Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

ГлавнаяИнфоцентрЛьготыНалоговый вычет за второе высшее образование: сроки оформления и необходимый список документов

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Налоговый вычет за второе высшее образование: сроки оформления и необходимый список документов

  • Образование в наше время — недешевое удовольствие.
  • И если первое высшее можно в некоторых случаях получить бесплатно, то за второе платить нужно обязательно – таков закон.
  • Но в некоторых случаях государство частично компенсирует затраты на обучение.
  • Если соблюден ряд условий, можно получить налоговый вычет за второе высшее образование.

Условия, которые нужно соблюсти, чтобы оформить получение

Условия, при которых можно оформить и получить налоговый вычет за второе высшее образование, подробно изложены в статье 219 налогового кодекса Российской Федерации, в ее втором пункте.

Основное условие – официальное трудоустройство во время всего периода обучения и отчисление в это время подоходного налога. Разъясним подробнее.

Какие случаи предусматривают выплату

Налоговый вычет за второе высшее образование выплачивается независимо от формы его получения, включая повышение квалификации, при условии, что оно платное. Поэтому налоговый вычет второе высшее заочное образование тоже предусматривается.

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Студенческий билет при получении второго высшего образования

Есть и другие моменты, которые нужно учитывать, если собираетесь получать налоговый вычет за платное образование:

  1. плата за учебу не должна производиться из средств материнского капитала;
  2. нельзя оплачивать ее деньгами, полученными в качестве выигрыша, приза или дивидендов на вложенный капитал;
  3. учреждение, в котором проходит обучение, обязано иметь лицензию, разрешающую образовательную деятельность;
  4. как вариант обучающее учреждение должно упоминаться в государственном реестре ИП, осуществляющих такую деятельность;
  5. для иностранных учебных учреждений требуется официальный документ, подтверждающий его статус в этом качестве;
  6. оплату обучения целесообразнее производит наличными деньгами или переводом с карты – в этом случае остаются подтверждающие документы;
  7. их нужно хранить, так как они понадобятся, чтобы получить налоговый вычет за второе высшее образование;
  8. очень желательно, чтобы оплату производил тот человек, который составлял договор о ней и претендует на выплату.

Если фамилии платившего и подписавшего договор об оплате лица не совпадают, получить деньги сложно.

Кому выдается возмещение

Вариантов здесь немного.

Возмещение получат следующие категории граждан.

  • Если второе высшее образование по любой форме получал совершеннолетний гражданин, что обычно и бывает, возмещение выдается ему.
  • При очной форме обучения брат, сестра, финансирующие учебу, вправе претендовать на эту выплату.
  • При дневной форме обучения, если за учебу платят родители, они имеют право на компенсацию, но ребенку не должно быть больше 24 лет.
  • Если обучение по дневной форме финансируют опекуны, до совершеннолетия и после него, но лишь до момента, когда обучающемуся исполнится 24 года.

Договор о внесении денег за учебу должен быть оформлен на тех, кто платит, иначе денег не добиться. В случае если заочную учебу оплачивает сестра или брат обучающегося гражданина, налоговый вычет второе высшее заочное образование они не получат.

Что делать, чтобы получить причитающиеся деньги

В первую очередь, потребуется заявление в письменной форме в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации.

Именно с него начинается оформление налогового вычета на образование.

Пишется оно в произвольной форме, но с обязательным указанием реквизитов для перечисления денег. Заявление подается после окончания года, за который проводилась выплата.

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Для получения НДФЛ необходимо заявление в письменной форме в налоговую инспекцию

Чтобы получить налоговый вычет за образование, список документов должен в обязательном порядке включать:

  1. справку 2-НДФЛ – ее берут у работодателя в бухгалтерии, если за это время место работы менялось, обходят их все и везде получают требуемый документ;
  2. договор, заключенный с учебным учреждением с указание стоимости обучения, его формы и способа произведения оплаты;
  3. все платежные документы о перечислении денег;
  4. если оплату производил родственник, и он же претендует на выплаты, степень родства доказывается соответствующими документами;
  5. налоговую декларацию по установленной форме 3-НДФЛ.
  1. С документов придется сделать копии и заверить их у нотариуса: они предоставляются в налоговую инспекцию, а подлинники проверяются на месте.
  2. Как подать пакет документов?
  3. Есть 2 пути:
  • принести их лично в налоговую инспекцию – если чего-то будет не хватать, сразу станет известно;
  • отослать по почте, используя ценное письмо с описью вложения.

Второй путь более длительный, но зато ответ будет в письменном виде. На него можно будет ориентироваться при нехватке документов – все распишут подробно. На камеральную проверку документов налоговой инспекции отпущено 3 месяца.

После этого в течение 10 дней заявитель получает по почте уведомление о ее решении в письменном виде. На практике при положительном решении вопроса часто просто переводят на его счет причитающуюся сумму.

Как получить налоговый вычет за образование, если место учебы не совпадает с местом постоянной регистрации? В этом случае пакет с документами отправляется по почте так, как было рассказано выше.

Какой максимальный размер возмещения можно получить?

Следует помнить о том, что возвращается лишь часть денег, потраченных на оплату образования за соответствующий календарный период.

Но существуют предельные суммы, больше которых налоговая инспекция не заплатит.

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Расчет размера налогового вычета за второе высшее образование

Они одинаковы и зависят от того, кто финансирует обучение:

  1. для лиц, самостоятельно его оплачивающих и заключивших договор с образовательным учреждением – 120 000 руб. за один календарный год;
  2. для родителей или опекунов – 50 000 руб. за тот же период.

Пример расчета возвращаемой суммы:

При единовременной оплате трехгодичного курса обучения со стоимостью 100 000 руб. в год, возмещение сразу за 3 года составит – 120 000 х 13% = 15 600 руб. при учете, что подоходный налог, вычтенный из зарплаты больше этой суммы.

Если подавать заявление ежегодно – выплата будет больше. За один год она составит 100 000 х 13% = 13 000, а за 3 года – 39 000 руб.

Можно ли получить компенсацию за несколько предыдущих лет?

Если ее ежегодное оформление своевременно не производилось, можно получить ее за предыдущие периоды, но не более чем за 3 года.

Документы об этом подаются в установленном порядке.

Пример: за оплаченный 2015 год обучения заявление можно подать в любой из перечисленных лет: 2016, 2017, 2018.

Но лучше не откладывать: работодатель может закрыть предприятие или учреждение и получить документы о зарплате и отчислении налогов будет проблематично.

Налоговый вычет на образование в 2018 году можно получить за оплаченный предыдущий, 2017 год.

Заключение

Получить часть потраченных денег за обучение обратно вполне реально, если изначально все документы оформлены правильно и сохранились квитанции об оплате. Но есть более простой способ. Изменения в законодательстве от 1.01 2016 года разрешают работодателям не удерживать подоходный налог с тех, кто получает второе высшее образование в течение 3 лет обучения.

Видео: Как получить налоговый вычет за обучение

Получение второго высшего образования: вопросы и ответы

Согласно исследованиям, на текущий момент наблюдается повторная волна популярности получения второго высшего образования.

Заявления в приемную комиссию поступают от самых разных возрастов — как сразу же после получения диплома о первом образовании, так и от людей, уже получивших опыт в определенной сфере и желающих получить знания в смежной области — как правило, это мужчины и женщины старше 25-30 лет.

Не исключение и слушатели старше 40 лет. Это значит, что человек адаптируется к изменяющимся трендам и продолжает соответствовать запросам рынка труда.

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Зачем вторая вышка?

Вопрос достаточно многогранный. Хотя, как правило, причины у каждого и свои, мы собрали несколько основных аргументов, с которыми приходят подавать документы на второе образование

1. Для продвижения по карьерной лестнице нужны знания в смежной области

Это более чем разумный ход. В некоторых случаях на обучение напрямую направляет работодатель, однако в большинстве случаев это желание самого абитуриента, ведь он заинтересован в собственном карьерном росте. Из частых примеров смежных областей — изучение психологии для маркетолога или же программы ГМУ для лиц с любым базовым образованием.

Читайте также:  Границы территории — Юридические советы

2. Для перехода на вышестоящую должность требуется образование в определенной области

В некоторых случаях наличие двух образований как факт — критерий для занятия определенной должности. Или же для этого требуется диплом определенного факультета — например, экономического.

3. Первое высшее выбрано не совсем удачно

Одно время наблюдалась целая волна абитуриентов, в качестве первого высшего имеющих диплом юриста, экономиста или инженера. Как бы то ни было, при выборе первого высшего образования для многих решающее значение имело мнение родителей или окружения. А стремление к реализации собственных желаний и устремлений рано или поздно берет верх.

4. Повышение конкурентности при устройстве на работу

Овладение необходимыми компетенциями или же просто дополнительная уверенность в своих силах — все это направляет людей вновь в вузовские аудитории (тем более, что это без проблем совмещается с текущей работой, так как занятия проходят в заочной форме или в weekend-форме. Осознанное получение второго диплома по связанной с рабочей деятельностью специальностью, заметно прибавляет баллов кандидату на интересующую должность.

5. Дополнительный круг общения, новые знакомства и связи

Конечно же, полезность получаемых связей зависит от направления и выбранного ВУЗа. Например, ИБДА РАНХиГС славится своей бизнес-подготовкой, международными модулями и мастер-классами, которые проводят гуру менеджмента и представители элиты российского и зарубежного бизнеса.

6. Соответствие современным трендам и тенденциям

Бизнес, как и весь мир, постоянно претерпевает изменения, причем со все более возрастающей скоростью, а адаптация под эти изменения – это всегда новый вызов.

Более того, требования к практически любой должности довольно существенно видоизменяются каждые 2-3 года: все больше функций автоматизируется или роботизируется, при этом появляется необходимость в новых компетенциях, соответствии новым стандартам. И о чем большем временном промежутке мы говорим, тем более остро ощущается необходимость овладения новыми компетенциями.

При этом всегда разумнее постоянно держаться «на гребне волны», а не наверстывать упущенное большими прыжками. Этому соответствует все более распространяющаяся концепция непрерывного и качественного образования.

Таким образом, люди, стремящиеся к получению второго или даже третьего высшего образования преследуют различные цели (а иногда и несколько сразу) — повышение своей значимости как специалиста на рынке труда, получение большей вариативности при выборе или смене рода занятий, или же следующий шаг в карьерной лестнице. Наверняка можно сказать одно: образование — это полезная и эффективная инвестиция в личностное развитие. Самый ценный ресурс, приносящий дивиденды — это вы сами, ваш творческий и интеллектуальный потенциал.

Перерасчет оплаты второго высшего образования — Юридические советы

Особенности второго высшего

1. Формат обучения

Чаще всего в получении дополнительного образования заинтересованы люди, которые где-то работают, поэтому наиболее популярный формат обучения — это различные варианты заочных форм, а также форматы выходного дня (weekend).

2. Отношение к учебе

Так как выбор второго высшего делается уже гораздо более тщательно, без спешки и со всей осознанностью, то мы наблюдаем и более ответственный подход к обучению, когда и слушатели, и преподаватели получают наибольший синергический эффект.

3. Понимание истины “лучшая инвестиция — это инвестиция в себя!”

Большинство приходит с пониманием, зачем конкретно ему нужен второй диплом или магистратура, соответственно и пониманием окупаемости вложений в свое обучение (вложений как финансовых, так и временных ресурсов).

4. При поиске работы — больше свободы выбора

Ведь по сути вы воплощаете в себе две специальности, а это дает дополнительное пространство для маневра.

5. Нетворкинг.

По отзывам выпускников, получая второе высшее образование, приобретается больше полезных связей и знакомых, чем при первом обучении. Это логично, так как слушатели программ имеют опыт работы в различных областях, делятся опытом, стремятся к новым деловым связям.

Можно с определенностью сказать, что второе высшее, будучи более осознанным выбором и более целевым с точки зрения понимания отдачи, приносит вполне ощутимый результат уже в ближайшее время после выпуска, обычно в течение 1,5-2,5 лет.

Популярные вопросы о втором высшем образовании

1. Смогу ли совмещать с работой?

Конечно. А иногда даже нужно. Получаемые знания и навыки вы сможете сразу же закреплять на практике.

2. Мне 35. Боюсь, что буду учиться в окружении подростков, и это будет некомфортно

Согласно статистике, на второе высшее поступают в основном в возрасте около 30 лет, поэтому можно смело утверждать, что учиться вы будете рядом с единомышленниками.

Более того, стоит помнить, что главный объединяющий фактор — это не возраст, а образ мышления и общие потребности, с которыми собралась группа.

Более того, многие слушатели отмечают, что за время учебы обзавелись множеством знакомств — завели как новых друзей, так и полезные деловые связи.

3. Мне нравится определенное направление. Важна ли специальность первого образования при поступлении?

Не важна. Это может иметь некоторое значение при поступлении на магистратуру, но не решающее.

4. Я получал первое образование 5 лет. Неужели потребуется еще 5?

Второе высшее идет по сокращенным программам, которые занимают, в среднем, 2,5 года. И это при учете того факта, что формат обучения в большинстве случаев — заочное или weekend-формат (то есть с посещением по выходным).

5. Это платно?

Да. Если получение первого высшего образования возможно на “бесплатной” основе, т.е.

“на бюджете”, то все последующие образования оплачиваются самим слушателем или работодателем (на добровольной основе, такой обязанности у работодателей нет).

Однако, стоит помнить, что самая выгодная инвестиция — в собственное образование. Будь то второе высшее, магистратура или MBA — статистика показывает, что это окупается в первые же годы после выпуска.

6. У меня есть первый диплом и опыт работы. Что выбрать: второе высшее, магистратуру или MBA?

Все зависит от ваших целей. Если нужно широкое представление по смежной области — то вероятнее подойдет обычный формат “второго высшего образования”.

Если нужно чуть более углубленное изучение выбранной области, при этом с уклоном на практику — то ваш выбор — магистратура. По ее окончанию также выдается диплом.

Если нужно повышение уровня навыков в конкретной области, например, в управлении финансами, маркетинге, управлении персоналом, то можно рассмотреть формат обучения по программам “повышения квалификации”.

В свою очередь MBA — это несколько иная история. Этот курс рассчитан на руководителей с опытом и собственников бизнесов, которые хотят систематизировать свои знания и опыт, заручиться деловыми связями и получить понимание актуальных трендов.

Выбирая любой из вариантов, обращайте внимание на реальные отзывы выпускников и их карьеру, известность ВУЗа, а также уровень их аккредитаций. Например, ИБДА РАНХиГС — первый и единственный в России получил мировую аккредитацию AACSB.

Подводя итоги

Стоит вспомнить одну расхожую поговорку: “чтобы начать — начните!” и “у страха глаза велики”.

Один из трендов современности — постоянное развитие, и он полностью перекликается с все возрастающей скоростью изменений как мира в целом, так и рынка труда, а также бизнеса как такового.

Наличие дополнительных квалификаций становится таким же неотъемлемым параметром, как и развитые soft-skills.

Современные ВУЗы, являющиеся так же бизнес-школами, находятся на острие актуальных трендов, разрабатывают программы, идеально подходящие под запросы общества: weekend, модульные и заочные формы обучения, все возрастающий акцент на живую практику, реально применимую в тех кейсах, с которыми слушателям предстоит сталкиваться постоянно в своей работе.

Сегодняшние программы передовых бизнес-школ – дают реальный инструментарий, который помогает взбираться по непростому пути карьерной лестницы, а также дают новое деловое окружение — единомышленников с особым форматом мышления.

Форматом, приводящим к качественному результату. Недаром слоган ИБДА РАНХиГС — одного из ведущих ВУЗов страны — звучит как “учим умных не быть бедными”.

Не бойтесь учиться новому, и карьерные успехи не заставят себя долго ждать!

Читайте также:  Охрана труда — Юридические советы

Посмотрите видео о программах магистратуры в ИБДА РАНХиГС

Отзыв Олега Иванова о магистратуре «Менеджмент» ИБДА РАНХиГС

Перерасчет оплаты за обучение из-за коронавируса: порядок, основания

Начнем с того, что правоотношения, в силу которых гражданин платит за получение образования в учебном заведении, возникают на основании договора. Его обязаны исполнять обе стороны — как учащиеся, так и учебное заведение.

Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства России от 15.08.

2013 № 706, установлено, что процедура обучения осуществляется с недостатками, если оказываемые услуги не соответствуют установленным законом требованиям, условиям договора либо целям обучения, в том числе при неполной реализации мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Если в процессе обучения будут допущены недостатки, студент вправе предъявить учреждению следующие требования (п. 17 Правил).

  1. Предоставить бесплатное обучение.
  2. Соразмерно уменьшить цену по договору.
  3. Возместить понесенные расходы на устранение недостатков, возникших в результате некачественного преподавания.

Обучающийся может отказаться от исполнения обязанностей по сделке, если учебным заведением в установленный договором срок не будут устранены недостатки оказанных платных услуг (п. 18 Правил).

Подаем заявление на перерасчет

В случаях, когда выполняемые процедуры обучения в связи с переходом на дистанционное образование не будут соответствовать условиям договора или закона, в учебное учреждение подается заявление с просьбой уменьшить стоимость оказываемых образовательных услуг.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Учителя и ученики: права и обязанности». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Куда подавать

Прошение составляется в двух экземплярах: один нужно оставить в канцелярии вуза, а на втором поставить отметку о вручении документа.

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Также заявление можно отправить в адрес учебного заведения почтой, заказным письмом. В этом случае дата доставки письма — начало срока исполнения предъявленных требований.

Заполнение заявления

Требование об уменьшении стоимости оказанных образовательных услуг составляется письменно в свободной форме. При этом в него нужно включить.

  • Ф.И.О. и должность руководителя учебного учреждения (директор, ректор).
  • Контактные данные заявителя — домашний адрес, телефон, электронная почта.
  • Описательную часть. Указывается, когда был заключен договор; какая сумма была уплачена; приводятся ссылка на ст. 4 Закона о защите прав потребителей, предусматривающую обязанность образовательных организаций предоставлять качественные услуги, доводы о фактах допущенных нарушений и требования о соразмерном уменьшении стоимости обучения. Кроме того, следует упомянуть правила учебного заведения и договор обучения (по возможности).
  • Список документов, прилагаемых к заявлению.
  • Дату и подпись заявителя с расшифровкой.

Перечень документов

К заявлению необходимо приобщить:

  1. Копии квитанций об оплате образовательных услуг.
  2. Заверенный дубликат договора о предоставлении платного обучения.
  3. Копию экзаменационного листа.

Если вуз или школа откажутся уменьшать размер стоимости за обучение, придется обращаться в суд. В исковом заявлении помимо возврата переплаченных денег требуйте компенсацию морального вреда (ст. 15, 17 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).  

Иски, подаваемые в целях защиты прав потребителей, не облагаются госпошлиной (п. 4, ч. 2, ст. 333.36 НК РФ).

* * *

Главная задача для получения перерасчета в связи с переходом на дистанционное обучение из-за коронавируса — доказать, что предоставленная услуга ненадлежащего качества.

Факт просвещения в режиме онлайн не свидетельствует о недостатках образования.

Поэтому стоит предъявлять требования о соразмерном уменьшении платы только в случае явного несоответствия обучения условиям договора или образовательной программы.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Образование».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инструкция: как получить второе высшее образование

Поможем выбрать профессию мечты и успешно поступить Программа комплексной профориентации подростков для поступления в лучшие университеты и колледжи. Узнать о программе

В целом, программа второго высшего образования не отличается от базовой, по которой занимаются все остальные студенты вуза. Основная разница в том, что она сжата по времени, поскольку за плечами учащихся уже есть обучение в вузе. Часть общих дисциплин не преподается. Именно поэтому полный курс второго образования короче первого.

Существуют два варианта организации учебного процесса. В первом случае вуз набирает отдельные группы, где студенты учатся по единой программе второго высшего образования.

Во втором случае абитуриенты, уже имеющие диплом вуза, зачисляются в группы по специальностям вместе с выпускниками школ.

Для них составляется индивидуальный учебный план, а ранее пройденные дисциплины перезачитываются, так что срок обучения сокращается.

Обязательная составляющая программы — факультативные дисциплины, практические занятия, мастер-классы и семинары. Как показывает практика, у студентов этой ступени всевозможные дополнительные курсы более популярны, чем у тех, кто учится в вузе впервые. Формы отчетности такие же, как и на первом высшем: зачеты, экзамены, курсовые и дипломная работы.

Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность.

Магистратура — это завершающая ступень высшего образования, рассчитанная на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста. В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы или специализации.

Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному в бакалавриате, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.

Для абитуриентов программ второго высшего образования ограничений по возрасту не предусмотрено. Поступить в вуз и получить второй диплом могут все желающие.

Срок обучения в вузе зависит от формы обучения. Как правило, студенты, которые учатся на очном и очно-заочном отделении, получают второй диплом за два-три года, на заочном и дистанционном отделении — за три года.

Московские вузы предлагают абитуриентам более 350 программ по заочной и дистанционной форме обучения, более 200 программ по очно-заочной и более 300 программ по очной форме.

Поскольку второе высшее образование в основном получают работающие студенты, самыми популярными формами обучения являются те, которые не требуют регулярного присутствия в вузе, — это заочная и дистанционная формы.

Студенты заочного отделения получают по всем предметам материалы для самостоятельного изучения, тесты и контрольные работы по электронной почте. Два раза в год они приезжают в вуз на экзаменационную сессию, которая длится неделю. Итоговая аттестация и защита диплома также проводится очно.

В случае дистанционного обучения диплом столичного вуза можно получить, не выезжая за пределы своего региона. Промежуточные и итоговые аттестационные работы студенты выполняют с помощью удаленного доступа к вузовской сети. Необходимые консультации преподавателей и кураторов получают благодаря интернет-конференциям и форумам.

Также большим спросом у студентов пользуется очно-заочная форма обучения в формате группы выходного дня.

В этом случае учебное заведение необходимо посещать только один раз в неделю, в субботу или в воскресенье, но пары занимают практически весь день. Есть свои поклонники и у вечерних отделений.

Плюс этой формы — возможность регулярного общения с преподавателями. Минус — необходимость четыре-пять раз в неделю приезжать в вуз.

Как правило, за вторым высшим образованием идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления, юриспруденции и информационных технологий.

Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.

Тем не менее учебные заведения предлагают абитуриентам с дипломом о высшем образовании программы по всем направлениям, включая технические, технологические, медицинские и творческие.

В некоторых вузах созданы специальные подразделения, которые реализуют преимущественно программы второго высшего образования, — например, Институт сокращенных программ в Финансовом университете, отделение очно-заочного и заочного обучения в РХТУ им. Менделеева, Институт современных образовательных технологий в МГТУ им. Баумана.

При этом для некоторых университетов программы второго высшего образования — скорее редкость. Получить вторую специальность они предлагают абитуриентам в основном в рамках магистратуры.

Например, Высшая школа экономики набирает студентов только на шесть программ второго высшего, в том числе по специальностям «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Управление логистикой», в то время как в магистратуре университета открыто более 100 программ по всем направлениям, имеющимся в бакалавриате. В МГУ им.

Ломоносова получить диплом о втором высшем можно лишь на нескольких факультетах — например, историческом, химическом, юридическом, психологии, журналистики. Как правило, студенты с дипломом учатся здесь вместе с выпускниками школ, но могут перезачесть ранее изученные дисциплины.

МГИМО же называет вторым высшим образованием программы очно-заочной магистратуры (например, «Международное финансовое и торговое право», «Международная экономика», «Торговое дело»).

Нет. Бюджетных мест в вузах на программах второго высшего образования не предусмотрено. Учиться можно только платно.

Так же как и на программах первого высшего образования, стоимость обучения зависит прежде всего от статуса учебного заведения. В топовых университетах — НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Дипломатической академии МИД РФ — обучение по очно-заочной (вечерней) форме обучения стоит от 170 до 280 тыс. рублей в год.

Примерно в этих же пределах находится и стоимость обучения в технических вузах. В МГТУ им. Баумана можно получить второе образование в среднем за 190 тыс. рублей в год, в МИРЭА — за 175-208 тыс. рублей в год, в Московском Политехе — за 194 тыс. рублей в год.

Читайте также:  Льготы на проезд по россии — юридические советы

Самые недорогие программы на очно-заочном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, МФЮА, Академия труда и социальных отношений — предлагают получить диплом о втором высшем за 70-80 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении.

Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 35-90 тыс. рублей в год.

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования достаточно предоставить диплом о высшем образовании государственного образца и пройти собеседование. Как правило, вступительные экзамены для таких абитуриентов не предусмотрены — предполагается, что люди, прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу.

Исключение составляют ведущие государственные вузы. Например, в МГУ им. Ломоносова нужно сдать экзамен по профильному предмету, в НИУ ВШЭ — комплексное тестирование, в Московский государственный лингвистический университет — экзамен по иностранному языку. В ряде случаев поступить можно, имея на руках академическую справку о неполном высшем образовании.

Например, если вы являетесь студентом старшего курса вуза.

Информацию о всех программах второго высшего образования, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения, вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».

Поможем выбрать профессию мечты и успешно поступить Программа комплексной профориентации подростков для поступления в лучшие университеты и колледжи. Узнать о программе

Сумма не меняется: пересчитают ли студентам-очникам стоимость обучения

После перехода на дистанционную работу студенты российских вузов озаботились вопросом пересмотра платы за обучение.

Универсального решения нет, заявил на брифинге министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. С одной стороны, «дистанционка» — это не очная форма и должна стоить меньше.

С другой — расходы у вузов во время эпидемии не уменьшились и даже увеличились. В чем сложность задачи, разбирались «Известия».

Неэкономная экономия

У большинства вузов сейчас две формы обучения: очная и заочная, иногда добавляется очно-заочная (вечерняя).

Они различаются объемом контактной работы с преподавателем: в первом случае он максимальный, во втором, напротив, минимальный. Некоторые учебные заведения вводят дистанционные программы.

Условия разные: от прямого включения из аудитории до записанных видеоуроков или текстовых материалов для самостоятельного изучения. Самый дорогой вариант — очный.

С середины марта из-за распространения коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение (ДО). Вскоре в соцсетях и на платформах с петициями стали появляться требования учащихся пересмотреть стоимость обучения, ведь «дистанционка» и заочка, не предполагающие частого контакта с преподавателем, стоят в несколько раз меньше.

«Несмотря на официально заявленную «цифровизацию» учебного процесса, зачастую всё сводится к выполнению заданий через учебные порталы без получения каких-либо новых знаний.

Дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс студентов, а следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения.

По нашему мнению, и плата за него должна быть ниже», — пишет автор одной из петиций. Подобных обращений на разных платформах десятки.

Студенты спрашивают о пересмотре оплаты и в деканатах. Как рассказал «Известиям» первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев, учащиеся обращались в вуз с этим вопросом.

Он пояснил, что стоимость заочного обучения ниже за счет меньших затрат труда преподавателей и большей самостоятельной работы студента. Кроме того, «заочка» позволяет экономить на обслуживании инфраструктуры: расписание менее интенсивное, аудитории нужны реже.

Но при переходе на ДО, сказал Карасев, вузам поручили обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме.

— Этот объем измеряется зачетными единицами. РЭУ им. Г.В. Плеханова, как и большинство вузов, сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателя со студентом. Контакт между преподавателями и студентами не прекратился, просто он реализован при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории.

Если говорить о затратах труда преподавателей, то общеизвестно, что они возросли. Научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации, — подчеркнул первый проректор РЭУ им. Г.В.

Плеханова.

Расходы выросли

Если затраты вузов на труд преподавателей не уменьшились, то экономить на обслуживании помещений они могут. Но появилась другая статья расходов: оплата электронных сервисов, которые позволяют организовать удаленную работу с большим количеством студентов.

Студентам откажут в перерасчете стоимости обучения из-за дистанционки — МК

После решения Минобрнауки о продлении дистанционного обучения в вузах до 6 февраля будущего года число студентов, готовых судиться по поводу снижения платы за обучение, окончательно превратившееся из очного в дистанционное, стало расти как на дрожжах. Движение приняло явственно массовый характер. Однако, судя по всему, учащиеся своего не добьются, и вузы им денег не вернут.

Недовольство студентов качеством дистанционного образования, навязанного им по прихоти коронавируса, привело к возникновению массовых индивидуальных и коллективных исков учащихся против высших учебных заведений, отказывающихся понизить стоимость обучения в связи с переходом на дистанционку.

Официальных данных о количестве поданных исков нет. Но уже известно, что вслед за учащимися столичных вузов во главе с РАНХиГС или, скажем, МПГУ, в бой за снижение оплаты обучения двинулись регионы под предводительством студентов НовГУ.

Это движение, быстро ставшее массовым, уже получило поддержку Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой, заявившей о необходимости перерасчета прежней стоимости очного обучения в вузах в нынешнюю, за дистанционный формат обучения.

Однако иной поддержки студентам, похоже, не светит.

То, что требования студентов не поддержала Ассоциация «Глобальные университеты», вполне ожидаемо. «Затраты университетов на онлайн в три раза превышают экономию от перехода на дистант»,- заявили представители элиты отечественного высшего образования, выразив заодно «обеспокоенность обсуждением в СМИ вопросов качества реализации образовательных программ на дистанте».

По мнению членов Ассоциации, «применение вузами дистанционных образовательных технологий полностью соответствует действующему закону «Об образовании» и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг.

При этом практика показывает, что в ряде случаев интенсивность образовательного процесса усиливается, а количество часов, которые преподаватели и студенты проводят в контакте, увеличивается».

Университеты же «несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами связи и программным обеспечением.

В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на помещениях и сокращении академической мобильности». Короче, перерасчета не будет, не надейтесь — таков сухой остаток.

Так же, как оказалось, думает и глава комиссии по образованию научного совета при президиуме РАН, омбудсмен в сфере образования Амет Володарский:

— Требования перерасчета — это неправильный ход, вызванный тем, что ребята не представляют себе механизма работы вузов. Правильно было бы говорить не о перерасчете цен, а об улучшении качества дистанционного обучения! Основная часть расходов вузов приходятся на зарплаты преподавателей и обслуживание помещений. А эти статьи расходов с переходом на дистанционку никуда не делись.

Не поддержал идеи чистого сокращения стоимость обучения даже первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Правда, в отличие от других оппонентов, с некоторыми нюансами:

— Как сказал бы царь Соломон, правы и те, и другие. Сейчас, как правило, дистанционные лекции — это обычные лекции, прочитанные в Зуме, а потому и хуже воспринимаемые. Подготовить же настоящие дистанционные лекции — вещь крайне трудоемкая: один час прочитанной лекции такого рода требует 25 часов подготовки. И никто преподавателям за это не доплачивает.

В такой ситуации было бы правильно, чтобы финансовую поддержку и студентам, и преподавателям оказало государство. Как недавно сообщил президент Путин, в стабилизационном фонде России сейчас скопилось около 14 трлн руб. Эти средства, как известно, там держат на случай кризиса.

Но ведь сейчас именно такая ситуация! Так что этими средствами самое время воспользоваться, — считает депутат.

Идея, конечно, хорошая. Но вот в ее реализацию верится с трудом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *