Оценка причиненного автомобилю во время аварии ущерба — Юридические советы

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Оценка причиненного автомобилю во время аварии ущерба — Юридические советы

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка причиненного автомобилю во время аварии ущерба — Юридические советы

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Оценка причиненного автомобилю во время аварии ущерба — Юридические советы

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Оценка причиненного автомобилю во время аварии ущерба — Юридические советыМногие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

  • Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.
  • Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
  • Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.
  • Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

  1. В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

  2. Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.
  3. При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.
  4. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Читайте также:  Снижение зарплаты из-за ремонта — юридические советы

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

  • После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.
  • В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.
  • Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

  1. Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71
  2. Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com
  3. С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Причинение ущерба автомобилю: возмещение урона, нюансы и наказание | Помощь водителям в 2021 и 2022 году

Причинение ущерба автомобилю – одна из наиболее частых причин обращения граждан в суд. Машина может пострадать в результате действий третьих лиц или влияния ураганов и стихийных бедствий.

Закон позволяет владельцу авто претендовать на получение компенсации, а лицо, нанесшее урон, может быть привлечено к ответственности.

Однако не все граждане знают, какие действия нужно осуществить, чтобы получить компенсацию.

Статья УК РФ

Если автомобилю был причинен ущерб, его возмещение и избрание наказания будет осуществляться в соответствии с действующими положениями Гражданского и Уголовного Кодекса РФ. В зависимости от нюансов ситуации, могу применяться:

Точный выбор нормативно-правового акта зависит от того, был ли ущерб причинен умышленно, или автомобиль пострадал в результате непреднамеренных действий лица.

Наказание

Суровость наказания напрямую зависит от статьи, под которую попадает причиненный ущерб автомобилю.

В Гражданском Кодексе РФ закреплено, что лицо, нанесшее урон имуществу другого гражданина, обязано возместить стоимость убытка в полном размере.

Однако предусмотрено дополнительное наказание. В соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ, виновника случившегося могут:

  • привлечь к обязательным работам;
  • лишить свободы на срок до 5 лет;
  • назначить исправительные работы;
  • заставить заплатить штраф, размер которого может доходить до 120 000 руб.

Выбор наказания зависит от обстоятельства произошедшего. Максимально суровые меры применяются только в особо тяжких случаях.

Обычно срок лишения свободы за нанесение ущерба автомобилю не превышает 2 лет, а величина штрафа — 40000 руб. или 3 месячных заработных платы.

Точный перечень мер, который будет применен к недобросовестному гражданину, определяется в индивидуальном порядке и зависит от нюансов сложившейся ситуации.

Причинение ущерба автомобилю по неосторожности

Не всегда человек наносит ущерб машине специально. В ряде ситуаций имущество может пострадать по неосторожности. В этом случае в действие вступает статья 168 УК РФ. Чтобы нормативно-правовой акт был применён на практике, должны выполняться следующие условия:

  1. Размер ущерба, нанесенного по неосторожности, составляет не менее 5000 руб.
  2. Имущество испорчено или уничтожено в результате использования источников повышенной опасности.

Если убыток авто был нанесен по неосторожности, виновник происшествия должен возместить стоимость ущерба, нанесенного ТС, в полном объеме. Закон позволяет выполнить следующие действия для компенсации нанесенного вреда:

  • оплатить ремонтные работы;
  • компенсировать понесенные убытки с помощью предоставления денежных средств;
  • заменить вещь на аналогичную.

Особенности возмещения и размер компенсации будут установлены в процессе судебного разбирательства.

Причинение урона автомобилю третьими лицами

Ситуация является классической. Если автомобилю был нанесен ущерб третьими лицами, в действие вступает статья 167 УК РФ. Она предполагает, что гражданин совершил деяние по собственной воле.

Умысел в этой ситуации выражается в желании уничтожить или повредить автомобиль, принадлежащий другому человеку.

Если же гражданин не собирался наносить вред имуществу, в действие вступает другая статья Уголовного Кодекса или вовсе применяется гражданское законодательство.

Чтобы суд начал разбирательство по статье 167 УК РФ, ущерб, нанесенный транспортному средству, должен быть незначительным. Параметр определяется в каждой ситуации индивидуально. Действие выполняет суд. Разбирательство будет начато только в том случае, если размер убытка превысил 5 000 руб.

В сложившейся ситуации в качестве наказания гражданин может быть привлечен к обязательным или исправительным работам, а также будет обязан заплатить штраф в размере до 40000 руб. Если ситуация является особо серьезной, человека могут лишить свободы на срок до двух лет.

Если вред автомобилю был нанесен ради хулиганства, наказание становится более суровым. Если виновник происшествия взорвал или поджег автомобиль, и в результате действия по неосторожности погиб человек, продолжительность срока лишения свободы увеличивается до 5 лет.

Возмещение вреда в этой ситуации осуществляется по стандартной схеме. Гражданин должен компенсировать владельцу транспортного средства нанесённый ущерб в полном размере.

Если вред авто причинило лицо, находящееся в трудном материальном положении, суровость наказания может быть снижена.

Однако правило не применяется на практике, если в результате действий, повлекших причинение вреда автомобилю, пострадал человек.

Ущерб машине при проведении строительных работ

Если ущерб автомобилю был нанесен в результате ремонтных работ, процедура привлечения к ответственности и получения компенсации усложняется. Дело в том, что не всегда известен виновник случившегося.

В подобной ситуации эксперты советуют в обязательном порядке вызвать представителя ГИБДД на место происшествия. Сотрудник учреждения должен составить соответствующее заключение. В нём фиксируется информация об обстоятельствах случившегося. На их основании гражданин может попытаться выяснить виновника происшествия.

Если получить необходимую информацию удастся, гражданин может обратиться к человеку или организации с требованием о предоставлении компенсации. Для выполнения действия оформляется претензия. Размер выплаты определяется на основании экспертного мнения. Пострадавший может претендовать на возмещение урона, нанесенного авто, в полном объеме.

Если виновник случившегося с машиной отказывается оплачивать ремонт или предоставить денежные средства пострадавшему, гражданин должен подать иск в суд. К заявлению нужно приложить всю имеющуюся подтверждающую документацию.

Причинение ущерба автомобилю шлагбаумом

Если автомобилю был нанесен ущерб шлагбаумом, водитель может обратиться с претензией к владельцу автостоянки или иного места, где установлено подобное оборудование.

Как и в случае с причинением ущерба автомобилю при ремонтных работах, факт случившегося должен быть зафиксирован документально. Для этого в обязательном порядке нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Без фиксации случившегося на бумаге получить компенсацию не получится.

Выплата будет предоставлена только в том случае, если будет доказана вина владельца автостоянки. В случае, когда водитель самостоятельно виновен в ДТП со шлагбаумом, получить компенсацию не выйдет. Решение о предоставлении выплаты будет принимать суд.

На автомойке

Если автомобилю был нанесен ущерб на автомойке, полученные повреждения нужно незамедлительно зафиксировать. Для этого можно выполнить следующие манипуляции:

  • снять видео;
  • сфотографировать повреждение машины;
  • составить соответствующий акт.
Читайте также:  Отмена обвинительного приговора — юридические советы

Затем требуется написать претензию руководству автомойки. Документ в обязательном порядке составляется в письменном виде.

В нём стоит указать размер полученного ущерба ТС и требование о предоставлении компенсации. Перечень дальнейших действий зависит от поведения руководителя автомойки.

Владелец компании может согласиться возместить полученный урон или отказаться осуществлять подобную манипуляцию.

1 ситуация значительно проще. Если компания согласна погасить затраты на ремонт автомобиля, нужно зафиксировать обещание в письменном виде. Действие необходимо для того, чтобы в дальнейшем иметь документальное подтверждение факта признания вины руководством организации.

Если фирма отказывается платить и утверждает, что в случившемся ее вины нет, пострадавший автовладелец должен оформить все документы в соответствии с правилами. Потребуется привлечь представителей компетентных органов.

Далее проводится независимая экспертиза причиненного ущерба. Ее цель — установление характера полученного урона и выявление стоимости. Когда заключение экспертизы получено, необходимо повторно обратиться в автомойку с претензией.

В размер компенсации пострадавший автовладелец может включить и затраты на экспертизу.

Если владелец автомойки всё равно отказывается компенсировать ущерб, хозяин транспортного средства должен подать исковое заявление в суд. Получить компенсацию удастся только в том случае, если вина будет доказана.

Для этого к исковому заявлению должен прилагаться документ, составленный непосредственно после получения ущерба на месте происшествия и подтверждающий случившееся.

В иной ситуации доказать, что повреждение появились после посещения автомойки, не получится.

В результате падения снега

Если повреждения машины возникли из-за упавшего с крыши снега, автовладелец тоже может претендовать на получение компенсации.

Виновным в случившемся в такой ситуации признается управляющая компания, в ведении которой находится дом. Согласно правилам, в обязанности подобные учреждения входят очистка крыши от снега.

Его слой не должен превышать 30 см… Если грядёт оттепель, очистка должна проводиться и при меньшей толщине.

Чтобы претендовать на получение компенсации, автовладелец должен зафиксировать случившееся, не покидая место происшествия. Для составления акта лучше пригласить представителя управляющей организации. В документе стоит отразить:

  1. Факт случившегося ущерба автомобилю.
  2. Время. Если момент указать точно нельзя, стоит зафиксировать временной промежуток падения снега.
  3. Адрес дома, рядом с которым произошло происшествие.
  4. Ущерб, который сход снега нанес машине.
  5. Факт отсутствия других зданий, с которых мог упасть в снег, поблизости.
  6. Личные данные граждан, которые присутствовали при составлении документа.

Готовый документ нужно приложить к претензии и обратиться в управляющую организацию. Если компания отказывается предоставлять компенсацию, стоит незамедлительно подать исковое заявление в суд. Результаты разбирательства зависят от нюансов сложившейся ситуации.

Причинение ущерба автомобилю во время стихийного бедствия

Автомобиль может быть повреждён и в результате воздействия стихийного бедствия. Если человек оказался в подобной ситуации, эксперты советуют максимально подробно зафиксировать все имеющиеся у машины повреждения. Стоит сделать как можно больше фотографий и снять видео.

Внимание уделить стоит и предметам, которые нанесли урон транспортному средству. Трогать или пытаться починить автомобиль запрещается. Обязательно стоит осуществить поиск свидетелей произошедшего. Возможно, момент нанесения ущерба зафиксировали видеокамеры.

Когда автовладелец самостоятельно зафиксировал все повреждения в следствии стихийного бедствия, стоит вызвать сотрудника полиции для составления акта.

Обращаться стоит в отдел, который находится по месту жительства хозяина транспортного средства. Представители учреждения обязаны зафиксировать факт случившегося.

Он будет служить основанием для осуществления дальнейшего разбирательства и предоставления компенсации.

https://www.youtube.com/watch?v=Z4la8fyXpUM

Если у автовладельца имеется страховка КАСКО, стоит внимательно изучить ее. Некоторые компании требуют, чтобы акт составлял их представитель. Если такой нюанс присутствует, стоит незамедлительно связаться с работником организации и вызвать его на место причинения ущерба автомобилю во время стихийного бедствия.

Если вред нанесен в результате падения дерева, стоит пригласить эксперта по зеленым насаждениям. Он сможет выявить, было ли растение трухлявым или являлось крепким.

Затем предстоит обратиться в местную организацию. В ней составляется перечень пострадавших в ЧС. На его основании будет осуществляться возмещение урона ТС. Если гражданин в список не попадёт, он не сможет претендовать на получение денежных средств.

В дополнение к основным действиям человеку придется получить справку, подтверждающую факт воздействия бури на область. Для оформления потребуется подготовить заявку, описать произошедшее и заплатить комиссию. Ее размер составляет около 755 руб. Эксперты советуют сохранять квитанцию.

Во время урагана

Если урон авто был нанесен во время урагана, предоставление компенсации ущерба автомобилю осуществляется аналогично с предыдущей ситуацией.

Нюансы возмещения урона авто

Для получения компенсации важно доказать факт нанесения ущерба автомобилю. По этой причине эксперты советуют не пренебрегать вызовом работников соответствующих служб и оформлять всю необходимую документацию.

Если бумаги будут отсутствовать, виновник может отказаться возмещать ущерб, заявив, что повреждения были нанесены не им. Суд в этой ситуации поддержит ответчика.

Однако наличие подтверждающей документации минимизирует вероятность уклонения от уплаты компенсации.

Памятка автовладельцу по вопросам компенсации вреда, причиненного ДТП, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Так, количество ДТП указанной категории в 2012 г. составило 42 772, за 5 месяцев 2013 г. таких аварий произошло уже 20 016.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Согласно положениям ст.

11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.

На основании ст.

28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, ст. 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, ст. 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.

Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Зафиксируйте с помощью фотоаппарата повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.

После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др.

Для того, чтобы виновная организация выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю, необходимо доказать наличие факта причинения ущерба автомобилю, грузу или иному имуществу, а также, возможного вреда здоровью физических лиц. При этом факт причинения вреда должен быть непосредственно связан с ДТП.

Для этого требуется соответствующее указание в протоколе, составленном работниками Госавтоинспекции, и (или) в экспертном заключении независимой экспертной организации.

Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части.

При этом следует иметь ввиду, что ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п.

Читайте также:  Наследство после мужа — Юридические советы

Также следует обосновать величину ущерба. Для этого рекомендуется получить заключение независимого эксперта.

Собрав все необходимые документы, определив виновника, который компенсирует ущерб, обратитесь в суд с иском о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Кроме того, за защитой нарушенных прав вы вправе обратиться в органы прокуратуры.

Как рассчитать ущерб при ДТП? Расчет ущерба при аварии

У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ.

Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 77 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Структура ЕМРУ

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая.

Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля.

Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Специалисты, привлекаемые к экспертизам, должны иметь специальные разрешения, аттестацию и стаж работы. На сайте РСА выложены актуальные списки аттестованных автоэкспертов. Эти перечни периодически обновляются.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки.

Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений.

К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

На основании исследования эксперт выносит решение о возможности восстановительного ремонта или полной замены отдельных частей ТС. Пользуясь методикой, он рассчитывает стоимость ремонтных работ и размер денежной компенсации ущерба после транспортного происшествия. Акт заполняется в сроки от 3 до 10 дней после осмотра машины.

Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку.

Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

Помимо компенсации имущественного ущерба после ДТП, может быть произведена компенсация причиненного аварией вреда для жизни и здоровья. Правительством утверждены правила расчета страховых сумм и определены нормативы расчета суммы компенсации в Постановлении от 15 ноября 2012 г. N 1164.

Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?

Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт.

Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА.

Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.

Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.

  • Источники:
  • Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов
  • Сведения о средней стоимости запчастей ТС
  • О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *