Аттестация рабочих мест — Юридические советы

Аттестация рабочих мест — Юридические советы

Начальник отдела госэкспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Аттестация рабочих мест (далее — аттестация) является специальной процедурой, дающей точную информацию об условиях труда на конкретных рабочих местах: наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. На вопросы, наиболее часто возникающие при проведении аттестации, ответила Ольга Ивановна Валетко.

  • Когда наниматель обязан, а когда вправе проводить аттестацию?
  • Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее — Перечень), определяет аттестационная комиссия. В Перечень обязательно надо включить (независимо от результатов предыдущей аттестации) рабочие места, на которых работники заняты полный рабочий день на работах, предусмотренных :
  • — в Списке N 1 и Списке N 2;
  • — Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • — Перечне текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах;
  • — разделе I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников.
  • Кроме данных рабочих мест аттестационная комиссия имеет право включить в Перечень иные рабочие места. Однако для этого должны соблюдаться следующие условия :
  • — работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и эти условия подтверждены результатами предыдущей аттестации;
  • — на рабочем месте имеются вредные и (или) опасные факторы производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, что подтверждается соответствующими инструментальными замерами.
  • В каких случаях при внутрисменном простое работникам не предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?

Компенсации не предоставляются в случае внутрисменного простоя свыше 20% от продолжительности рабочего дня. Например, при 8-часовом рабочем дне компенсации не предоставляются за дни с внутрисменным простоем более 1 ч 36 мин, а при 7-часовом рабочем дне — 1 ч 24 мин. При этом наниматель должен учитывать внутрисменные простои начиная с пяти минут .

Обязательно ли включение работников кадровой службы в состав аттестационной комиссии?

Нанимателям рекомендовано включение в состав аттестационной комиссии работников кадровой службы . Соответственно, данный вопрос каждый наниматель решает самостоятельно.

Необходимо ли при приеме на работу сотрудников знакомить их с результатами аттестации?

Да, необходимо. Работники имеют право знать, а наниматели обязаны их информировать о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения, компенсациях по условиям труда .

Данная информация отражена в картах аттестации рабочих мест по условиям труда . Карты также содержат специальную строку для ознакомления работников с результатами аттестации .

Соответственно, информировать работника можно, например, путем ознакомления с данной картой и приказом.

В какой срок должен быть издан приказ об утверждении результатов аттестации?

Как правильно составить список рабочих мест для аттестации

С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011).

Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь.

Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.

Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.

Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:

  • представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, кадровики, расчетчики, главные специалисты, медработники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалиста по охране труда;
  • представителя профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:

  • работодателя (его представителя);
  • представителей аттестующей организации;
  • представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).

Ошибки при определении списка рабочих мест

Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения.

Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места.

Рабочие места признают аналогичными, если:

  • профессии или должности имеют одно наименование;
  • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
  • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

  • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
  • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
  • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
  • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
  • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации.

Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».

И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.

Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве.

Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры.

Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.

Попробовать бесплатно программу Контур-Персонал

Вопросы судебного применения законодательства о специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

            Эта обязанность следует из общей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников. Именно с этим связано то обстоятельство, что сама ст. 212 ТК РФ включена в главу 34 Трудового Кодекса РФ «Требования об охране труда».

Читайте также:  Продажа автомобиля — Юридические советы

И хотя у специальной оценки условий труда множество разных аспектов (организационных, финансовых, юридических, последствий по гарантиям и компенсациям, последствий по выплатам соответствующих взносов и т. д.

), основная роль специальной оценки условий труда все же состоит в выполнении «охранительной» функции, направленной на охрану труда работников предприятий.

            Под специальной оценкой условий труда рабочих мест понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По итогам проведения такой спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда.

Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд России, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

            Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда лишь для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

            Тем не менее, судебная практика по вопросам специальной оценки показывает, что многие работодатели ее так и не провели, что, впрочем, неудивительно в стране, где четвертая часть трудоспособного населения работает вообще без трудовых договоров, а власть предержащие не могут навести в этом вопросе порядок.

Сказалось, очевидно, и элементарное желание работодателей сэкономить (что крайне спорно, так как штрафы за непроведение специальной оценки по административному законодательству могут многократно превысить размеры финансовых затрат на ее проведение), и неопределенность в вопросе о том – подлежат ли административной ответственности работодатели за непроведение специальной оценки до 31 декабря 2018 г.?

            По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст.

8 Закона N 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ, в соответствии с методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

            Однако это правило действует только с 1 января 2014 года, поэтому в Законе N 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.

            Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст.

17 Закона N 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 года (ст. 7 Закона N 426-ФЗ) – см. Нечаева Т. Спецоценка условий труда. Правила и последствия.

«ЭЖ-Юрист», 2016, № 15.

            С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.

            В силу части 6 этой статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

            По одному из р ассмо т р енных дел (дело № 57 – АД16–5 от 09.08.2016 г.

) Верховный Суд Российской Федерации указал, что административным органом и нижестоящими судебными инстанциями положения части 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда не учтены: из обжалуемых актов не усматривается, что при рассмотрении настоящего дела был исследован вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием общества рабочие места, относящиеся к указанным в части 6 статьи 10 названного Закона. Сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 указанного Закона, в рассматриваемом случае также не установлено.

            В силу приведенного правового регулирования выяснение данных обстоятельств имело существенное значение для рассмотренного судебного дела, однако при его рассмотрении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

            При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения (общество было оштрафовано на шестьдесят тысяч рублей) сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.

Обязанность работодателей по проведению аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда как установленная нормативными актами процедура является основным средством для получения объективной оценки состояния условий труда работников, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах.

В соответствии с действующим трудовым законодательством обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Аттестации по условиям труда подлежат рабочие места всех работников организации. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Информацию об аккредитованных организациях, имеющих право на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, и включенных в специальный Реестр, можно получить на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на странице: https://rao.rosminzdrav.ru/

  • Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда должно осуществляться на основе действующего «Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н.
  • После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации с сопроводительным письмом, оформленном на бланке работодателя.
  • Завершив аттестацию рабочих мест по условиям труда, работодатель должен учесть ее результаты в системе трудовых отношений с коллективом в целом и с каждым работником в отдельности.

По результатам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. В соответствии со ст.

226 Трудового кодекса финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 219 Трудового кодекса).

Поэтому после проведения аттестации рабочих мест  работодатель обязан ознакомить работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах независимо от того, выявлены отклонения от норм или нет. Об ознакомлении работник ставит свою подпись в карте аттестации рабочего места.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест. Карта подписывается председателем, членами аттестационной комиссии с указанием их должности. Карта также подписывается работниками, работающими на данном рабочем месте.

  1. Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, положены компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
  2. Минимальный уровень государственных гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями». Работникам, занятым на тяжелых и опасных работах, положены:
  3. — сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса;
  4. — ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;
  5. -повышенный размер оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  6. Коллективным договором или локальным нормативным актом организации может быть предусмотрен повышенный по сравнению с минимальным размер гарантий и компенсаций.
Читайте также:  Оформление объекта незавершенного строительства по "дачной амнистии" — Юридические советы

Характеристика условий труда и компенсации, полагающиеся за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должны быть прописаны в трудовом договоре. Согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса указанные в трудовом договоре наименования должностей, профессий или специальностей работников, которым предоставляются компенсации и льготы, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных статьёй 57 Трудового кодекса, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Работодателю следует помнить, что несоблюдение  законодательства о труде и об охране труда влечёт в соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность, как юридического лица так и должностных лиц, допустивших нарушения.

Административный штраф на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Журнал Экостандарт

В 2014 году специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ). Однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях этих процедур. Предлагаем вам разобраться в отличиях устаревшей процедуры АРМ и заменившей ее СОУТ в одном материале.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это процедура оценки рабочих мест (далее — РМ) по условиям труда. 14 февраля 1986 года с выходом Типового положения об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест &8470; 588-БГ АРМ получила свое начало.

Основными целями при проведении аттестации рабочих мест были:

  • Рост эффективности производства за счет ускорения производительности труда
  • Повышение качества продукции
  • Рациональное использование основных производственных фондов, трудовых ресурсов на предприятии за счет ликвидации «излишних» рабочих мест, а также РМ с устаревшим оборудованием
  • Оптимизация численности работников, их сменности
  • Повышение привлекательности труда за счет оптимизации или автоматизации производственных процессов
  • Повышение культуры безопасности
  • Повышение социальной активности и квалификации работников за счет вовлечения их в оптимизацию и усовершенствование производственных процессов

Таким образом процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна была стать хорошим инструментом повышения эффективности производства и его управления.

Чуть позже, в августе этого же года, выходит «Гигиеническая классификация труда…», в которой впервые классифицировали условия труда. Появились три класса условий труда (далее — КУТ) — «Оптимальный» (1 класс), «Допустимый» (2 класс), «Вредный и опасный» (3 класс), который дифференцировался на 3 степени.

Аттестация рабочих мест по условиям труда просуществовала до начала 2014 года. Федеральным законом от 28.12.2013 года &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она была заменена процедурой специальной оценки условий труда (далее — СОУТ).

Спецоценка имеет много общего с аттестацией рабочих мест, но также имеет и значительные отличия. Например, и при проведении аттестации, и при проведении СОУТ оформляется итоговый отчет, часть которого — карта аттестации (спецоценки) РМ.

Также в отчет входят протоколы исследований (испытаний) и измерений, в которых отражаются результаты аттестации конкретной рабочей зоны.

Рассмотрим основные этапы СОУТ, проанализируем ее различия с аттестацией рабочих мест.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

  1. 212 статья Трудового кодекса Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 года &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  3. Приказ Минтруда России от 24.01.

    2014 года &8470; 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Можно ли поделить СОУТ на основные этапы?

Проведение спецоценки можно поделить на следующие основные этапы:

  1. Подготовительный этап
    • Создание комиссии по проведению СОУТ, утверждение графика ее проведения
    • Составление комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ
    • Заключение договора с экспертной организацией
    • Предоставление необходимой информации, характеризующей условия труда на РМ
  2. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  3. Исследования (испытания), измерения
  4. Классификация условий труда
  5. Подготовка отчета по СОУТ в соответствии с установленной законодательством форме.

Какие кардинальные изменения претерпела аттестация рабочих мест по условиям труда?

Процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда похожа на СОУТ. Однако с выходом 426 Федерального закона, а также Приказа 33н у работодателей и экспертных организаций появилось множество вопросов, споров.

Основной причиной стал этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Его можно поделить на две процедуры — идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В первом случае процедуре идентификации подлежат «невредные» рабочие места:

  • на которых по результатам АРМ или СОУТ не установлен вредный и (или) опасный КУТ;
  • на которых не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • которые не включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Во втором случае перечень потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов составляется в отношении «вредных» РМ, которые должны удовлетворять одному или нескольким ранее описанным условиям.

Отдельно следует рассмотреть процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ей подлежат следующие рабочие места:

  • «невредные» РМ, на которых по результатам идентификации не выявлено вредных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям), измерениям;
  • «невредные» РМ, на которых по результатам исследований (испытаний), измерений установлен оптимальный или допустимый КУТ.

Результатом процедуры стала возможность проведения СОУТ без исследований (испытаний) и измерений. Это стало возможным путем оформления декларации соответствия условий труда по результатам идентификации. Декларация может быть автоматически продлена на следующие 5 лет, что значительно сокращает расходы работодателя.

Новой для работодателя и экспертной организации процедурой стала оценка эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

При проведении аттестации рабочих мест мы привыкли видеть только оценку обеспеченности СИЗ, сейчас же она стала одним из этапов оценки эффективности.

Эффективность СИЗ не является обязательной процедурой, а проводится лишь в случаях соответствующего решения комиссией по СОУТ. Результатом реализации данной процедуры может быть снижение класса (подкласса) условий труда.

Какие штрафы возможны?

Спецоценка преподнесла не только новые процедуры, но и новые штрафы. Ответственность теперь несет как работодатель, так и экспертная организация. Например, в соответствии со ст. 5.27.

1 Кодекса об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или её непроведение влекут предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических — от 60 000 до 80 000 рублей.

Без внимания не осталась и экспертная организация, на которую в случае нарушения установленного порядка проведения СОУТ может быть наложен административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц, от 70 000 до 100 000 рублей на юридических.

Повторное нарушение влечет административный штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических — от 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Специальная оценка условий труда стала хорошим инструментом для контроля работодателей, экспертных организаций. Что говорит о необходимости выбора надежного, ответственного поставщика услуг с хорошей репутацией.

Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы

Аттестация — это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят, чтобы выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Об этом говорится в статье 209 Трудового кодекса РФ.

Обязанность работодателей проводить аттестацию закреплена в статье 212 ТК РФ. Все детали и подробности изложены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее — Порядок).

Результаты аттестации используются, в числе прочего, при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники ФСС определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для страхователя (подробнее об этом читайте в материале «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестацию необходимо проводить на местах, где заняты сотрудники, которые по роду деятельности связаны с оборудованием, механизмами, машинами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами.

Также обязательной аттестации подлежат рабочие места сотрудников, которые работают с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие.

Наконец, аттестовать нужно рабочие места специалистов, использующих электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент.

Непростая ситуация сложилась с рабочими местами офисного персонала. В действующей редакции Порядка (утв. приказом Минтруда России от 12.12.12 № 590н) сказано, что места, работа на которых связана исключительно с компьютерами, ксероксами и сканерами, а также иной офисной и бытовой техникой, аттестации не подлежат.

Однако, чиновники из Минтруда в письме от 08.04.13 № 15-1-859 разъяснили, что приведенная выше норма распространяется только на специалистов, которые проводят за компьютером половину рабочего времени или меньше. Если же сотрудник находится за монитором более половины рабочего времени, его рабочее место нужно аттестовать (см.

«Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»).

Как часто проводить аттестацию

В первый раз аттестацию следует провести сразу после того, как вновь созданная компания или вновь зарегистрированный ИП организует рабочие места для сотрудников.

Также «первичная» аттестация нужна в случае, когда сданы новые производственные объекты или техника, либо внедрены новые технологии, влияющие на показатели трудового процесса.

Наконец, «первичная» аттестация необходима, если компания переехала в новый офис или заняла новые помещения в прежнем офисе.

Повторная аттестация проводится на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные или опасные условия труда. Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо.

Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения обязательного медицинского осмотра работников (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н).

Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.

Аттестация для предпринимателей без персонала

Индивидуальный предприниматель, не нанявший ни одного работника, не должен проводить аттестацию. Ведь, как уже говорилось выше, аттестовать рабочие места должны работодатели, а ИП без персонала работодателем не является.

Правда, были случаи, когда Прокуратура рассылала предпринимателям требования предоставить сведения об аттестации, а при невыполнении этого требования обращалась в суд.

Тем, кто попал в подобную ситуацию, следует написать аргументированное письмо и направить его в Прокуратуру, а при необходимости и в суд.

В письме нужно объяснить, что выполнить требование нет возможности, так как ИП не состоит сам с собой в трудовых отношениях, и поэтому не должен руководствоваться требованиями ТК РФ об аттестации рабочих мест. На наш взгляд, шансы отстоять свою правоту у предпринимателей очень высоки.

Если же впоследствии ИП примет на работу хотя бы одного сотрудника, ему придется аттестовать вновь созданное рабочее место на общих основаниях.

Рабочие места надомников

Сейчас во многих компаниях есть так называемые надомники, то есть сотрудники, которые выполняют свои служебные обязанности, не выходя из квартиры. Возникает вопрос: нужно ли аттестовать рабочее место надомника?

На первый взгляд, может показаться, что аттестация рабочего места в квартире работника выглядит несколько странно. И тем не менее, проводить ее нужно.

Дело в том, что на надомников распространяется действие трудового законодательства (ст. 310 ТК РФ), в том числе и норма о необходимости аттестации рабочего места.

Что касается самого рабочего места надомника, то формально оно ничем не отличается от рабочего места офисного работника.

На практике Прокуратура нередко подает судебные иски к компаниям, отказавшимся аттестовать рабочие места надомников. Как правило, судьи решают такие дела не в пользу организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.06.11 № 2-1914/11).

Начало аттестации

Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией.

В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.

Аттестующая организация — это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.

Обратите внимание: нельзя провести аттестацию своими силами, то есть без участия аттестующей организации.

Также не допускается привлекать вместо аккредитованной аттестационной организации любую компанию по выбору работодателя. На это указано в определении апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 28.03.

13 № АПЛ13-103 (см. «Верховный суд отказался признать недействующим существующий порядок проведения аттестации рабочих мест»).

После подписания договора на оказание услуг, аттестационная организация запросит перечень документов.

Среди них приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест; перечень профессий и должностей, по которым работники получают компенсацию за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; ксерокопии паспортов техосмотра; инструкции по технике безопасности; журнал учета вводного инструктажа и проч. Как только бумаги будут подготовлены, специалисты аттестационной организации приедут на место и начнут аттестацию.

Завершение аттестации и оформление результатов

В ходе аттестации оценивается, насколько условия труда соответствуют гигиеническим нормативам, насколько травмоопасным является каждое рабочее место и насколько каждый сотрудник обеспечен средствами индивидуальной защиты. Помимо этого осуществляется комплексная оценка условий труда на рабочих местах.

Специалисты аттестующей организации проводят замеры при помощи инструментов и приборов, и результаты фиксируют в протоколах. Данные из протоколов переносятся в карты, составленные для каждого рабочего места.

По окончании всех исследований, аттестационная комиссия оформляет отчет, и к нему прикладывает карты, сводную ведомость результатов аттестации, сводную таблицу классов условий труда и некоторые другие документы.

Затем работодатель утверждает отчет и издает приказ об окончании аттестации, после чего знакомит каждого сотрудника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Далее в течение 10 календарных дней работодателю нужно направить в трудовую инспекцию сводную ведомость и сведения об аттестующей организации.

Чем грозит отказ от аттестации

Наличие результатов аттестации могут проверить сразу несколько контролирующих органов: Трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Прокуратура.

Если контролеры обнаружат, что аттестация рабочих мест не проводилась, данный факт стает основанием для применения статьи 5.27 КоАП РФ. Размер санкции составляет для должностных лиц и ИП — от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Предусмотрен и более суровый вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов аттестации рабочих мест может служить доказательством вины работодателя. И если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.

Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев; либо исправительные работы на срок до двух лет; либо лишение свободы на срок до одного года.

А в случае смерти сотрудника руководитель лишится свободы на срок до трех лет.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

  • Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.
  • Список доступных аудиосеминаров
  • Инструкция по оплате

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *