Индивидуальные приборы учета — Юридические советы

Индивидуальные приборы учета — Юридические советыКто и на каком основании вправе проверить показания и состояние счетчиков?

Каждый из нас сталкивался в ситуацией, когда Вам звонят в дверь, представляются представителем горгаза, например, и просят обеспечить доступ для проверки показаний счетчиков  или их технической исправности, а то и для проведения ремонтных работ или для устранения якобы возникшей аварии.

Установлена ли в законе какая-либо обязанность потребителя коммунальных услуг впускать в квартиру представителей управляющей компании или горгаза, например? В каких случаях это возможно? И как потребителю убедиться, что это не мошенники?  Надеемся, что наша статья поможет Вам в этом разобраться.

Индивидуальные приборы учета — Юридические советы

В соответствии с пп. «е.1)» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.

№354 (далее – Правила), исполнитель обязан, в частности, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Кроме того, согласно п.п. «б», «г» п.32 Правил исполнитель вправе:

  • требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время;
  • осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.

Правилами предусмотрена, соответственно, обязанность потребителя допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ, для ликвидации аварий, а также для  снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей (пп. «е», «ж» п.34 Правил).

Индивидуальные приборы учета — Юридические советыОднако при этом исполнитель должен согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:

  • дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
  • номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.

Индивидуальные приборы учета — Юридические советыПотребитель же, в свою очередь, в соответствии с пп. «ж» п.33 Правил вправе требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя. Такими документами могут быть, в частности, наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ.  

Установка счетчиков воды: порядок, правила, регистрация, бесплатно, стоимость кубометра | Юридические Советы

Последнее обновление: 31.01.2020

Особенно важно знать порядок установки счетчиков воды и правила их регистрации тем, кто только собирается заняться этим вопросом. Если вы заинтересованы в максимально возможном сокращении расходов, затраченных на потребление воды, следует поторопиться и как можно быстрее установить в своей квартире приборы учета.

Счетчики воды: зачем их устанавливать

Общеизвестно, что расход воды оплачивается потребителем двумя способами расчета:

  • по нормативам (которые определяются региональными властями, при этом окончательная сумма не зависит от количества фактически использованных кубометров);
  • по показателям ИПУ (индивидуальных учетных приборов). С 2015 года каждый собственник обязан обеспечить ими свое жилье. Те потребители, которые этого не сделают, не понесут какой-либо ответственности, но будут вынуждены оплачивать расход воды по повышенным тарифам.

Так, с января 2016 года коэффициенты расчета оплаты по тарифам повышены в три, а с января 2017 года — в пять раз, в 2019 году планируется применение надбавочного коэффициента — 1,5.

Законом предусмотрено исключение из этих правил: если технически невозможно установление счетчиков в том или ином жилом помещении, сотрудники управляющей компании обязаны составить соответствующий акт, который дает право оплачивать водоснабжение по обычному, не завышенному тарифу.

Ощутимая экономия

Простой математический расчет показывает, что среднестатистическая семья из четырех человек за пять лет проживания в одном помещении экономит не менее 180 тысяч рублей при условии оплаты только реально потребленной воды. Так, в норматив заложено потребление горячей воды одним человеком 150-170 литров в день, холодной – до 240 литров, что соответствует максимально возможному расходу.

Особенно очевидна экономия денежных средств посредством водомеров, когда:

  • в квартире проживает больше четырех-пяти граждан. К примеру, семье из пяти человек приходится платить, если нет счетчика на воду, пятикратный тариф, установленный в городе проживания. В большинстве случаев в таких семьях больше двух-трех детей, которые, конечно, реально не расходуют то количество кубометров, которое заложено в норматив. Поскольку при определении твердых сумм оплаты местные власти не учитывают возраст, нуждаемость каждого члена в коммунальных услугах, фактическая переплата может достигать нескольких тысяч рублей за месяц;
  • в квартире никто не проживает. В этом случае реальный расход воды равен нулю, тогда как собственник жилого помещения без ИПУ обязан вносить ежемесячные платежи;
  • проживающие в доме уезжают в отпуск, командировку и т.д. За время отсутствия наличие счетчика дает возможность существенно сэкономить, поскольку за этот период фактически вода не потребляется – соответственно, и не оплачивается, в отличие от жилья без приборов.

Впрочем, в отдельных ситуациях некоторые дополнительные расходы жильцы с установленными счетчиками все же несут:

  • когда установленный механизм учета выходит из строя, до его починки  собственник обязан оплачивать водоснабжение по общему правилу. При этом неудобства могут вызвать расчет периода оплаты, денежные расходы на ремонт, доказывание причины поломки не по вине жильцов;
  • если счетчик соответствует низкому качеству, возможна довольно большая погрешность фиксации показателей. Последствием может быть переплата, которую трудно доказать;
  • общедомовой показатель пользования водой – если он превышает суммарное значение по квартирам, перерасход придется оплачивать солидарно всем собственникам. Так, перерасход может возникнуть как из-за недобросовестных соседей, подключающих всевозможные магниты к счетчикам, так и за счет тех, кто не установит ИПУ.

Кроме того, в некоторых многоквартирных домах имеются нежилые помещения, в которых не установлены индивидуальные приборы, что также влияет на общий показатель расхода. В летнее время возможна поливка прилегающей придомовой территории за счет общего источника водоснабжения, при этом соответствующие затраты также лягут на всех владельцев квартир в равной степени.

Цена воды

Сколько стоит кубометр горячей воды? В столице оснащенность приборами учета достигла 85% — это самый высокий показатель по стране. В Москве стоимость:

  • кубометр горячей воды стал соответствовать 130,27 рублей (ОАО «Мосэнерго»)
  • и 163,24 р. (ОАО «Моэк»)
  • в среднем, такая стоимость больше прошлогодней на 10-11 рублей.

Давайте разберемся, откуда берутся тарифы и коэффициенты, используемые нами для расчета суммы платежа.

Итак, в каждом регионе работают ресурсоснабжающие организации, с которыми потребители заключают договора о поставке воды. Оплата воды без счетчика производится по региональному тарифу на каждого прописанного человека. Кроме того, итоговая цена воды складывается из самого норматива и надбавки за оказание услуги поставки, так называемого индекса.

Для разных регионов установлен свой максимальный показатель индексации, превышать который недопустимо. Так, одна из самых низких величин установлена для Северной Осетии (3%), наиболее высокая – для городов федерального значения (Москва – 7,5%, СПб – 6,5%). Среднее значение процента индексации в средней полосе России варьируется от 4 до 5,5%.

В стоимость кубометра воды входит:

  • расходы на затраченную электроэнергию (подогрев, доставка);
  • расходы по очистке воды (обслуживание и контроль очистного оборудования, работы по соответствию стандартным нормам СанПиНа);
  • оплата работы трудоустроенного в организации-поставщике персонала, включая социальные отчисления, налоги;
  • затраты на содержание, аренду необходимых конструкций;
  • расходы на ремонт, обслуживание оборудования;
  • водный налог;
  • расходы по соблюдению экологических расходов: вывоз и уничтожение отходов, экспертизы проб и т.д.

Как установить счетчик

Многие из нас, в отличие от тех, кто намеренно не пользуется ИПУ, просто не успевают заняться, наконец, установкой и регистрацией счетчика воды в своем жилье. Некоторые собственники не знают, с чего начать и куда обращаться.  Вместе с тем, процедура оснащения жилого помещения индивидуальными приборами учета не занимает много времени и сил, если знать ее суть.

Читайте также:  Два предприятия в различных регионах — юридические советы

Итак, вы не хотите больше переплачивать и готовы заняться установкой. Для этого вам необходимо: Индивидуальные приборы учета — Юридические советы

  • подать заявление об установке счетчика в обслуживающую ваш многоквартирный дом организацию (не забывайте, что водомер необходимо поставить на каждый стояк в квартире);
  • заключить трехсторонний договор (текст готовит управляющая компания), где будет указано, какая ресурсопоставляющая организация намерена обслуживать ваш дом;
  • подписать акт ввода в эксплуатацию (после того, как вы убедились в рабочем состоянии прибора и в его опломбировке). В этом документе должна быть указана дата начала использования, подпись установщика, дата поверки, показания. Эти же данные используются для регистрации в компании-поставщике (обычно это «Водоканал») — с этого момента будет действовать ваш личный счет;
  • заключить договор с управляющей компанией о порядке оплаты.

Перед тем, как подписать договор, следует обратить внимание на наличие лицензии у водоснабжающей компании (она должна быть представлена по вашему требованию).

Можно ли самому установить счетчик? В законодательных актах такого запрета нет, но если вы сделаете это неправильно (к примеру, расстояние от общей трубы до прибора будет менее 20 см), то демонтаж будет вашим дополнительным расходом. Кроме того, при самостоятельной установке вам придется вызвать специалиста для опломбировки и регистрации в «Водоканале».

Недавно выдвигался законопроект о перекладывании установки и поверки счетчиков за счет коммунальщиков. Однако инициатива забуксовала в Госдуме и проект отклонили.

Стоимость услуг

Сколько стоит установка счетчика на воду? Окончательная цена складывается из стоимости самого прибора и услуги по его вводу в эксплуатацию. В регионах цены на сам механизм зависят от конкуретноспособности фирм, их выпускающих и продающих.

  • Так, обычный недорогой прибор учета может обойтись потребителю от 680 до 2500 рублей. Чем больше период до следующей поверки, тем стоимость будет выше. В Москве и Санкт-Петербурге цена может доходить до 8000 рублей.
  • За установочные работы в регионах могут выставить счет от 200 до 500 рублей за отдельный ИПУ, в столице – до 3000 рублей. Оснащение квартир приборами учета могут производить как компании, их продающие (при наличии лицензии), так и сантехники управляющей или водоснабжающей организаций.

Для граждан, не имеющих финансовой возможности оплатить стоимость процедуры и самого счетчика, предусмотрена возможность рассрочки до пяти лет. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую компанию, которая составит специальный договор, где будет указан график внесения частичных платежей.

Льготы

В России предусмотрена возможность бесплатной установки счетчиков воды для следующих категорий граждан:

  • малообеспеченные;
  • малоимущие;
  • участники Великой Отечественной Войны (а также труженики тыла, реабилитированные, вдовы умерших участников ВОВ и т.д.);
  • инвалиды первой  и второй группы;
  • семьи, где воспитывается ребенок-инвалид.

В регионах предусмотрена бесплатная процедура установки для пенсионеров по старости. В Москве за бесплатной установкой могут обратиться те, кто получает субсидию на оплату услуг ЖКХ.

В некоторых городах в СМИ объявляется период, в течение которого водомер может быть установлен бесплатно.

Техническое обслуживание

Если прибор сломался, то потребителю необходимо сообщить об этом в управляющую компанию или напрямую организации-поставщику. Специалист обязан выехать по месту жительства потребителя и устранить поломку.

В случае, если гарантийный срок (обычно он составляет от одного до трех лет) на механизм не истек, его заменят или отремонтируют бесплатно.

В то же время, стоимость вызова мастера (от 200 до 1000 рублей) обычно оплачивает собственник жилья.

После того, как техническая неисправность устранена, прибор снова должны опломбировать (бесплатно), о чем указывается в паспорте.

Как часто делается поверка?

Для того, чтобы убедиться в соответствии показателей реальному потреблению, а также для продолжения эксплуатации после:

  • 4 лет — ИПУ горячей воды
  • 6 лет — ИПУ холодной воды

требуется своевременная поверка. До недавнего времени собственник должен был обеспечить поверку двумя способами:

  • вызвать специалиста, который демонтирует прибор и обеспечит его проверку в специальной лаборатории;
  • заменить на новый – опять же, путем привлечения сотрудника, имеющего право это сделать.

В настоящее время все больше компаний имеют в своем распоряжении специализированное оборудование, позволяющее проверить счетчики воды без снятия. Стоимость такой услуги от 750 рублей до 2000 рублей.

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит от потребителей к энергетическим компаниям | министерство энергетики

Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета.

Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).

Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии.

Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании.

Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии.

Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).

С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.

Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета.

Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование.

Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.

Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.

Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов. 

В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств.

Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д.

Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации — это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.

Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.

Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений.

Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России.

Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке квартиры повторно в 2016 году — Юридические советы

Новые счетчики: о нововведении рассказывают эксперты

Rateland/Depositphotos

«Умный» счетчик — система, состоящая из прибора учета и контроллера. Она не только собирает, но и передает информацию на сервер оператора по сетям связи, рассказывает заместитель управляющего директора СК «Перспектива» Дмитрий Лаппо. Теперь потребителю не нужно каждый месяц самостоятельно записывать и отправлять данные по затраченной электроэнергии. За него это сделает машина. Для достижения данной цели в настоящее время применяют несколько основных технологий: GRPS; LPWAN; Wi-Fi. Возможно подключение и по проводным сетям, добавляет специалист.

Как поставить или поменять счетчик?

Как перейти на другой тип счетчиков в СНТ?

Когда будут устанавливать новые счетчики?

Переход на новые приборы учета будет постепенным. С 1 июля 2020 г. по 1 января 2022 г. проходит так называемый «переходный» этап. За этот период поставщики электроэнергии должны менять обычные счетчики на «умные», только если первые вышли из строя или срок их поверок истек.

«Повсеместная замена старых приборов учета должна начаться с 1 января 2022 года. Но только во «вторичке» и сданных новостройках. Строящиеся многоквартирные дома, которые планируют сдать после 1 января 2021 г., должны быть уже оснащены с учетом вступившей законодательной инициативы (№ 522-ФЗ. прим. ред.).

А окончательный переход на «умные» счетчики должен завершиться к 2023 г.», — комментирует Дмитрий Лаппо.

Кто должен платить за установку?

Абонент не должен оплачивать ни стоимость нового счетчика, ни работы по замене старого. Ответственность за установку новых приборов учета целиком возложена на сетевые компании, отмечает независимый эксперт Дмитрий Суслопаров.

Вместе с тем следить за состоянием счетчика и его сохранностью, если тот расположен в зоне ответственности потребителя (в квартире или на личном земельном участке), предстоит пользователю.

В случае, если прибор учета будет находиться на лестничной клетке, ответственность за него будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Можно ли самостоятельно заменить старый счетчик на новый?

Если потребитель сам хочет поменять прибор, который полностью исправен, на новый «умный» счетчик, сделать это возможно. Однако нужно будет оформить уже платную услугу, комментирует владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. Произвести замену можно будет только силами специалистов гарантирующей организации.

Ответы на главные вопросы о счетчиках

Кто должен платить за смену электрощитка после замыкания?

Будут ли штрафовать за отказ от установки «умных» счетчиков?

Согласно тексту № 522-ФЗ, потребитель электрической энергии не обязан следить за истечением срока поверки своего нового счетчика.

Он имеет полное право продолжать пользоваться старым прибором, если тот не был своевременно заменен поставщиком электроэнергии, считает Дмитрий Суслопаров.

Оштрафованы должны быть как раз компании энергосбыта и сетевые организации, если до 1 января 2023 г. они не обеспечат пользователей «умными» счетчиками. 

Так ли бесплатны «умные» счетчики?

Вырастет ли оплата за электроэнергию из-за новых счетчиков, сказать пока сложно. Официальные источники отрицательно отвечают на этот вопрос. Однако многие эксперты придерживаются другого мнения.

«Расходы Горэлектросети и сетевой организации по новым счетчикам включатся в тариф. Позже они будут все равно взяты с населения и коммерческих пользователей.

А вот за передачу показаний приборов, обмен данными и услуги, связанные с этим, плата взиматься не будет», — комментирует управляющий партнер Becar Asset Management Виктор Козин.

Кроме того, общий переход в онлайн-режим невозможен без создания мощной инфраструктуры и серверов. Как отмечает Дмитрий Лаппо, это еще одни дополнительные траты, которые также могут заметно отразиться на сумме коммунального платежа.

Личный опыт: стоит ли менять счетчик на 3-тарифный?

Почему растут тарифы на обслуживание дома?

Какие есть минусы?

Для бесперебойной работы инновационных систем требуется качественное электропитание и стабильная связь по выбранному протоколу (для обмена данными), что на территории России возможно не везде.

Также, так как вся информация будет храниться в сети, возникает необходимость дополнительной защиты от хакерских атак.

Но ключевые сложности внедрения технологии, как считает Дмитрий Лаппо, на данный момент связаны с тем, что основные документы еще не согласованы: счетчики должны соответствовать единым требованиям, которые пока не утверждены.

На сегодняшний день сложно сказать: с введением новых счетчиков конечные потребители почувствуют себя лучше или хуже. Реализация инициативы будет неравномерна, однако первые результаты ожидаются менее чем через год — ответственные госорганы должны будут доложить о них в Правительство РФ до 1 июля 2021 года.

  • Не пропустите:
  • Экономия на ЖКХ: как отключить те услуги, которыми вы не пользуетесь
  • Почему мы платим летом за отопление?
  • Как сэкономить на оплате за отопление: лайфхаки от профессионалов
  • Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Об установке, поверке, эксплуатации приборов учета

С 01 июля 2020 г. вступили в силу абз. 1-3 пп. «б» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2018 г.

№ 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» в соответствии с которым обязанность по установке, обслуживанию и ремонту  приборов учета электроэнергии перешла от потребителей к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым организациям – в жилых домах (домовладениях).

Предусматривается поэтапная установка  интеллектуальной системы учета электрической энергии в жилых домах (домовладениях) и многоквартирных домах.

На первом этапе, с 1 июля 2020 года до 1 января 2022 года  обязательные требования к приборам учета не изменятся. Сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные.

На втором этапе, с 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

01 июля 2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».

Указанным постановлением внесены изменения в:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861;
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491;
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124.
  • Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от  3 апреля 2013 г. № 290.

Изменения предусматривают порядок установки приборов учета, установку и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.

Определено, что повышающие коэффициенты в расчете платы за коммунальную услугу электроснабжение в случае отсутствия индивидуального прибора учета электроэнергии, не применяются, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию.

24 сентября 2020 г. вступили в силу положения Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

  • Единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки приборов учета являются сведения из Федерального информационного фонда  по обеспечению единства измерений.
  • По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.»;
  • Сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • 26 сентября 2020 года вступил в силу Приказ Минстроя России от 28 августа 2020 года № 485/пр (далее-Приказ), которым установлены новые критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
  • В соответствии с приказом техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) признается отсутствующей, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из установленных критериев.
  • Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования.

Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.

Приказом утверждена форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок его заполнения.

Читайте также:  Мошенничества в кредитных учреждениях — Юридические советы

Аналогичный Приказ Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627 признается  не подлежащим применению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 г. № 2184

  •  сведения о застройщике (для юридических лиц — полное наименование, основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей — основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр);
  • б) копия протокола согласования с гарантирующим поставщиком выбранных инженерно-технических решений (при наличии) или подтверждения гарантирующего поставщика о соответствии или несоответствии проектной документации техническим требованиям (при наличии);
  • в) копия подраздела «Система электроснабжения» раздела проектной документации «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», включающего инженерно-технические решения по оснащению приборами учета электрической энергии, измерительными трансформаторами (при необходимости их установки одновременно с коллективным (общедомовым) прибором учета) и иным оборудованием, которое указано в пункте 137 настоящего документа, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика, а также возможные способы присоединения приборов учета электрической энергии к элементам интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности);
  • г) копии технических паспортов на все установленные приборы учета электрической энергии, устройства сбора и передачи данных и иную сопроводительную техническую и гарантийную документацию ко всем прочим установленным приборам, устройствам и оборудованию, необходимым для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и присоединения приборов учета к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика.

1975. Допуск к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства с 1 января 2021 г., осуществляется гарантирующим поставщиком после подписания сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения многоквартирного дома с применением постоянной схемы электроснабжения.

Допуск к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства с 1 января 2021 г., осуществляется без приглашения лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа.

  1. Срок осуществления допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком не должен превышать 30 дней со дня получения гарантирующим поставщиком уведомления от застройщика о необходимости допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии.
  2. 1976. В рамках допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства, гарантирующий поставщик осуществляет:
  3. а) проверку соответствия приборов учета, параметров устройств, каналов и линий, указанных в документах, представленных застройщиком в соответствии с пунктом 1974 настоящего документа, техническим требованиям;
  4. б) обследование приборов учета электрической энергии и иного оборудования, которое указано в пункте 137 настоящего документа, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика, а также проверку способов присоединения приборов учета электрической энергии к элементам интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), в том числе проверку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в отношении их целостности, исправности, надлежащего функционирования, наличия и целостности пломб государственной поверки, соответствия паспортным характеристикам, представленной застройщиком проектной документации и техническим требованиям.

1977.

 В случае несоответствия индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, требованиям настоящего документа и иным обязательным требованиям, установленным законодательством об электроэнергетике и градостроительным законодательством Российской Федерации, или в случае невыполнения застройщиком технических требований для многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г., гарантирующий поставщик составляет и направляет застройщику в течение 3 рабочих дней со дня выявления таких замечаний в письменной форме перечень замечаний, выявленных в ходе проверки, подлежащих устранению в течение 10 рабочих дней с даты получения такого уведомления.

Повторная процедура допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства с 1 января 2021 г., осуществляется не позднее 10 рабочих дней после получения от застройщика уведомления об устранении замечаний с указанием информации о принятых мерах по их устранению.

1978.

 В течение 10 рабочих дней после допуска к эксплуатации всех индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства с 1 января 2021 г., застройщик составляет и направляет для подписания гарантирующему поставщику подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт приема-передачи в эксплуатацию приборов учета по форме согласно приложению № 6 (далее — акт приема-передачи приборов учета).

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от застройщика акта приема-передачи приборов учета подписывает его и возвращает один экземпляр акта застройщику.

1979.

 До даты перехода права собственности на приборы учета к собственникам помещений в многоквартирном доме ответственность за сохранность индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, измерительных трансформаторов и иного оборудования, которое указано в пункте 137 настоящего документа, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика, несет застройщик.

19710.

 Передача застройщиком индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета и измерительных трансформаторов, установленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в эксплуатацию гарантирующему поставщику, а также передача необходимой технической и гарантийной документации в соответствии с пунктом 1974 настоящих Правил осуществляются без взимания платы.

19711.

 Подписанный застройщиком и гарантирующим поставщиком акт приема-передачи индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, является документом, подтверждающим передачу гарантирующему поставщику в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирного дома и необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»;

  • т) дополнить приложением № 6 следующего содержания:
  • «ПРИЛОЖЕНИЕ № 6к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии
  • (форма)

АКТприема-передачи в эксплуатацию приборов учета»___» _______________ 20__ г. № __________

  1. Дата и время проведения 
  2. передачи в эксплуатацию: «___» ________ 20__ г. «__» часов «__» минут
  3. Согласно настоящему акту ___________________________________________________

(наименование застройщика, ИНН)

__________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность представителя застройщика)

передал, а _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(наименование гарантирующего поставщика, ИНН)

__________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность представителя гарантирующего поставщика)

принял следующее оборудование:

1. Сведения о коллективных (общедомовых) приборах учета, установленных в многоквартирном доме (заполняются по каждому коллективному (общедомовому) прибору учета)

Адрес
Наименование
Место установки
Реквизиты акта допуска к эксплуатации
Реквизиты переданного паспорта прибора учета

Информация о знаках визуального контроля (пломбах)

Место установкипломбы Номерпломбы Наименование организации,установившей пломбу

2. Сведения об индивидуальных приборах учета, установленных в многоквартирном доме (при наличии)

Адрес
Наименование
Перечень
Места установки
Реквизиты акта допуска к эксплуатации
Перечень и реквизиты переданных паспортов приборов учета

Информация о знаках визуального контроля (пломбах)

Место установкипломбы Номерпломбы Наименование организации,установившей пломбу

3. Сведения об общих (для коммунальных квартир) приборах учета, установленных в многоквартирном доме (при наличии)

Адрес
Наименование
Перечень
Места установки
Реквизиты акта допуска к эксплуатации
Перечень и реквизиты переданных паспортов приборов учета

Информация о знаках визуального контроля (пломбах)

Место установкипломбы Номерпломбы Наименование организации,установившей пломбу

4. Сведения об измерительных трансформаторах тока (при наличии) (заполняется по каждому измерительному трансформатору тока)

Адрес
Наименование
Место установки
Реквизиты акта допуска к эксплуатации
Реквизиты переданного паспорта измерительного трансформатора

Информация о знаках визуального контроля (пломбах)

Место установкипломбы Номерпломбы Наименование организации,установившей пломбу

5. Сведения об оборудовании дистанционного сбора данных и способе присоединения приборов учета к интеллектуальной системе учета гарантирующего поставщика (при наличии)

Наименование Устройство сбора и передачи данных Коммуникационное оборудование Прочее(указать)
Место установки
Тип
Заводской номер
Перечень и реквизиты переданной документации

 

6. Прочее

Представитель застройщика

Представитель гарантирующего поставщика

7. Пункт 2 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г.

№ 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст.

 4118), после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:

«Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые застройщиками в многоквартирных домах, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г., должны соответствовать требованиям раздела III настоящих Правил.

Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые застройщиками в многоквартирных домах, разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2021 г., должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации, действующего на дату выдачи разрешения на строительство.

Если допускаемые к эксплуатации приборы учета электрической энергии, установленные застройщиками в многоквартирных домах, разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2021 г.

, не соответствуют требованиям раздела III настоящих Правил, то по таким приборам учета электрической энергии гарантирующий поставщик (сетевая организация) не обязан обеспечивать безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета.».

____________

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *