Акт проверки соблюдения трудового законодательства — юридические советы

Акт проверки соблюдения трудового законодательства — Юридические советы

Трудовые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В этом материале расскажем, какие документы надо подготовить для проверки и на что обратить внимание кадровику и зарплатному бухгалтеру.

Прежде всего, стоит отметить, что правила проведения трудовых проверок регламентированы. Они утверждены приказом Роструда от 13.06.2019 № 160.

Список документов

В регламенте приведен исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут запросить трудинспекторы у работодателей. Этот перечень прописан в пункте 13 вышеназванного Приказа Роструда № 160.

Так, в список для работодателей вошли 26 групп документов. То есть перечень хоть и закрытый, что хорошо, но довольно-таки обширный, что несколько напрягает.

Вот этот список:

Акт проверки соблюдения трудового законодательства — Юридические советы

Конечно, не весь этот обширный список должен быть в наличии. В зависимости от специфики бизнеса, его масштабов и прочих вводных, некоторых документов в компании в принципе может не быть.

Например, если в фирме нет профсоюзной ячейки, то и документов по соблюдению профсоюзного мнения быть не может.

Если в компании не работают инвалиды, то нет и справок МСЭ и программ реабилитации.

На сайте Роструда представлен электронный сервис с формами, образцами и примерами документов, которые должны формироваться работником или работодателем в процессе трудовых отношений.

Добавим, что кроме перечисленных в таблице документов, трудинспекторов заинтересует и другая информация. Но предоставлять ее ГИТ будет уже не работодатель, а соответствующие госорганы по системе межведомственного взаимодействия.

Знайте, что ГИТ, придя с проверкой, будет иметь о вашей фирме следующие сведения:

  • о задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам;
  • из бухгалтерской отчетности;
  • о кодах статистики (ОКПО, ОКТМО и т.д.);
  • из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • из реестра дисквалифицированных лиц;
  • о задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства;
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней;
  • о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному соцстрахованию от НС и ПЗ;
  • о судимости, о нахождении в розыске;
  • о регистрации по месту жительства гражданина РФ.

Кроме того, в зависимости от специфики деятельности, трудовая инспекция обратится к реестрам аккредитованных лиц, сертификатов соответствия, проверит наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии видов деятельности и проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и т.д.

Проверьте себя сами

Кстати, не дожидаясь проверки ГИТ, работодатели могут протестироваться самостоятельно, чтобы понять, все ли в фирме в порядке с соблюдением ТК. Для этого на сайте Роструда есть специальный сервис самопроверки — «Электронный инспектор».

Сервис позволит взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда, утверждает Роструд.

Электронный инспектор составит акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

Прохождение этой процедуры поможет лучше подготовиться к визиту настоящего инспектора.

Кадровые ошибки

Роструд проанализировал нарушения, которые допускаю работодатели, и сгруппировал их в одну таблицу — Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений.

Всего в таблице 76 пунктов. Каждому нарушению Роструд присвоил баллы в зависимости от того, насколько негативными являются последствия для работника.

Максимальные баллы присвоят за уклонение от заключения трудового договора, невыплату зарплаты, нарушение процедуры увольнения по инициативе работодателя и нарушения в области охраны труда.

Менее опасны такие нарушение как невыдача работникам расчетных листков, нарушение установленной процедуры оформления трудового договора или необеспечение молоком рабочих с вредными условиями труда.

А какие «трудовые» ошибки на практике допускают кадровики и бухгалтеры? Мы подготовили небольшой обзор основных нарушений.

  • 1. Содержание трудового договора
  • Иногда к составлению этого документа у работодателей формальный подход и какие-то обязательные пункты упускаются из вида.
  • Например, должность работника предполагает разъездной характер работы, фактически это так и есть, а в трудовом договоре об этом ничего не сказано.
  • 2. Ознакомление с ЛНА

С локальными нормативными актам (правилами внутреннего трудового распорядка и т. д.) следует знакомить сотрудников. При необходимости трудинспектору надо предъявить доказательства такого ознакомления. Это может быть лист ознакомления с подписями сотрудников или журнал.

  1. Некоторые работодатели пренебрегают этой нормой.
  2. 3. График отпусков
  3. В некоторых компаниях этот документ не составляется, а отпуска предоставляются по договоренности на основании заявлений.

Между тем график отпусков является обязательным и даже если в коллективе не возникает споров по поводу очередности и выбора времени для отдыха, этот документ должен быть. Отпуска надо запланировать заранее, а уже по договоренности сторон в рабочем порядке дату отпуска можно перенести.

4. Расчетные листки

Расчетные листки надо обязательно выдавать сотрудникам. Но даже в тех компаниях, где эта норма соблюдается, не всегда есть чем доказать свою добросовестность.

  • Роструд, в частности, советует вести журнал выдачи расчетных листов во избежание разногласий как с самими работниками, так и с контролирующими органами.
  • 5. Индексация зарплаты
  • Хотя Роструд неустанно разъясняет, что индексация зарплаты — это обязанность всех работодателей, на практике многие данную норму ТК игнорируют.

Десять разъяснений Роструда на тему индексации зарплаты

Коммерческие работодатели должны прописать нюансы индексации в нормативных актах. Если такой внутренней нормативки нет, ее надо разработать.

Отсутствие утвержденного работодателем порядка индексации зарплаты является нарушением трудового законодательства, за которое оштрафуют.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам.

Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Читайте также:  Регистрация юридического лица на адрес физического лица — юридические советы

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас.

Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону.

В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации

«Заработная плата. Средний заработок»  10 онлайн-уроков.

32 практических задачи, особые ситуации

Подробнее

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации.

Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда.

Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней.

Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Выездные проверки ГИТ: как подготовиться работодателю? Права работодателей при проверках

Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok. В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В – выездная или Д – документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

  • Таблица 1
  • План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)
  • Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.
  • Таблица 2
  • Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения
Характер проверок
Плановые Внеплановые
Предмет проверки
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
  • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
  • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Основания для проведения
  1. Проводится по истечении трех лет со дня:
  2. 1) государственной регистрации юрлица;
  3. 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  4. 3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.
  • 1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • 2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • — если в федеральную инспекцию труда поступили:
  • а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
  • б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);
  • — издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок уведомления Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом. Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.   В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения – уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.
  Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.
Сроки проведения Общее правило – срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

  • 50 часов – для малого предприятия;
  • 15 часов – для микропредприятия.
  1. При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило – 20 рабочих дней.
  2. При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.
  3. Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.
  4. Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.
  5.   Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.
Виды проверок
Выездные Документарные
Место проведения На территории работодателя. На территории проверяющего органа власти.
Плюсы и минусы видов проверок Плюсы – не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов. Минусы – проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.
  • Плюсы – документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.
  • Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.
  • Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.
  • Минусы – при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 [15], которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

Читайте также:  Услуги банка — Юридические советы

В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 – документарные (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% – были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

  1. По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:
  2. 1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;
  3. 2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;
  4. 3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.
  5. Права работодателя при проведении выездной проверки
  6. По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.
  7. Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 [2].

Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 [2], абз. 2 п. 8 [3] и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки – выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 [2], абз. 1 п. 61 [3].

Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 [2], абз. 1 п. 63 [3].

Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ [10].

Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки – его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 [2].

Обязанности работодателя при выездной проверке

Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 [2], абз. 7 п. 8 [3].

Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ [1]. А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 [2], абз. 9 п. 8 [3].

Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

Оформление результатов проверки

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 [9].

Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись – на акте делается соответствующая запись.

Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 [2] и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 [2], абз. 4 п. 60 [3].

Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ [1].

Срок обжалования предписания не должен превышать:

  • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 [2].
  • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ [1].

Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ [12], еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента [3], п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ [12].

Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст.

20 [2], ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами.

Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 [2]):

  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Глубина проведения проверки

В статье 357 ТК РФ [1] указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 [16]. Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

Читайте также:  Судебный приказ утерян — Юридические советы

Как часто проводятся плановые проверки по соблюдению трудового законодательства — Юридическая консультация

В соответствии со ст. 353.

1 Трудового кодекса РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — ведомственный контроль), в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ.

Ведомственный контроль — это деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Субъектами ведомственного контроля являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Осуществляя ведомственный контроль, уполномоченные органы вправе требовать от подведомственных им организаций соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но не имеют права привлекать их к административной ответственности за нарушение трудовых прав работников.

Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления наделены функциями по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данный вид контроля осуществляется в организациях, подведомственных соответствующему органу.

Ведомственный контроль осуществляется органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение подведомственными организациями при осуществлении их деятельности трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления ежегодных планов проведения плановых проверок.

Сказали спасибо:

Как инспекция труда проверяет работодателей: читаем новый регламент проверок

Раньше при проверках соблюдения норм трудового законодательства инспекторы применяли два нормативных правовых акта. Это положение, утвержденное постановлением правительства РФ от 01.09.12 № 875 и административный регламент, утвержденный приказом Роструда от 13.06.19 № 160 (см. «Утвержден новый регламент трудовых проверок»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С 23 июля 2021 года Положение № 875 отменено. Вместо него с указанной даты действует новое положение (утв. постановлением Правительства от 21.07.21 № 1230). В этом документе учтены нормы Федерального закона от 31.07.

20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Плановые проверки, которые начнутся после 23 июля, должны проводиться с учетом новых правил.

Что касается административного регламента, то он пока не скорректирован. Но есть основания полагать, что в скором времени его тоже изменят, чтобы привести в соответствие с новым Положением № 1230 и Законом № 248-ФЗ.

Расскажем об основных новшествах.

Сокращен срок проверки

Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.

Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.

Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу

Добавим, что в устаревшем Положении № 875 были прописаны причины и сроки продления проверок. В новом документе о продлении ревизий ничего не сказано.

Документарная проверка проводится на территории трудовой инспекции. Ее сотрудники вправе изучать лишь сведения, содержащиеся в документах работодателя. Контролеры вправе получать письменные объяснения, истребовать документы и назначать экспертизу (п.

 43, 44 Положения № 1230, ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Выездная проверка проходит по месту нахождения работодателя. Ревизоры могут осуществлять осмотр, опрос, экспертизу, а также получать письменные объяснения и истребовать документы (п. 47, 48 Положения № 1230, ст.

73 Закона № 248-ФЗ).

Категории риска

Регулярность плановых выездных «трудовых» проверок зависит от категории риска, которая присвоена работодателю (см. табл.). Данное правило «перекочевало» в Положение № 1230 из предыдущего положения.

Табл.

Как регулярность проведения плановой «трудовой» проверки зависит от категории риска

Категория риска Как часто проходят плановые выездные ревизии
высокий один раз в 2 года
значительный один раз в 3 года
средний один раз в 5 лет
умеренный один раз в 6 лет
низкий плановые контрольные мероприятия не проводятся

Категорию риска присваивают ежегодно. Информацию о категории, которая будет применяться в следующем календарном году, чиновники должны опубликовать до 1 июля текущего года.

Согласно Положению № 1230, списки тех, кто в следующем календарном году будет находиться в категории «высокий риск», размещаются на официальном сайте Роструда. Перечни предприятий со значительным, средним и умеренным риском — на сайтах территориальных органов этого ведомства.

В комментируемом положении говорится, что работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Чиновники должны принять решение в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений о соответствии объекта контроля (то есть организации или ИП) иной категории риска (п. 14 Положения № 1230).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Профилактические мероприятия

В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • информирование;
  • консультирование;
  • предостережение;
  • профилактический визит.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Профилактический визит непременно нанесут компаниям и предпринимателям, отнесенным к категориям высокого и значительного риска. А также организациям и ИП, которые собираются заняться деятельностью с высоким уровнем производственного травматизма. Для остальных работодателей визит не является обязательным.

Профилактический визит — это беседа, проводимая на территории работодателя, либо по видео-конференц-связи. Продолжительность беседы не может превышать 8 часов.

Кроме того, организации и ИП вправе получить от госинспекторов по труду консультацию. Есть ряд вопросов, по которым консультацию дадут в письменной форме (если работодатель подаст соответствующее обращение). Вот эти вопросы:

  1. Организация и осуществление государственного контроля (надзора).
  2. Порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
  3. Гарантии и защита прав контролируемых лиц.
  4. Эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по выявленным нарушениям.
  5. Исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Если однотипных вопросов от разных работодателей будет много (5 и более в год), ответы опубликуют на официальном сайте Роструда.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Как обжаловать результаты проверки

В комментируемом положении говорится, что по итогам «трудовой» проверки инспекторы должны составить акт в соответствии с Законом № 248-ФЗ.

Если работодатель не согласен с итогами ревизии, он может обжаловать их в суде. Но прежде необходимо пройти процедуру внесудебного обжалования.

  Дело в том, что существует перечень видов контроля, для которых досудебный порядок является обязательным с 1 июля 2021 года (ч. 13 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.

21 № 663, и в него входят трудовые проверки (см. «Решения по неналоговым проверкам теперь нужно обжаловать в досудебном порядке»). 

С досудебной жалобой следует обратиться в Роструд, либо в его территориальный орган — в зависимости от того, чьи действия или решения обжалуются.

В общем случае жалоба подается в электронном виде через единый и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг. У гражданина есть выбор — подписать ее простой или усиленной квалификационной электронной подписью. Для организаций предусмотрен только один вариант — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Жалобу следует направить в следующие сроки.

На решение по проверке и на действия (бездействие) должностных лиц трудовой инспекции — в течение 30-ти календарных дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

На предписание — в течение 10-ти рабочих дней с даты получения этого документа. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. В противном случае в рассмотрении жалобы откажут (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Другие новшества, предусмотренные Положением № 1230

Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки).

Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день.

Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).

  • Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
  • Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
  • Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *