.

Штрафы и наказания для дачников и список тяжелых нарушений

Законодательство позволяет гражданам РФ владеть частной собственностью, в том числе и земельными участками, которые предназначены для ведения садоводства, огородничества, сельского и дачного хозяйства, индивидуального жилого строительства.

Ненадлежащее использование участка — Юридические советы

Но право собственности – это не только права гражданина, но и определенные обязанности. Нельзя недооценивать значимость земли, ведь из нее складывается и территория государства, и экологическая система, частью чего являются и люди.

Читайте также:  Проведение дороги — Юридические советы

Вследствие этого вполне оправданы и целесообразны ограничения, которые установлены государством в отношении земельных ресурсов. Они касаются всех граждан без исключения – юридических и физических лиц.

Нередко люди – собственники земельного надела не подозревают, что совершили какое-то противоправное действие. Поэтому рассмотрим меры ответственности, которые применяются к владельцам земли, и главное – по какой причине.

Либо другой вариант – на участок вовсе отсутствуют документы. То есть человек считает себя хозяином, пользуется землей (тут причины не важны), однако правоустанавливающей документации у него нет. Такая ситуация законом трактуется однозначно – самовольный захват земли.

С этой проблемой сталкиваются многие собственники, которые не делали процедуру межевания. Достаточно часто границы участка не совпадают с данными, которые имеются на публичной карте кадастра (она находится во введении Росреестра по всей Российской Федерации). Соответственно, если данные не совпадают, земля чужая, владение незаконно.

Аналогично трактуется ситуация для тех, кто владеет землей так давно, что даже никаких бумаг не сохранилось. Доказать свои права на земельный надел практически невозможно.

За незаконный захват надела и владение участком без документов наказывают по статье 7 пункт 1 КоАП. Штраф рассчитывают в зависимости от кадастровой стоимости надела. Он варьируется 1-5% от кадастровой стоимости. Но минимум – это 5 тыс. рублей.

Когда данных о кадастровой стоимости нет, то налагается штраф в размере до 10 000 рублей включительно. Дополнительно выносят предписание: участок освободить. При его невыполнении наказание уже в соответствии со статьей 19 пункт 5 КоАП (ответственность за игнорирование требований должностного лица) – штраф 10-20 тыс. рублей.

Самая радикальная мера – это принудительное изъятие участка на основании судебного решения.

При самовольном захвате наделов, которые относятся к лесному фонду, ответственность наступает по другой статье – 7 п. 9 КоАП. Величина штрафа 20-50 тыс. рублей.

Штраф за воду

Центральный водопровод есть не у всех, это факт. А на даче нужно поливать растения, да и вода требуется для личных нужд. Выход из положения простой – скважина на собственном участке. Но добыча воды – это использование природных ресурсов. И они принадлежат государству. За них нужно платить. Чтобы сделать скважину, требуется получить лицензию, но не во всех случаях.

Так, получение лицензии не обязательно, если скважина используется только для личных нужд дачника, не затрагивает водоносный горизонт, а суточное выкачивание жидкости до 100 кубических метров.

Все остальные случаи ведут к ответственности в соответствии со статьей 7.3 КоАП, которая наказывает штрафом 3-5 тыс. рублей.

Что будет, если собственник повредил верхний плодородный слой почвы

В КоАП имеется статья за порчу земли – 8.6. Она подразумевает штрафные санкции за любой тип деятельности, вследствие которого ухудшается либо полностью уничтожается почвенный покров.

В категорию противоправных действий на своей земле можно отнести:

  • выкапывание строительного котлована;
  • складирование промышленных отходов;
  • возведение туалета, бани и пр. построек, которые не соответствуют санитарным нормам.

За нарушениями следит Россельхознадзор. Он имеет право выписать штраф в размере 3-5 тыс. рублей.

Дополнительно выносят предписание, включающее в себя:

  • проведение обязательных работ по рекультивации почвы;
  • принятие мер по улучшению качества земли;
  • принятие мер по защите от пагубных факторов окружающей среды.

Если не исполнить требования, то штраф возрастает в пару раз, составляет 20-50 тыс. рублей (по статье 8.7 КоАП).

Простаивание земли

Одни дачники в сезон приезжают на дачу каждые выходные либо живут все лето, а некоторые только время от времени. Однозначно, если землю не обрабатывать, она зарастет сорняками, а они ухудшают качество почвы.

Каждый земельный надел должен использоваться только в соответствии с целевым назначением, которое записано в Росреестре. Например, на участке нельзя построить дворец из 10 этажей, а сельскохозяйственную землю приспособить под промышленное производство.

Длительное неиспользование участка по целевому назначению и нарушение целевого назначения – приводит к ухудшению качества почвы, поэтому наказуемо.

Статьей КоАП 8.8 предусматриваются такие санкции в отношении собственников:

  1. Штраф 0,5-1% от кадастровой стоимости за нецелевое использование. Сумма штрафа не менее 10 тыс. рублей. Если кадастровая стоимость неизвестна, то штраф до 20 тыс. рублей.
  2. Штраф от 0,3 до 0,5% за нарушение целевого назначения, если участок предназначен для сельского хозяйства. Минимальная сумма штрафа – 3 тыс. рублей. За второе нарушение участок могут забрать + штраф 2 тыс. рублей или 0,1-0,3% от кадастровой стоимости.
  3. Если участок выделили под садоводство, ведение дачного хозяйства или ИЖС, но он не используется по назначению, то штрафуют – 1-5% от кадастровой стоимости, и не меньше 20 тыс. рублей.
  4. Если проигнорировать дополнительное постановление вследствие какого-либо нарушения, например, не очистить участок от отходов и пр., то штраф 20-50 тыс. рублей.

Таким образом, штрафы немаленькие, поэтому лучше заранее озаботиться своим бюджетом, и не нарушать требования.

Рекомендуем к прочтению:

8 советов, как доказать освоение земли и признать изъятие земли в связи с нецелевым использованием незаконным

Как доказать освоение земли и признать изъятие земли в связи с нецелевым использованием — незаконным.

Первое, учтите согласно п.5-3 статьи 44 Земельного кодекса, участки под ИЖС предоставляются на площадках, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения. Если нет центрального водоснабжения, то вы можете осваивать землю на площадках, где есть сети электроснабжения. Вместе с тем, согласно п.2 статьи 92 Земельного кодекса, если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой. Они должны указать сроки ввода в эксплуатацию указанных сетей и сооружений, а также точки подключения к ним.

Другими словами, если уж так получилось, что ваш участок или район не обеспечен линией электроснабжения, то есть, не обеспечен столбами, нет цивилизации, везде дикая природа, то знайте — срок освоения исчисляется с момента обеспечения вашего земельного участка инженерной инфраструктурой. Если вам предъявляют претензии, что вы не осваиваете землю и используете ее не по назначению, не волнуйтесь. У вас земельный участок изъять не смогут.

Между делом, путем подачи запросов в уполномоченные органы еще проверьте, есть ли на эту территорию проекты детальной планировки и генплан. Если они (акимат) выдали вам участки без проектов ПДП и Генплана, то это грубое нарушение Земельного кодекса и ни один земельный инспектор не заикнется у вас изъять участок.

Второе, знайте, если ваш участок оформлен на детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста двадцати одного года, тогда ваш участок изымать по причине не освоения и не использования по назначению не вправе.

Третье, если вам отведен земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, то знайте, существуют сроки освоения и целевого использования.

Так, в частности, по вышеуказанным целевым назначениям, не используете землю в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию.

Если эти сроки все-таки не соблюдены, если вы можете доказать факт освоения земельного участка в течение данного периода, если после выявления факта неиспользования вы использовали в течении двух лет, но проверяющие не принимают ваши аргументы, несмотря на то, что имеете отчетные материалы подтверждающие факт освоения, бейте в колокола. Если вы не смогли использовать участок по назначению по причине наводнений, землетрясений, пожара и иных стихийных бедствий, это также освобождает вас от ответственности.

Четвертое, учтите, по каждому целевому назначению свои критерий к нецелевому использованию. В частности, если речь идет о пашне, как виду сельскохозяйственного угодия, то непроведение работ по обработке земельного участка под посевы сельскохозяйственных культур будет рассмотрено как нецелевое использование земли. В этом случае, вам необходимо документально доказать освоение земли. Согласно Правилам рационального использования земель сельскохозяйственного назначения №268 от 27 марта 2015 года, вы можете обосновать освоение земельного участка различными отчетными и статистическими материалами, наблюдениями формы № 4-СХ «Отчет об итогах сева под урожай», формы №29-СХ «О сборе урожая сельскохозяйственных культур», статистическими наблюдениями формы № 6-р «Сведения о наличии земельных угодий и посевных площадях в крестьянских или фермерских хозяйствах», плана севооборотов и другими документами. Другими словами, постарайтесь своевременно оформить и подать необходимую отчетную документацию, ведь в суде эти документы, (если они были правильно оформлены и приняты уполномоченными органами) могут быть использованы вами как доказательство освоения земельного участка.

Освоением земельного участка отведенного под сенокосы считается, если вы, во-первых, фактически проводите работы по сенокошению, во-вторых, если нет признаков деградации травостоя на вашем угодии. Если участок ваш зарос сорняками, кустарниками, мелколесьем, есть иные признаки деградации травостоя более двух лет, то это будет признано нецелевым использованием земельного участка.

Если речь идет о пастбищах, то согласно Земельного кодекса, а также Правил, если на вашем участке вы не пасли скот или его количество было меньше 20% от предельно-допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, то ваша деятельность может быть рассмотрена как неосвоение отведенного вам пастбища и использование не в соответствии с его назначением.

Читайте также:  Северные льготы на проезд — Юридические советы

Если реально у вас нет возможности разводить огромный скот, просто посчитайте минимальный предел допустимой нормы скота на вашу площадь. Если взять образно, у вас 1 га для пастбищ, по норме района 20 голов скотины на один гектар, то минимально 20% нагрузки — это 5 голов сельскохозяйственной скотины, которые вы должны иметь у себя на участке.

Если ваши пастбища оказались мелкоконтурными и при землеустроительных работах оказались вкраплены среди пашни, многолетних насаждений, сенокосов, то на эту вашу площадь пастбищ минимальные 20% норма районной нагрузки скота распространяться не может.

Если же инспектор по контролю за охраной и использованием земель не учел этот аспект, тогда смело обращайтесь в районную прокуратуру.

Кстати, в рамках защиты воспользуйтесь отчетными материалами в госорганы, предусмотренные Правилом рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

В частности, формой № 24-СХ «Отчет о состоянии животноводства», статистическими наблюдениями, формой № 6-ж «Сведения о наличии скота и птицы, сельскохозяйственной техники и построек в крестьянских или фермерских хозяйствах».

Эти документы должны замолвить слово за вас в суде.

Пятое, если вы получили участок для целей строительства и на вас, как на собственника земельного участка, уполномоченный орган направил исковое заявление в суд на предмет принудительного отчуждения земельного участка в связи неиспользованием земельного участка в соответствующих целях, неосвоением без соответствующей возможности устранения нарушений земельного законодательства – то знайте, это неправильно. Вам они должны дать возможность устранить нарушения в течение 3 месяцев, которое они выявили, но в суд подать без этого они не вправе. Учтите, иск в суд уполномоченный орган может подать после применения всех мер предусмотренный пунктом 1 статьей 339 КоАП РК и только после истечения срока предписания. Согласно Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 7 «Об утверждении Правил выявления земельных участков, предназначенных для строительства объектов и не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан» за выявленные нарушения они могут повысить ставку земельного налога в 10 раз. Не исключено и применение мер административных взысканий. У них срок для принятия мер установлен один год. Строго следите, чтобы вам выдали письменное предписание, которое должно быть зарегистрировано с указанием даты вручения. Предписание об устранении нарушения как обременение регистрируется не только в журнале регистрации предписаний, но и подлежит госрегистрации согласно Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Шестое, если все-таки вы совершили это правонарушение (нецелевое использование земли), если факт не использования участка по назначению зафиксировали уполномоченные органы, то в суд на принудительное изъятие подать не могут.

Они согласно Земельного кодекса должны предоставить вам право в течение двух месяцев с момента получения предписания об устранении выявленных нарушений обратиться в акимат по месту нахождения земельного участка об изменении его целевого назначения.

Если уж акимат и территориальные уполномоченные органы откажут вам в изменении целевого назначения, то после этого они могут применить меры административного и иного взыскания за нецелевое использования земельного участка.

Учтите, лишения вас данного права, имеет принципиальное значение для перспективы применения дальнейших карательных мер в отношений вас.

Седьмое, согласно Земельного кодекса если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию.

При этом, согласно пункта 7 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» — проектная (проектно-сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после окончания ее разработки не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке. Другими словами, если к вам постучались злые проверяющие по причине не освоения и нецелевого использования земли, а у вас проектно-сметной документации иные сроки строительства, чем те, что предусмотрено Земельным кодексом, проводите новую экспертизу и пере утверждаете ПСД и работайте спокойно. Но для этого, потребуется смекалка обосновать целесообразность пере утверждения старой ПСД документации и проведения новой экспертизы проекта.

Восьмое, если вы, как собственник земельного участка или землепользователь, чувствуете ощутимое давление, несанкционированные угрозы применения силы, угрозы наступления каких-либо последствий для правообладателя со стороны земельных инспекторов.

Если у вас есть доказательства неправомерных действий со стороны чиновников обвиняющих вас в неосвоении земли, нецелевом использовании.

Если процесс проверки потерял объективность, соберите эти доказательства, уверяю при правильном обращении с этими материалами можно рассчитывать на признание претензии госорганов в нецелевом использовании незаконным, несостоятельным.

Можно ли заставить собственника заброшенного земельного участка привести его в надлежащее состояние?

Сегодня, наверное, нет ни одного садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ), в котором не было бы заброшенных земельных участков. Судьба у них разная, чаще горькая. Но это не значит, что за ними не нужно ухаживать. Ведь на заброшенных участках вырастает пожароопасная поросль или, еще хуже, возникает стихийная свалка.

Председатели СНТ пытаются исправить ситуацию, пишут письма нерадивым членам товарищества с требованиями навести порядок на участке, однако те игнорируют их. Что же может сделать СНТ для того, чтобы понудить собственников ухаживать за землей? На самом деле многое — от понуждения привести участок в надлежащее состояние до изъятия участка и лишения прав собственности на него.

Давайте разберемся, на какую статью Земельного кодекса РФ они могут сослаться.

В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено кодексом и федеральными законами.

В статье 42 Земельного кодекса установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

При осуществлении своих прав вышеобозначенные лица обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, включая меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.

13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм Земельного кодекса РФ, лицо, полагающее, что его права и интересы нарушены собственником земельного участка, допустившим ненадлежащее его содержание, вправе обратиться в суд с исковым заявлением об обязании этого собственника устранить нарушение (например: вывезти мусор, покосить траву или выкорчевать сорную растительность и т.д.).

  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
  • Садовод, огородник или дачник может быть лишен права собственности на земельный участок за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
  • Судебной практики по такого рода спорам еще очень мало, но потихоньку она начинает формироваться.

Мы нашли конкретное дело (см. ниже), разрешая которое суд занял позицию СНТ и лишил нерадивых собственников прав собственности членов СНТ на их земельные участки.

Обратите внимание, что исключение нерадивого члена товарищества из СНТ не влечет за собой автоматического изъятия у него земли. Поскольку в силу ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Некоторые горе-собственники пытаются, отстаивая свои права, ссылаться на то, что якобы требование о возложении на них обязанности привести земельный участок в соответствие с его целевым назначением является запретом на использование земли, однако суды с этим не согласны (см.

, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33-7833/2017). В этом решении суд пришел к выводу, что предъявление такого иска не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ и вышеприведенным нормам земельного законодательства.

Отметим только, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Окончательное же решение по делу может быть вынесено только судом.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Дачное некоммерческое товарищество (далее — ДНТ) Обратилось в суд с иском к нескольким своим членам о признании их земельных участков бесхозяйными, прекращении права собственности на них, изъятии земельных участков.

Иск мотивирован тем, что решением районного суда было признано право в общей долевой собственности по 1/531 доли за каждым членом ДНТ на земельный участок. Ответчики бросили свои участки, не используют их свыше пяти лет, не оплачивают членские взносы, не участвуют в собраниях.

Читайте также:  Имеет ли ветеран боевых действий право на дополнительный отпуск? — Юридические советы

Участки заброшены, заросли травой, захламлены мусором, что создает пожароопасную обстановку.

В судебном заседании председатель ДНТ рассказал, что ДНТ создано в 1978 г. Со временем в нем возникло много брошенных участков, которые заросли бурьяном и создают пожароопасную обстановку. Поступают жалобы. ДНТ вызывает собственников дачных участков, разъясняет, что у них есть возможность продать участки.

Поскольку решением суда за членами ДНТ было признано право на 1/531 доли в общей долевой собственности, то самостоятельно изъять участки ДНТ не может. Ответчикам по почте заказными письмами направлялись уведомления о необходимости использовать участок по назначению и о том, что в случае непринятия мер участок может быть признан брошенным и изъят в судебном порядке.

Несколько членов ДНТ признали иск, некоторые не явились в суд. Некоторые иск не признали.

После рассмотрения материалов дела иск был удовлетворен частично. В отношении здравствующих членов ДНТ суд вынес решение о прекращении права собственности на земельные участки и об изъятии. В отношении умерших указал, что ДНТ вправе обратиться в суд с иском к наследникам.

Вынося такое решение, суд руководствовался тем, что согласно подп. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.

98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится прием в члены такого объединения и исключение из его членов.

Таким образом, действующим законодательством ДНТ не наделено правом принимать решения об изъятии земельных участков, а исключение из членов товарищества не влечет за собой прекращение права пользования земельным участком.

Частью 2 ст. 47 указанного закона установлено, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В силу ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Порядок принудительного Изъятия земельного участка у собственника определен в ст. 284—286 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 27.07.2018 по делу № 2370/2018).

26 сентября 2019, 23:09 by root

Споры с соседями: куда жаловаться на нарушения земельного и природоохранного законодательства?

Ни для кого не секрет, что с соседями лучше сосуществовать мирно. Прекрасно, если при использовании смежных земельных участков люди учитывают интересы друг друга, внимательно относятся к своим обязанностям по сохранению окружающей природной среды, и соблюдают все негласные правила добрососедства.

Но что делать, если действия соседей идут в разрез с Вашими интересами? Если соседи наносят вред состоянию окружающей природной среды и нарушают нормы действующего законодательства? Например, вырубают деревья, расположенные на соседнем участке, загрязняют свой участок мусором, или вообще используют его способами, идущими в разрез с целевым назначением участка.

Как «приструнить» распоясавшихся землепользователей, при этом оставаясь в рамках закона? На этот вопрос мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

Действия соседей по вырубке зеленых насаждений, расположенных на принадлежащем им на праве собственности или аренды земельном участке, на самом деле напрямую затрагивают интересы соседних землепользователей.

Если Ваш участок расположен в окружении соснового бора, его привлекательность для дачного строительства в глазах многих потенциальных покупателей значительно увеличивается. Исчезнут сосны – снизится стоимость Вашей недвижимости.

Что уж говорить о том, что вырубка вековых деревьев может повлечь за собой увеличение засушливости почв, и даже привести к нарушениям в функционировании всей локальной экосистемы в целом, сокращению популяции животных, обитающих в данной местности (например, белок).

А если соседи вместо дачи организовали на участке сельскохозяйственное производство? Куда бежать?

Понятно, что, если методы личного внушения в отношении соседей не работают, надо куда-то жаловаться. Но какие государственные органы уполномочены осуществлять надзор за действиями землепользователей? И какие меры такие органы могут применить к нарушителям?

Какие государственные органы уполномочены осуществлять надзор за действиями землепользователей?

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле от 02.01.2015г., общий государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) и ее территориальными органами.

По закону Росреестр ответственен за проверку соблюдения требований земельного законодательства, касающихся использования земельных участков по их целевому назначению (пункт в) ст. 3 указанного Положения), в том числе требований, связанных с целевым использованием участков для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства (пункт г) ст.

3), выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по их целевому назначению (пункт е) ст. 3) и иных требований законодательства.

Согласно положениям Административного регламента Росреестра по проведению проверок при осуществлении государственного земельного контроля от 30 июня 2011 г.

, в составе органов Росреестра формируются должности государственных инспекторов РФ по использованию и охране земель, ответственных за осуществление соответствующего контроля.

Указанные должностные лица вправе проводить плановые и внеплановые проверки с правом посещения земельных участков для их осмотра.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.

10 вышеуказанного Административного регламента Росреестра, основанием для проведения государственным инспектором внеплановой проверки является поступление обращений и заявлений от граждан или юридических лиц о фактах нарушений, которые могут повлечь за собой вред состоянию окружающей среды, животным и растениям. К такому заявлению должны быть приложены соответствующие доказательства (для этого можно использовать, например, фотографии). Кроме того, в обращении должна содержаться информация, позволяющая установить его заявителя.

По факту произведенной проверки государственные инспекторы обязаны составить Акт проверки соблюдения земельного законодательства, и, при выявлении соответствующих нарушений, вынести предупреждение о допущенном земельном правонарушении, а также принять меры для привлечения виновных лиц к ответственности или вынести обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и их последствий.

Куда и кому жаловаться на действия соседей, размеры штрафов за различные нарушения

При этом, в соответствии с последними изменениями административного законодательства, за использование участка не по целевому назначению, а также за неиспользование в течение установленного срока сельскохозяйственных земель и земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества, устанавливается увеличенный размер штрафа, который теперь будет рассчитываться в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Для граждан размер соответствующего взыскания составит от 0,3 до 1,5 %, а для юридических лиц — от 1,5 до 10 % кадастровой стоимости участка.

Если участок соседа расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, проверку соблюдения требований земельного законодательства вправе осуществлять также специально уполномоченный орган – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (статья 3 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

В случае если участок расположен в пределах водоохраной зоны или прибрежной полосы водного объекта или использовался для разработки полезных ископаемых (в том числе, общераспространенных), для осуществления строительных работ – жаловаться можно в специально уполномоченный в данной сфере орган – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (статья 5 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

Кроме того, направить обращение можно также в специализированный орган по надзору за нарушениями в сфере законодательства об охране окружающей среды и природопользования — природоохранную прокуратуру по соответствующему региону.

Например, на сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (одной из крупнейших природоохранных прокуратур в России), размещена информация о направлениях деятельности прокуратуры, к которым также относится проведение проверок в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

На практике имеет смысл направить соответствующие жалобы во все государственные органы, имеющие отношение к осуществлению надзора за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, поскольку, во-первых, государственные органы не всегда обращают должное внимание на обращения граждан, а во-вторых, при поступлении жалобы по нарушениям, не входящим в компетенцию конкретного органа, такая жалоба будет переадресована в уполномоченный орган, с уведомлением об этом гражданина.

Безусловно, сосны таким образом не вернешь. И мы не рекомендуем никому ссориться с соседями и использовать методы силы. Но если Вы все же хотели привлечь правонарушителя к установленной законом ответственности, но боялись, что в таком случае ничего нельзя сделать, надеемся, что Вам будет полезна вышеуказанная информация.

Ссылки на законодательные акты:

  1. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015г. №1.
  2. Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. N 318.
  3. Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  4. В соответствии с пунктом 2.3 Приказа Генеральной прокуратуры РФ №84 от 07.05.2008г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *