Охрана окружающей среды — Юридические советы

  • Главная
  • 5 поводов
  • Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва) Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС).

При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования. Охрана окружающей среды — Юридические советы Рис. Виды обращения с отходами на предприятии Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации. Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс. Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС: Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга). Охрана окружающей среды — Юридические советы

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности. Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке. С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды. Охрана окружающей среды — Юридические советы Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ. Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации). В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование. Охрана окружающей среды — Юридические советы Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д. Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Читайте также:  Какой части пенсии по старости лишается работающий пенсионер? — юридические советы

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица). В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым. Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации. При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Охрана окружающей среды — Юридические советы Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.) Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности). Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

март 2015

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Экологическое сопровождение

Вам также может быть полезно

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Закон об охране окружающей среды

Государством установлен целый комплекс мер, которые призваны ограничить возможное воздействие человека на окружающий мир. Вопросы загрязнения природы, воздуха, водоемов регламентирует закон об охране окружающей среды в 2021 году.

Федеральный закон об охране окружающей среды в 2021 году: официальный текст

ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства.

Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль.

Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г. Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

Основные положения федерального закона № 219

Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

  • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
  • 2 категория – умеренное влияние;
  • 3 категория – малозначимое воздействие;
  • 4 категория – практически незаметное влияние.

Парламентарии озаботились разработкой способа, который позволит рассчитать сумму денежного возмещения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Сегодня несколько разновидностей загрязняющих выбросов подлежат оплате:

  • загрязнение атмосферы предприятиями и заводами;
  • выбросы в водоемы;
  • распределение утильсырья производства.

Охрана окружающей среды — Юридические советыОсновные положения федерального закона об Охране окружающей среды

Выплаты за нанесение ущерба обязаны выплачивать индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность на территории России, континентальном шельфе и в особых экономических зонах. Не несут ответственность руководители предприятий, относящихся к 4 категории.

Разработана специальная формула, позволяющая наиболее точно рассчитать, в какую сумму оценивать нанесенный ущерб:

платежная база * ставка * дополнительный коэффициент.

Законодательно установлен размер коэффициентов в зависимости от причиненного окружающей среде вреда. Если загрязнение находится на максимальном уровне, то расчет производится по другой формуле:

ставка * размер загрязнения, превышающий лимит * 5

Предприятиям, которые обязаны оплачивать нанесенный ущерб, требуется вносить средства ежегодно. Самый поздний срок осуществления платежа – 1 марта каждого года. Если выявлена просрочка, на предпринимателя накладываются дополнительные штрафные санкции.

Читать так же:  Может ли банк забрать квартиру за долги

Согласно принятым нормам, с 1 января 2019 г. вступило в силу положение, которое обязывает все предприятия, относящиеся к 1 категории, получать комплексное экологическое разрешение. Срок действия документа составит 7 лет, после чего необходимо будет вновь подавать заявку для продления этого периода.

Также законопроект регламентирует необходимость подачи декларации о нанесенном воздействии на окружающий мир. Этот раздел также вступил в силу с 2019 г. Документ будут обязаны вносить предприятия, относящиеся ко 2 категории. Декларация, как и комплексное экологическое разрешение, будет подаваться раз в 7 лет. Однако если изменятся условия деятельности, ее будет необходимо внести раньше.

Обязанность разрабатывать программы производственного экологического контроля возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чьи объекты относятся к 1 либо 2 категории. Если предприятие относится к 4 категории, это позволяет бизнесменам воспользоваться некоторыми льготами.

Например, на таких объектах Ростехнадзор не проводит плановые проверки уже с начала 2019 г. К тому же, они не обязаны предоставлять программу производственного экологического контроля в связи с низким воздействием на природу. Также предприятия 4 категории не должны проводить расчет допустимых выбросов или сбросов сточных вод.

Скачать текст законопроекта

Охрана окружающей среды — Юридические советы

В последней редакции законопроекта содержатся сведения о нормативах вредных выбросов, о документах, которые необходимо оформлять предприятиям, наносящим ущерб экологии, о штрафах, предусмотренных для тех, кто не соблюдает правила, определено понятие загрязняющих веществ, а объекты, оказывающие влияние на окружающую среду, разделены на категории. Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать закон об охране окружающей среды по следующей ссылке.

Методы воздействия на нарушителей

В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

  • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
  • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

Кроме того, с 2019 г. были введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

Читайте также:  Отзыв иска — юридические советы

Читать так же:  Закон о теплоснабжении

Все объекты, которые отрицательно влияют на экологию, должны быть поставлены на учет в течение двух лет с момента внесения последних поправок.

Чтобы предприятие могло получить лицензию на выбросы в атмосферу или сбросы сточных вод, руководству требуется оплатить государственную пошлину, которая составляет 2 тыс. руб.

Если оформляется комплексное экологическое разрешение или происходит перерегистрация объекта, пошлина увеличивается до 6 тыс. руб.

Охране окружающей среды государство придает особое значение. Все предприятия, которые в той или иной мере оказывают негативное воздействие на экологию, обязаны ставить в известность о своей деятельности профильные ведомства. За несоблюдение законодательных норм предусмотрено начисление штрафов как для должностных лиц, так и для самих предприятий.

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

1 марта 2021

Охрана окружающей среды — Юридические советы

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

Администрация Архаринского района разъясняет, что Указом Президента РФ от 19.04.2017№ 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.

Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:

— принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

— формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

— лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

— нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

— внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

— создание системы экологического аудита;

— стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

— создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

— обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ,

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2002 года N 7-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • Принят
  • Государственной Думой
  • 20 декабря 2001 года
  1. Одобрен
  2. Советом Федерации
  3. 26 декабря 2001 года

(см. Обзор изменений данного документа)В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
  • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
  • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
  • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
  • Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
  • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    • Статья 37. Утратила силу
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
  • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
  • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
  • Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса
  • Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)
  • Глава XI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
  • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
  • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
  • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
  • Глава XIV.1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
  • Глава XVI. Заключительные и переходные положения
Читайте также:  Возмещение ущерба работодателю — Юридические советы

Открыть полный текст документа

Глава I. Общие положения >>

Какие законы приняты для защиты экологии

Самый экологичный созыв

Заместитель
Председателя ГД Ольга Тимофеева охарактеризовала VII созыв Государственной Думы как самый экологичный.

«Впервые в Государственной Думе VII созыва был образован
профильный Комитет по экологии и охране окружающей среды. Раньше вопросы
экологии и природопользования всегда объединялись в одном комитете. Фактически
возникал внутренний конфликт интересов. Теперь, благодаря профильному комитету,
мы смогли усилить экологическую повестку и принять большое количество важных
законов», — сказала она.

Новый приоритет

«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов.

Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.

Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.

Закрепление в Конституции

Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.

Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Ограничение выбросов парниковых газов

Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование.

«Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.

1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. 

Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».

Защита животных

«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее.

Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет.

И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.

У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников также напомнил о том, что были приняты меры по защите животных – вещественных доказательств в уголовном процессе, а именно обязанность передавать их безвозмездно для содержания или разведения (медведи, дельфины и др.). «Раньше такие животные реализовывались или уничтожались», — уточнил Павел Крашенинников.

Кроме того, установлен запрет изымать у граждан домашних питомцев за долги.

Особое внимание было уделено краснокнижным животным.

«С 2019 года незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами РФ, являются преступлениями средней тяжести и тяжких, что позволяет проводить полноценный комплекс оперативно-разыскных мероприятий и избирать меру пресечения в виде заключения под стражу», — пояснил Павел Крашенинников.

«Ответственность за использование служебного положения распространена не только на должностных лиц, но и на других: работников заповедников, охотничьих хозяйств, мест передержки, содержания и разведения животных, и т. п.», — уточнил он.

Доступная экологическая информация

В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.

Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям. 

Предотвращение разливов нефти

Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. 

  • «Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов. 
  • Защита особо охраняемых природных территорий
  • «Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов. 
  • Здесь у нас есть материал на эту тему.
  • Обращение с отходами

Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности.

Этого не существовало», — указал он.

Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.

На будущее

Ольга Тимофеева уверена, что впереди еще много работы над проблемами, которые копились десятилетиями. 

«Сейчас в законодательной повестке остаются закон об ответственности предприятий за накопленный экологический ущерб, доработка механизма расширенной
ответственности производителей товаров за их утилизацию, запрет на одноразовую
посуду и другой трудно перерабатываемый пластик, стимулирование вторичной
переработки ресурсов и другие вопросы. Наработан большой задел. Депутатам
экологического комитета в следующем созыве будет чем заняться. Тем более что
вопросы экологии во всем мире привлекают все большее внимание. Это глобальный
вызов, на который надо давать ответ», — заметила Ольга Тимофеева. 

Разъяснение ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды

16 Сентября 2019 17:48

Окружающая среда является обобщенным понятием, которое характеризует природные условия местности и ее экологическое состояние.

В этой связи необходимо отметить, что на территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых является, в том числе предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду осуществляется на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).

Так ст. 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).

Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Транспортная полиция призывает всех относиться к природе и экологии бережно, это наше богатство, которое легко потерять, но совсем не просто восполнить!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *