Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) – это именное свидетельство, которое дает право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий льготников. Сертификат не является ценной бумагой.

Условия получения сертификата определяются условиями государственных программ (федеральных или региональных), которые предусматривают такой вид поддержки.

Важно учитывать, что чаще всего сертификат имеет определенный срок действия: в процессе получения и использования документа все этапы должны выполняться четко, с соблюдением установленных сроков.

Получить жилищный сертификат могут граждане, имеющие статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, и относящиеся к льготным категориям (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, сотрудники органов внутренних дел, вынужденные переселенцы).

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ существуют следующие основания для признания этого статуса:

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

  • у гражданина и членов его семьи нет своего жилья;
  • у гражданина или членов его семьи есть свое жилье, но его площадь меньше установленных норм;
  • жилье есть, но жить в нем нельзя: например, дом признан аварийным;
  • член семьи болен тяжелым заболеванием, совместное проживание невозможно, а в квартире — несколько семей.

Жилищный сертификат не имеет какой-то определенной суммы. Размер социальной выплаты зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается от норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующего на дату выдачи сертификата и состава семьи.

Согласно приказу Минстроя России от 24 декабря 2020 года, этот норматив на первое полугодие 2021 года составляет 49 173 рубля за 1 кв. м. жилой площади.

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Далее сумма сертификата формируется в зависимости от состава семьи и полагающейся социальной нормы жилплощади: для одинокого гражданина – 33 кв. м., для семьи из 2 человек – 42 кв. м., для семьи из 3 и более человек – по 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Чтобы получить государственный жилищный сертификат, нужно выполнить ряд действий.

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

  • Шаг 1. Подать документы на участие в программе
  • Начать следует с присоединения к государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
  • Список необходимых документов:
  •  Заявление (рапорт) об участии в программе и о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе; 
  •  Выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 
  •  Справку об общей продолжительности службы, трудового стажа; 
  •  Копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законом); 
  •  Копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
  • После проверки документов гражданину может быть выдан как отказ, так и одобрение на дальнейшее участие в программе.
  • Шаг 2. Подать заявление для участия в списке на получение жилищного сертификата

Ежегодно формируются списки граждан для получения государственных жилищных сертификатов.

После получения уведомления о признании гражданина участником программы, нужно подать заявление в региональный орган власти (например, в Санкт-Петербурге это Жилищный комитет), чтобы попасть в список.

Заявление нужно направить в органы местного самоуправления с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому.

  1. Далее до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о выпуске ГЖС, сертификаты оформляются на имена участников списка, согласно установленному порядку, и передаются для вручения в органы местного самоуправления.
  2. Шаг 3. Предоставить документы на получение сертификата
  3. Непосредственно для получения жилищного сертификата нужно подготовить и предоставить дополнительный пакет документов, который включает:
  4.  Заявление (рапорт) о выдаче ГЖС; 
  5.  Документы, удостоверяющие вашу личность и личности членов вашей семьи; 
  6.  Справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, подлежащее освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (при наличии такого помещения), и коммунальные услуги; 
  7.  Документы, подтверждающие родственные отношения между вами и лицами, указанных вами в качестве членов семьи (например, свидетельство о рождении, об усыновлении, о браке, записи актов гражданского состояния).

Оформить жилищный сертификат можно и при помощи «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).

Для этого необходимо подать заявление по форме и необходимые документы. Работник МФЦ выдаст расписку о принятии документов. Когда ответ будет готов, заявитель получит в МФЦ копию принятого региональным органом власти решения о предоставлении государственной услуги. В случае принятия положительного решения, на руки выдается государственный жилищный сертификат.

Срок действия жилищного сертификата 7 месяцев. За это время нужно собрать документы, отправить их на проверку в банк и найти квартиру. Если за 7 месяцев оформить сделку не получится, сертификат аннулируется и счет закроют. Тогда документы, подтверждающие выдачу сертификата, придется собирать заново.

ГЖС предназначается исключительно для покупки жилья конкретным человеком, указанным в сертификате. Его нельзя обналичить или передать по наследству. На имя владельца сертификата будет открываться и счет в банке.

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на банковский счет владельца ГЖС.

Для этого необходимо в течение 3 месяцев с момента выдачи документа сдать его в банк для открытия банковского счета. После чего деньги будут перечислены из государственного бюджета на счет владельца сертификата и переданы для оплаты выбранной недвижимости.

Граждане вправе приобрести квартиру на первичном или вторичном рынках жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве (ДДУ) или договора об уступке прав требований по ДДУ.

Квартира должна быть оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи, которые указаны в сертификате.

Несвоевременная сдача ГЖС в банк. В течение трех месяцев с даты выдачи жилищного сертификата надо сдать его в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета. ГЖС, представленный по истечении данного срока, банком не принимается. Владелец сертификата может обратиться в орган власти, выдавший ГЖС, с заявлением о его замене.

Неверные данные в документах. Может случиться так, что в сертификате неверно указаны паспортные данные, ФИО, год рождения именного владельца или членов семьи. В этом случае владельцу сертификата необходимо лично обратиться в орган, выдавший сертификат для уведомления об ошибке и перевыпуске документа.

Из зала суда: нецелевое использование субсидий

Зарипова М., эксперт журнала

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Можно ли привлечь к ответственности за нецелевое использование средств целевой субсидии и субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания, автономное учреждение? Да, если денежные средства были израсходованы с нарушением условий их предоставления.

Конкретные цели использования этих субсидий определены в соглашениях на их предоставление (см., например, для федеральных учреждений п. 1.1 Типовой формы соглашения, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Вниманию читателей предлагаем спор, который касался данной темы и был разрешен в суде (см.

Постановление АС УО от 18.11.2019 № Ф09-6452/19 по делу № А60-70872/2018).

Вместо предисловия

Исходя из п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям их получения.

Основные документы, согласно которым расходуются указанные средства, – закон о федеральном бюджете РФ, бюджетная смета, договор (соглашение) либо иной документ, являющийся правовым основанием для их предоставления.

Для бюджетных (автономных) учреждений это план финансово-хозяйственной деятельности и соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемое между органом-учредителем и учреждением.

Как отмечают чиновники Минфина, к бюджетным (автономным) учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета.

Субсидии, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет (см. письма от 13.07.2017 № 02‑09‑05/44583, от 27.07.2018 № 02‑09‑06/53197).

Кроме того, за данное нарушение указанные учреждения также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств применяется административная ответственность в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (или в виде их дисквалификации на срок от одного года до трех лет);
  • на учреждение – в размере от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Если учреждение не по целевому назначению израсходует средства субсидий, предоставленных на иные цели или на капитальные вложения, то его могут привлечь к административной ответственности аналогичным образом. Конкретные цели использования этих субсидий определены в соглашениях на их предоставление.

Читайте также:  Потребителю отказано в замене автомобиля — Юридические советы

Ниже предлагаем рассмотреть нарушение, которое выразилось в нецелевом использовании субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели.

Суть спора

Счетной палатой РФ было проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования муниципальным автономным учреждением бюджетных средств, выделенных организации на финансовое обеспечение мероприятия в рамках муниципальной программы. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой РФ установлены нарушения и недостатки при расходовании учреждением бюджетных средств, о чем составлен акт, содержащий указание на выявленные нарушения бюджетного законодательства, в том числе:

  • плата за работы по разработке проектно-сметной документации произведена за счет целевой субсидии, которая выделена на осуществление мероприятий по капитальному ремонту и приведению в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются образовательные учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
  • оплата строительного контроля по проверке сметной документации на оборудование спортивной площадки произведена за счет субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
  • учреждением как заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по оборудованию строительной площадки были приняты и оплачены подрядчику работы, не предусмотренные муниципальным контрактом, имеющие иные характеристики и расценки, что повлекло незаконное использование бюджетных средств;
  • учреждением произведена плата за осуществление строительного контроля по выполненным строительным работам, притом что данной организацией технический надзор осуществлен формально, и это привело к незаконному использованию бюджетных средств путем оплаты заказчиком работ, которые подрядчиком не выполнены либо выполнены с нарушением требований муниципального контракта.

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой РФ на имя директора учреждения направлено представление, которым предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, в том числе меры по возврату в бюджет средств, использованных не по целевому назначению.

Учреждение с данными выводами не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты РФ в части требований возвратить денежные средства в бюджет городского округа, а также в части квалификации расходования денежных средств как нецелевое использование бюджетных средств. Заявитель указывал, что возложение на учреждение обязанности по возврату в бюджет фактически использованных им по целевому назначению денежных средств на реконструкцию спортивной площадки незаконно, нарушает его имущественные интересы.

Решение суда по вопросу о целевом расходовании средств

Статьей 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как следует из материалов дела, автономному учреждению была предоставлена целевая субсидия на организацию мероприятий по капитальному ремонту, приведению в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений школы.

Иными словами, денежные средства были выделены в целях обеспечения надлежащего содержания и эксплуатации существующих объектов для функционирования образовательного учреждения, что обеспечивается необходимым ремонтом зданий и сооружений на основании проектно-сметной документации.

Как отметили судьи, использование данных средств на оплату работ по разработке проектно-сметной документации по оборудованию спортивной площадки школы в целях получения в будущем субсидии, предусмотренной иной программой и на иные цели, не соответствует целям предоставления первоначальной субсидии и является нецелевым использованием бюджетных средств городского округа.

Довод автономного учреждения о том, что эти средства были использованы в целях капитального ремонта существующей спортивной площадки школы, в силу чего являются целевым использованием, не могут быть обоснованными и подлежат отклонению.

Из материалов дела следует, что фактически спортивная площадка проектировалась и создавалась в качестве объекта с совершенно иными характеристиками, отличными от имеющихся.

Кроме того, в проектной документации предусматривалось расположение совершенно новых объектов, таких как футбольное поле, сектор для прыжков в длину, площадка для волейбола, площадка для баскетбола, кроссовая трасса, площадка для воркаута, устройство наружной канализации, ограждения, наружного освещения.

На момент предоставления и использования субсидии объекта с такими характеристиками на балансе организации не имелось, в связи с чем средства, предоставленные на капитальный ремонт, то есть в целях надлежащего содержания имеющегося имущества, в целях проектирования устройства новой спортивной площадки использованы быть не могли.

По второму нарушению суд указал на следующее.

В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой РФ установлено, что учреждением были заключены договоры на проведение проверки сметной документации на оборудование спортивной площадки, оплата по которым произведена за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, предоставленной организации по соглашению на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания. Согласно нормативным документам субъекта РФ размер такой субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание муниципальных услуг, стоимости выполнения работ в рамках муниципального задания;
  • на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенным учреждением, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество.

К нормативным затратам на содержание имущества отнесены затраты на общехозяйственные нужды, связанные с содержанием объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания муниципальной услуги, в том числе нормативные затраты на арендную плату, текущий ремонт нефинансовых активов, противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества, нормативные затраты на приобретение услуг в области информационных технологий, типографских работ, санитарно-эпидемиологических работ.

С учетом того, что оплата работ на проведение проверки сметной документации не относится к затратам на содержание имущества учреждения, такая оплата является нецелевым использованием средств бюджета, в связи с чем и в этой части выводы Счетной палаты РФ являются обоснованными.

По третьему нарушению суд также встал на сторону контрольного органа, отметив следующее.

В ходе контрольного мероприятия по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Счетной палатой РФ установлено, что подрядчик при выполнении работ по оборудованию спортивных площадок использовал иные материалы и оборудование, отличные от согласованных в документации об открытом аукционе и в договоре. Заказчик эти оборудование и материалы оплатил по ценам, предусмотренным проектно-сметной документацией. Поскольку в соответствии со ст. 709, 711, 746 ГК РФ заказчик обязан производить оплату фактически выполненных работ, что предполагает получение подрядчиком эквивалентной оплаты работ, исходя из стоимости самих работ и стоимости использованных при выполнении работ материалов, в ситуации, когда стоимость использованных материалов и оборудования ниже согласованной в смете, использованные при выполнении работ материалы и оборудование подлежат оплате по стоимости фактически использованных материалов. Оплата подрядчику материалов и оборудования по завышенным ценам влечет возникновение необоснованной выгоды подрядчика (неосновательного обогащения) и не соответствует цели эффективного использования бюджетных средств.

Кроме того, из материалов дела следует, что заказчиком и подрядчиком какие‑либо изменения в договор и в проектно-сметную документацию в сторону уменьшения объемов работ и согласования использования иных материалов не вносились.

В связи с этим подрядчик обязан был включать в акты выполненных работ, а заказчик – оплачивать использованные подрядчиком материалы и оборудование по их фактическим ценам.

Оплата материала и оборудования по завышенным (произвольным) ценам является незаконным использованием бюджетных средств.

Доводы учреждения, что указанная разница в стоимости материалов и оборудования является экономией подрядчика, были отклонены.

Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

Экономия подрядчика подразумевает его выгоду, получаемую в результате применения оптимальных и наиболее эффективных способов выполнения работ, предусмотренных проектной документацией, а не вызванную сокращением проектных объемов работ, невыполнением работ или изменением проектных решений в сторону более дешевых, завышением расценок при составлении сметной документации.

Из смысла названной правовой нормы следует, что экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию наиболее эффективных методов выполнения работы либо произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, стоимость которых учитывалась при определении цены; сокращение расходов за счет невыполнения части работ экономией не является.

Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорная разница между стоимостью фактически выполненных работ и предусмотренной изначально ценой договора является экономией подрядчика по смыслу норм ст. 710 ГК РФ.

Напротив, Счетной палатой РФ установлено и при рассмотрении имеющихся материалов в деле доказано, что разница в стоимости оплаченных работ образовалась за счет использования подрядчиком материалов и оборудования, не указанного в проектной документации, а также за счет использования более дешевых материалов и оборудования. Это экономией подрядчика признано быть не может.

  • Заказчик, принимая и оплачивая работы и материалы по завышенным ценам, нарушил требования бюджетного законодательства об эффективности использования бюджетных средств, поскольку при выполнении автономным учреждением данных требований достижение результатов – оборудование спортивных площадок школы могло быть достигнуто с использованием наименьшего объема средств (экономности) либо использование полученных в виде субсидии бюджетных средств могло бы привести к достижению наилучшего результата (результативности).
  • Таким образом, указание в представлении Счетной палаты РФ на обозначенные нарушения как на незаконное использование бюджетных средств является обоснованным и правомерным.
  • По этим же причинам следует признать правомерными выводы Счетной палаты РФ о незаконном использовании учреждением бюджетных средств, уплаченных им за осуществление строительного контроля.

Такой договор является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде (ст. 702 – 729 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

Из материалов дела следует, что свои обязанности по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядчиком работ по оборудования строительных площадок заказчика выбранная организация осуществляла ненадлежащим образом. Ею были согласованы и подписаны акты формы КС-2, что послужило основанием для оплаты заказчиком невыполненных работ и непоставленного оборудования, а также оплаты оборудования и материалов по завышенным ценам.

Принимая от подрядчика фактически не выполненные, завышенные объемы работ, подтверждая поставку оборудования, которое на объекты поставлено не было, подписывая акты выполненных работ, не соответствующие действительности, организация вводила муниципального заказчика в заблуждение относительно выполнения подрядчиком его обязанностей. Данные действия привели к необоснованным выплатам средств областного и местного бюджетов.

Тот факт, что услуги по строительному контролю заказчиком приняты в полном объеме и без замечаний, а также оплачены заказчиком в полном объеме, при указанных обстоятельствах не опровергает выводы Счетной палаты РФ о незаконном использовании этих средств бюджета городского округа.

Таким образом, у Счетной палаты РФ имелись основания для направления в адрес автономного учреждения предписания, в котором правомерно указано на допущенные учреждением нарушения и дана их квалификация в качестве нарушений бюджетного законодательства. Денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет.

Читайте также:  Продажа квартиры с жильцом — юридические советы

Заметим, что аналогичные выводы были сделаны судом в Постановлении АС ВСО от 14.02.2019 № Ф02-6422/2018 по делу № А58-4308/2017.

* * *

Сформулируем основные выводы:

  1. К автономным (бюджетным) учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета. При этом в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут рассматриваться случаи использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на цели, не соответствующие целям деятельности учреждения.

2. Субсидии, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №1, 2020 год

Мошенничество с использованием материнского капитала

Нецелевое использование сертификата на приобретение квартиры — Юридические советы

Адвокат Антонов А.П.

Материнский капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).

Благодаря средствам МСК тысячи семей улучшили свое материальное положение, жилищные условия. В целом эта программа помогла значительно улучшить демографическую ситуацию в стране.

Вместе с тем маткапитал стал и заманчивой приманкой для мошенников. Но и в данной книге нельзя обойти стороной участившиеся случаи мошенничества по «обналичке» маткапитала и жилищных афер с использованием этой программы, которые приняли угрожающий размах в конце прошлого года.

В частности, за полгода в 2017 году только по Москве было зафиксировано свыше 140 криминальных схем обналичивания маткапитала (159 в Московской области).

Схема была вполне стандартной: некоторые доверенные лица от имени владельца сертификата требовали оплатить из средств МСК покупку или строительство жилья под эгидой улучшения жилищных условий семьи.

Но, как выяснилось, фактический адрес москвичек, желающих улучшить жилье, почему-то был в отдаленных глухих местах нашей необъятной страны, в заброшенных деревнях Челябинской, Омской, Мурманской областях, там, где давно не ступала нога человека. Проверки показали, что налицо мошеннические схемы с участием микрофинансовых организаций.

Поучителен следующий пример.

Следственной частью по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления УМВД России по Приморскому краю в конце 2017 года было окончено расследование уголовного дела в отношении местных жителей, обвиняемых в серии мошеннических действий. Деятельность участников организованной группы была связана с незаконным обналичиваем средств МСК посредством кредитного потребительского кооператива, а сумма ущерба превысила 13 млн руб.

Злоумышленники склоняли женщин к заключению фиктивных договоров займа на выдачу ипотечного кредита на улучшение жилищных условий, оформляли договор купли-продажи недвижимости с родственниками либо знакомыми обратившихся к ним женщин, которые в действительности квартиры для себя и своих детей не приобретали.

Заключительным этапом преступной схемы являлось предоставление в структурные подразделения Пенсионного фонда РФ пакета подложных документов, а обналиченные средства МСК распределялись между держательницами сертификатов и участниками организованной группы.

Материалы уголовного дела направлены в суд для рассмотрения по существу.

Обратите внимание: средства материнского капитала нельзя обналичить.

Однако мошенники «обналичивают». В Интернете — масса заманчивых предложений получить маткапитал деньгами.

Например, в одной из групп в социальных сетях появился многообещающий пост: «Обналичиваем материнский капитал! Наличные получаете в течение 30 минут! Звонить в любое время!» И мелким шрифтом: «Через Пенсионный фонд».

На самом деле предложение только с виду выглядит заманчивым: мошенники (согласно ст. 159.2 УК РФ махинации при получении выплат квалифицируются как мошенничество) предлагают владельцам сертификата меньше половины суммы, а остальные кладут в карман «за услуги».

Мало того, что владельца сертификата просто грабят, так еще его могут привлечь к уголовной ответственности со всеми вытекающими: лишением свободы до шести лет и крупным штрафом.

Напомню наиболее распространенные схемы незаконного получения средств МСК.

Первая схема: документы для получения маткапитала оформляются на несуществующих (нерожденных) детей. Для этого используются следующие варианты.

«Фиктивные документы» — подделывается справка из роддома или свидетельство о рождении ребенка. Подделки достаточно легко выявляются.

«Фиктивные свидетельские показания» — более сложный вид мошенничества. Используется положение российского законодательства о том, что если женщина рожала не в роддоме, то документы на ребенка в отделении загса можно получить на основе свидетельских показаний.

Вторая схема: обналичивание маткапитала. Услуги по обналичиванию маткапитала сегодня предлагают и частные лица, и компании, чаще всего так или иначе связанные с недвижимостью.

От матери требуется только сертификат и доверенность на распоряжение деньгами. Услуги мошенников могут стоить от 30 до 300 тыс. руб., а некоторые даже готовы довольствоваться 5 — 6 тыс. руб.

При этом заранее ничего платить не нужно — комиссия вычитается из обналиченной субсидии. В основном распространены следующие варианты.

«Фиктивная ипотека» — сертификат на МСК предоставляется в кредитные финансовые учреждения для получения займа или кредита, который якобы должен пойти на покупку или улучшение жилья. В случае выявления такого преступления родители ребенка не только остаются без маткапитала, но и выплачивают процент по полученному кредиту.

«Фиктивное свидетельство на право собственности» — в Пенсионный фонд РФ предоставляют недействительные свидетельства о государственной регистрации права собственности, хотя никакого жилья семья не покупала. Здесь чаще всего оказываются замешаны сотрудники Росреестра, которые за определенную мзду выдают фальшивые бумажки.

  • «Покупка жилья, непригодного для проживания» — за гроши покупается уже реально несуществующий, но еще не исключенный из реестра недвижимости дом (например, недавно снесенный или сгоревший).
  • «Фиктивный договор купли-продажи» — представляется договор купли-продажи дома (чаще всего у близких родственников), хотя сделка в действительности не совершается.
  • «Фиктивный ремонт» — представляется договор со строительной компанией и акт приемки выполненных работ о якобы проведенном капитальном ремонте жилья.

«Фиктивная оценка стоимости» — за небольшую цену (несколько десятков тысяч рублей) покупается земельный участок под индивидуальное строительство или уже существующий добротный дом, но, например, находящийся в глухой деревне.

Оценочная компания предоставляет фиктивный отчет об оценке стоимости недвижимости, где указывается стоимость, значительно превышающая реальную. Такой вариант с одним и тем же домом или земельным участком может использоваться многократно.

Обратите внимание: владелец сертификата на МСК, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Дагестан

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Собственники жилых и нежилых объектов недвижимости, а также лица, пребывающие на них, не всегда догадываются о том, что нецелевое использование помещения наказывается по закону и повлечет наступление административной ответственности.

Серьезные санкции наступают за эксплуатацию не по назначению жилых объектов, которые предназначены только для проживания людей на постоянной или временной основе. Разберемся с тем, что такое нецелевое использование помещения, и какие штрафы предусмотрены за это в соответствии с нормами российского законодательства.

Целевое использование жилых помещений определено в статье 17 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) – они предназначены для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности. Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

Читайте также:  Как забрать из суда заявление о разводе и разделе имущества — юридические советы

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Наиболее частые случаи нарушения цели эксплуатации жилого объекта встречаются в многоквартирных жилых домах. Комнаты и квартиры в них определены исключительно для проживания людей.

Однако, в ряде ситуаций владельцы используют площади в качестве коммерческих помещений.

Например, на первых этажах домов открываются магазины, кафе, салоны красоты или же просто квартиры отводятся под складские помещения.

ЖК РФ допускает подобное использование квартир, но только после процедуры перевода объекта в статус нежилого помещения.

При этом должны быть соблюдены следующие условия: Комната или квартира располагается только на первом этаже здания или все помещения под ним являются нежилыми; Должен отсутствовать доступ из переводимого помещения к жилым; Строение не должно входить в состав социально используемых; Соблюдение норм санитарии; Получено разрешение от местной администрации и собственников дома; Целью перевода в нежилой фонд не должна быть религиозная деятельность; Не допускается капитальное изменение конструкции помещения, влияющее на устойчивость самого здания.

Если законного перевода в статус нежилого объекта не было произведено, а квартира используется для целей исключающих проживание граждан, то владелец понесет административную ответственность. Наказание применяется в следующих формах:

1.Штрафные меры в соответствии со статьями КоАП РФ:

-статья 7.21. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

-статья 6.4.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.Ответственность в соответствии с Гражданским Кодексом России. Нередко в процессе эксплуатации объекта не по назначению жителям соседних квартир доставляются неудобства. Вместе с тем, подобные действия могут приравниваться к нанесению морального вреда. Как следствие, нарушитель привлекается к ответственности по статьям 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ и статье 4.7 КоАП РФ.

3.Меры по устранению нарушений: Собственника обяжут вернуть жилье к исходному состоянию, если нецелевое использование помещения потребовало внести капитальные изменения в конструкцию или планировку.

При систематическом несоблюдении норм в судебном порядке возможно выселение и продажа недвижимости с торгов в установленном порядке. Вырученные средства выплачиваются хозяину квартиры с удержанием судебных издержек.

Конституционное право гражданина на жилище гарантируется только в случае надлежащего его использования в рамках пределов, установленных законодательством, поэтому собственник легитимно может быть лишен возможности пользования имуществом. Инициатором судебного разбирательства выступает орган местного самоуправления.

Представители администрации могут подать иск на основании жалоб, поступивших от соседей и по результатам проверок.

Прокуратура г. Каспийска

"Особенности приобретения жилых помещений с использованием государственного жилищного сертификата по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома"

  • ОСОБЕННОСТИ
  • ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
  • ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО СЕРТИФИКАТА ПО ДОГОВОРУ УЧАСТИЯ
  • В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.

2018 N 1392 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесен ряд изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Правила выпуска и реализации сертификатов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.

  1. Одним из таких изменений (новая редакция пунктов 47, 53 и 55 Правил) является предоставления гражданам права использовать социальную выплату для приобретения жилых помещений, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом (далее соответственно — социальная выплата, сертификат), на приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома (в жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), объектом долевого строительства по которому является жилое помещение в многоквартирном доме (далее — договор участия в долевом строительстве).
  2. К договорам участия в долевом строительстве новой редакцией Правил приравнены договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома либо жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, объектом долевого строительства по которому является жилое помещение в многоквартирном доме либо жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков.
  3. Существенным условием приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве за счет средств социальной выплаты является требование уплаты цены такого договора (договоров) на счет эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве (пункт 53 Правил).

То есть, обязательным условием для принятия банком зарегистрированного установленным порядком договора участия в долевом строительстве является исполнение требования, чтобы в указанном договоре было обязательно указано, что уплата цены такого договора осуществляется на счет эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве и реквизиты указанного счета.

Что же такое «счет эскроу».

Особенности счета эскроу установлены статьями 860.7 — 860.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), перечислим основные из них:

1) по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты — бенефициару (пункт 1 статьи 860.7 ГК РФ);

  • 2) если иное не предусмотрено договором, ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу, за исключением случая, возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару (пункт 1 статьи 860.8 ГК РФ);
  • 3) зачисление на счет эскроу иных денежных средств депонента, за исключением депонируемой суммы, указанной в договоре эскроу, не допускается (пункт 2 статьи 860.8 ГК РФ);
  • 4) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, банк в установленный таким договором срок, а при его отсутствии — в течение десяти дней обязан выдать бенефициару депонированную сумму или перечислить ее на указанный им счет (пункт 3 статьи 860.8 ГК РФ);
  • 5) приостановление операций по счету эскроу, арест или списание денежных средств, находящихся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается (пункт 4 статьи 860.8 ГК РФ);

6) если иное не предусмотрено договором эскроу, закрытие счета эскроу осуществляется банком по истечении срока действия или прекращения по иным основаниям договора эскроу (пункт 1 статьи 860.10 ГК РФ). Расторжение договора банковского счета эскроу по заявлению депонента или бенефициара не допускается.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *