Имеет ли право инвалид получить благоустроенное жилье? — Юридические советы

Время чтения: ~5 минут Татьяна Григорьева 2964

  • Улучшение жилищных условий инвалидов – одна из основополагающих составляющих их социальной поддержки, которая должна выполняться исходя от существующего российского законодательства.
  • При этом следует знать, что дата является важным фактором для постановки на учет человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в качестве нуждающегося и напрямую влияет на то, как быстро его потребность будет удовлетворена, тогда как степень нетрудоспособности на скорость по большей мере не влияет.
  • Все условия, формулировку и специфику, касающуюся повышения качества жилищных условий для инвалида, больной человек либо его официальный представитель, если первый недееспособен, могут узнать в Конституции РФ.

Наименование данного федерального закона звучит, как «Социальная защита инвалидов в России». В положении рассматривается несколько различных подходов к оказанию содействия инвалидам, заключающегося в улучшении их жилищных и бытовых условий проживания.

Подходы к улучшению

В ходе обсуждения вопроса от нуждающегося в смене жилищных условий в лучшую сторону инвалида могут рассматриваться несколько подходов, и выбор одного из них будет зависеть от сопутствующих обстоятельств.

Тем не менее нетрудоспособный человек, в свою очередь, может рассчитывать на следующее:

  • Предоставление нового жилья, специально оборудованного соответствующим комфортом, в котором нуждается человек с ОВЗ.
  • При отсутствии у инвалида возможности оплачивать коммунальные платежи в полном размере государством предусмотрены специальные льготы и субсидии. То же самое касается и услуг по обслуживанию, предоставляемыми коммунальными службами.
  • Если бытовые условия человека с ОВЗ полностью устраивают, то есть в переезде в новое жилье он не нуждается, но присутствуют трудности с самостоятельным перемещением либо с транспортировкой, решение выглядит по-другому. Государство должно обеспечить материальную поддержку на покупку необходимого средства.

В отдельных ситуациях государство приобретает оборудование для передвижения нетрудоспособного человека самостоятельно и затем безвозмездно передает его в пользование.

Внимание! В каждом отдельно взятом случае на скорость разрешения проблемы улучшения условий проживания инвалидов оказывают влияние множество факторов, поскольку все ситуации по-своему уникальны и индивидуальны.

Чтобы получить содействие по поводу повышения качества жилищных условий нетрудоспособных людей, они или их представители должны учесть следующие моменты, которые позволяют рассчитывать на поддержку со стороны государства.

То есть реализовать данную потребность будет возможным в случае, если жилье:

Льготы по инвалидности

  • в котором обитает нетрудоспособный человек, причиняет ему вред, ограничивает в действиях либо считается аварийным;
  • не соответствует основным санитарно-гигиеническим стандартам, что также приравнивается к аварийному;
  • является частью коммунальной квартиры, и жилую площадь инвалиду приходится разделять с людьми, не состоящими с ним в родственных связях;
  • находящееся в собственности у инвалида, имеет метраж менее, нежели установлено в нормативных актах;
  • в котором проживает нетрудоспособный гражданин длительное время является арендованным на условиях поднайма;
  • человека с ОВЗ является совместной жилплощадью с гражданином, страдающим острой хронической патологией, создающей угрозу жизни или здоровью первому.

При этом следует знать, что все вышеперечисленные условия, направленные на улучшения качества проживания инвалидов, распространяются на все категории нетрудоспособных людей, а именно на I, II и даже на III группу.

Имеет ли право инвалид получить благоустроенное жилье? — Юридические советы Правовой документ, касающийся улучшения условий проживания людей с ОВЗ

Особенности осуществления поддержки

На получение помощи для улучшения условий проживания напрямую влияет дата постановки инвалида на учет. Согласно существующему положению, если гражданин зарегистрировался для данной цели до 1 января 2005 года, то в отношении его проблемы действуют правила, принятые законодательством субъекта РФ, а если позже, то Жилищным кодексом.

Из этого закона следует, что граждане в первом случае могут претендовать на материальную помощь для улучшения качества жилья из субвенций, перечисляемых в бюджет регионов из государственной казны.

Данный механизм в настоящее время действует в отношении ветеранов и инвалидов ВОВ. Остальные граждане, которые уже состояли в очереди на время вступления в силу нового жилищного кодекса, могут претендовать на удовлетворение своего заявления по поводу получения муниципального жилья.

Люди с ОВЗ, ставшие на учет после 1 января 2005 года, будут получать положенное жилье исходя из даты становления, в порядке общей очередности наравне с остальными льготными категориями граждан.

Исключения из общих правил

Однако существуют категории людей, которые в силу определенных обстоятельств получают жилье вне очереди в виде исключения по договору социального найма. Такие льготы предоставляются лицам, имеющим заболевания, перечень которых перечислен в Постановлении Правительства России. В данный список входит:

  • активная форма туберкулеза;
  • эпилепсия с частыми припадками;
  • уретральный или кишечный свищ;
  • некроз легкого, гангрена конечностей;
  • обширное поражение кожи с интенсивным отделяемым;
  • злокачественные опухоли со значительными выделениями;
  • тяжелые заболевания психики с регулярными обострениями;
  • гангренозная пиодермия, абсцесс легкого.

И также согласно статье 17 федерального закона «О социальной защите инвалидов», присутствие определенного ряда патологий дает больному человеку право на получение дополнительной жилплощади свыше установленной в нормативах, но не больше чем в два раза. Данный перечень содержится в Постановлении правительства от 21 декабря 2004 года, и включает в себя:

  • проказу (Болезнь Хансена);
  • туберкулез в открытой форме;
  • ВИЧ у несовершеннолетних лиц;
  • раковые опухоли с обильным отделяемым;
  • психические нарушения, требующие диспансерного наблюдения;
  • тяжелые нарушения функций почек, почечная недостаточность 2 и 3 степени;
  • отсутствие ног либо болезни опорно-двигательного аппарата, из-за которых человек не в состоянии передвигаться без инвалидного кресла.

Имеет ли право инвалид получить благоустроенное жилье? — Юридические советы Для получения поддержки по улучшению условий проживания от государства инвалиду следует обратиться в местные органы самоуправления

Действия для постановки на учет

Для того чтобы инвалиду или его представителю стать на учет по поводу улучшения условий проживания, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Предварительно потребуется собрать пакет необходимых документов, включающий:

  • заявление от нуждающегося;
  • справку об инвалидности;
  • программу для реабилитации;
  • выписку из домовой книги;
  • прочие документы исходя из каждой конкретной ситуации.

В таких ситуациях может также потребоваться акт осмотра жилищных условий, справка из ЖЭКа о проживании вместе с инвалидом нескольких семей, которые не имеют с ним родственных связей и т. д. Для подачи заявления и становления на учет человек с ОВЗ может обратиться лично либо пройти эту процедуру через официального представителя, имеющего права на основании доверенности.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2016 г. N 41-КГ16-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Назаренко Т.Н. и Горохова Б.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступаковой Е.Г., Ступаковой Т.А., действующей с согласия законного представителя Ступакова А.И., Ступакова А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ступакова Д.А., к администрации г. Ростова-на-Дону о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Ступаковой Т.А., Ступакова А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ступакова Д.А., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 июля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., объяснения представителя Ступаковой Т.А. и Ступакова А.И. — Булгакова Д.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации г. Ростова-на-Дону Попова М.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ступакова Е.Г., Ступакова Т.А., действующая с согласия законного представителя Ступакова А.И., Ступаков А.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ступакова Д.А., обратились в суд с иском к администрации г.

Ростова-на-Дону о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма общей площадью не менее 70 кв. м, состоящего из не менее 3 комнат, находящегося в пределах г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на то, что распоряжением администрации Кировского района г.

Ростова-на-Дону от 20 октября 2014 г. N 461 Ступаков А.И. с составом семьи из 4 человек (Ступаков А.И., жена Ступакова Е.Г., дочь Ступакова Т.А., сын Ступаков Д.А.

) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, не имеющая иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Ступаков Д.А. с раннего детства страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. С момента постановки на учет и включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, прошло более полугода, однако, несмотря на неоднократные обращения, до настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2015 г. на администрацию г. Ростова-на-Дону возложена обязанность предоставить Ступакову А.И., Ступаковой Е.Г., Ступаковой Т.А., Ступакову Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 70 кв. м, состоящее не менее чем из трех комнат в пределах г. Ростова-на-Дону.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 июля 2015 г. решение отменено, по делу принято новое решение о возложении обязанности на администрацию г.

Ростова-на-Дону предоставить Ступакову Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе заявителями ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 июля 2015 г. ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 10 мая 2016 г. кассационная жалоба заявителей с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте также:  Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору социального найма от 10 октября 2011 г. Ступакову И.Д. и членам его семьи: сыну Ступакову А.И., года рождения, сыну Ступакову Н.И.

, года рождения, невестке Ступаковой Е.Г., года рождения, внуку Ступакову Д.А, года рождения, внучке Ступаковой Т.А.

, года рождения, передано в пользование жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в коммунальной квартире, жилой площадью кв. м по адресу: (л.д. 104).

Ступаков Д.А., года рождения, страдает тяжелым хроническим психическим расстройством, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, является ребенком-инвалидом (л.д. 107, 108, 114).

Ступакова Т.А., года рождении, признана ребенком-инвалидом, инвалидность установлена ей на срок до 25 июня 2017 г. (до 18 лет) (л.д. 109).

Распоряжением администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 20 октября 2014 г. N 461 Ступаков А.И. и его семья из 4 человек: он, жена Ступакова Е.Г., дочь Ступакова Т.А., сын Ступаков Д.А., включены в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 67).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ступаков А.И., его супруга Ступакова Е.Г. и двое несовершеннолетних детей, в том числе Ступаков Д.А., являются членами одной семьи, имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения с учетом наличия у Ступакова Д.А.

соответствующего заболевания, это право ответчиком не оспаривается, Ступаков Д.А.

имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что семья истцов в составе 4 человек подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 70 кв. м, состоящим не менее чем из трех комнат в пределах г. Ростова-на-Дону.

Отменяя указанное решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. Поскольку данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанных в ней категорий граждан, судебная коллегия пришла к выводу о том, что правом на внеочередное предоставление жилья обладает только Ступаков Д.А., иные члены семьи Ступаковых такого права не имеют, вывод суда первой инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Ступаковых, состоящей из четырех человек, является ошибочным. Ступаков Д.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.

  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
  • В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  • Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  1. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
  2. Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
  3. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
  4. Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
  5. Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Ступаков Д.А.

Иные члены семьи Ступаковых таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Ступаковых, состоящей из 4 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ссылка суда первой инстанции на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г.

N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи Ступаковых в составе четырех человек жилым помещением по договору социального найма необоснованна.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи Ступаковых в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден распоряжением администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 20 октября 2014 г. N 461 и никем не оспаривался.

Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Читайте также:  Право на налоговый вычет при наследовании имущества — Юридические советы

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ступаков Д.

, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи Ступаковых таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому вывод суда первой инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Ступаковых, состоящей из четырех человек, является ошибочным.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с применением норм материального права судом апелляционной инстанции и отменой судебного акта суда первой инстанции.

С учетом изложенного оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 июля 2015 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ступаковой Т.А., Ступакова А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ступакова Д.А., — без удовлетворения.

——————————————————————

Жилье для инвалидов: льготы, документы и порядок предоставления квартиры

Одной из основных социальных гарантий государства является защита жилищных прав незащищенных слоев населения, в том числе различных категорий инвалидов. В соответствии с нормами федерального и регионального законодательства государство приняло на себя обязательство по обеспечению жильем инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В представленном материале узнаем, может ли инвалид получить квартиру от государства, и каким образом действуют жилищные программы, позволяющие указанной категории граждан бесплатно получить жилье.

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Обеспечение жильем инвалидов

Возможность получить жилье инвалиду напрямую связана с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания. К сожалению, закон не позволяет получить квартиру по инвалидности немедленно при обращении в уполномоченные государственные органы, для этого придется соблюсти ряд обязательных формальностей.

В настоящее время обеспечение указанной категории льготников жилыми помещениями осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное жилье для инвалидов за счет государственного или муниципального жилищного фонда;
  • субсидии на жилье инвалидам, размер которой не зависит от количества членов семьи, так как денежные средства выделяются только на самого льготника.

Для любого варианта получения жилья инвалиду нужно встать в очередь, подав соответствующее заявление в местный орган власти. Порядок и сроки предоставления квартир напрямую зависит от даты постановки лица на учет, и регламентирован Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов РФ», а также региональными нормативными правовыми актами.

Жилые помещения государственного или муниципального фонда предоставляются гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Это правило в полной мере распространяется и на инвалидов всех групп.

Городская очередь ведется органом местного самоуправления или уполномоченным органом муниципального имущества. Для постановки на учет необходимо представить следующие документы:

  • заявление от инвалида;
  • документы, подтверждающие отсутствие квартиры или нуждаемость в предоставлении жилья;
  • справку органов МСЭК об установлении группы инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • документы, подтверждающие статус малообеспеченных граждан.

Региональным законодательством может устанавливаться льготная очередь для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.

Льготное социальное жилье появляется в распоряжении местных органов власти путем возведения многоквартирных домов, приобретения отдельных квартир на первичном и вторичном рынке, а также в результате использования квоты в домах коммерческой застройки.

Субсидии

Еще одним вариантом улучшения жилищных условий инвалидов является выделение субсидии за счет бюджетных средств на приобретение квартир. Данный способ доступен при условии выделения средств при утверждении бюджета на очередной год. Чтобы выделить бюджетные средства, выдается сертификат инвалидам на жилье, который носит строго целевой характер.

Размер субсидии  при покупке жилья рассчитывается следующим образом:

количество инвалидов в семье умножается на среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. в регионе проживания и умножается на федеральный норматив обеспечения жильем (в настоящее время этот критерий составляет 18 метров на человека).

Важно! Государство обеспечивает жильем только самого инвалида, на членов его семьи деньги не выделяются. Исключением являются семьи, где воспитываются дети-инвалиды.

По данному направлению должно приобретаться только благоустроенное жилое помещение, так как ключевым правилом является улучшение условий проживания граждан.

Право на жилищные льготы

Какой группе инвалидов положено жилье? Группа инвалидности не имеет значения при решении вопроса улучшения жилищных условий, достаточным основанием будет являться официальная справка МСЭК.

Если установленная группа инвалидности имеет определенный срок действия, льготнику предстоит проходить ежегодное переосвидетельствование и представлять новую справку в органы местного самоуправления. Льготы инвалидам детства на жилье позволяют избежать этого требования, такой правовой статус устанавливается пожизненно.

Помимо этого, право на отдельное жилье для инвалида будет зависеть от характера основного или дополнительного заболевания, которое подтверждается медицинскими заключениями. Также порядок реализации льгот будет различаться в зависимости от сроков постановки на учет.

Порядок предоставления льгот

Если инвалид официально поставлен в очередь до 1 января 2005 года, то он вправе рассчитывать на получение средств из субвенций, которые субъекты РФ получают из федерального бюджета.

На данный момент такой порядок действует только в отношении инвалидов и ветеранов ВОВ. При этом остальные категории инвалидов, которые уже числились в очереди на 01.01.

2005 года, имеют право получить жилье по договору социального найма.

Если инвалид встал на учет после 1 января 2005 года, то порядок представления ему квартиры устанавливается в соответствие с Жилищным кодексом. Региональными нормативными актами могут регулироваться дополнительные льготные основания для первоочередного выделения жилья такой категории граждан.

Условия предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями

Правила предоставления жилья инвалидам, либо семьям, в которых воспитываются дети – инвалиды, устанавливают основания для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже нормативов, установленных законодательством РФ;
  • проживание в квартире, которая не отвечает санитарно-техническим нормам (например, инвалид, проживая на последнем этаже, имеет приоритетное право на переселение на первый этаж);
  • проживание в жилом помещении нескольких семей, в одной из которых есть лицо, страдающее тяжелой формой заболевания, вследствие чего совместное проживание с ним опасно для окружающих;
  • ситуация, в которой в неизолированных комнатах живет две и более семьи, которые не являются родственниками;
  • проживание в общежитии, за исключением лиц, работающих на сезонных работах, по срочному договору или в связи с обучением.

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ одним из оснований получения жилья по договору социального найма вне очереди является наличие тяжелой формы хронического заболевания.  То есть, если причиной инвалидности является тяжелое хроническое заболевание, то инвалид может претендовать на внеочередное получение такого жилого помещения, а в некоторых случаях – на дополнительное расширение жилплощади.

Перечень заболеваний инвалидов для получения жилья

Перечень заболеваний, которые учитываются при определении льготных категорий граждан, регламентирован Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. На получение квартиры площадью большей, чем установлено федеральными нормативами, могут претендовать граждане, страдающие следующими заболеваниями:

  • активные формы туберкулеза;
  • психические заболевания, при которых обязательно диспансерное лечение;
  • ВИЧ-инфекция у несовершеннолетних;
  • большие поражения кожных покровов с выделениями;
  • проказа;
  • иные тяжелые заболевания.

При этом иным категориям граждан, чье заболевание не включено в Постановление № 378, жилое помещение будет предоставлено строго с соблюдением федеральных нормативов (например, инвалиду по зрению).

Необходимые документы

Документы для постановки на учет подаются в соответствующий отдел местной администрации лично, либо через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности. Пакет документов включает в себя:

  • заявление;
  • справку, подтверждающую инвалидность;
  • выписку из домовой книги;
  • личную реабилитационную программу.

В зависимости от основания постановки на учет, также может понадобиться: документ, подтверждающий факт проживания в одной квартире нескольких семей; акт обследования жилищно-бытовых условий; справку из БТИ и т.д.

Жилье для инвалидов-колясочников

Квартиры для инвалидов – колясочников должны соответствовать определенным требованиям. Создание подобного жилого фонда входит в компетенцию региональных и местных властей.

Так, например, в рамках программы «Социальная поддержка жителей Москвы» в столице будут построены новые дома с квартирами, спроектированными специально для колясочников. Реализацию проекта планируется завершить до 2017 года. В таких квартирах будут расширены дверные проемы, розетки для электроприборов будут находиться на доступной высоте, увеличится площадь балконов.

Жилье инвалидам боевых действий

В отношении данной категории льготников действует аналогичный механизм, который зависит от даты постановки на учет.  Гражданин вправе рассчитывать на получение денежных средств, исходя из стоимости 18 квадратных метров в его регионе, если:

  • принимал участие в боевых действиях на территории СССР, России, а также других государств;
  • получил ранения, контузии, увечья в связи с несением службы в рядах Вооруженных сил или иных военизированных формирований;
  • встал на учет в качестве нуждающегося до 1 января 2005 года.

Форма и порядок представления средств определяется в каждом регионе самостоятельно. В ситуации, когда постановка на учет произошла после 1 января 2005 года, то для инвалида боевых действий преимуществ не возникает, он получит жилое помещение на общих основаниях.

Дополнительные жилищные льготы

Помимо указанных льгот инвалиды вправе претендовать на дополнительные меры социальной поддержки:

  • выплаты за покупку жилья при обращении за предоставлением имущественного налогового вычета (доступны для всех граждан);
  • льготы по оплате коммунальных услуг (размер и основания предоставления данных льгот устанавливается на местном уровне).

Необходимо помнить, что точный перечень льгот может различаться в зависимости от региона проживания граждан. Подробную информацию, как правило, могут предоставить органы соцзащиты населения.

Читайте также:  Права участника ООО — Юридические советы

Если у вас возникли вопросы по выделению жилья инвалидам, либо чиновники необоснованно отказывают в реализации данного права, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам. Мы поможем составить все необходимые документы в точном соблюдении с законом. Для консультации позвоните по телефонам горячей линии или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Право инвалидов на благоустроенное жилье

Главе администрации Липецкой обл. Королёву О.П.Уважаемый Олег Петрович! Я, Мироненко Виктор Васильевич, инвалид-колясочник ( 1гр. инв . с 1994г. ), проживающий в неблагоустроенном жилье в сельской местности, уже более 14-ти лет пытаюсь улучшить свои жилищные условия, что для человека с моим диагнозом – является жизненно необходимым условием для физического выживания. В конце 1996г.

я обратился в обладминистрацию с просьбой об улучшении жил. условий, в 1997г. – встаю на учёт, как нуждающийся. В июне того же года, после отписок областных и районных властей на мои обращения, мне удаётся встретиться с депутатом ГосДумы 2-го созыва О.П. Гришкевичем, который лично нашёл возможность приехать ко мне.

Тогда же он связывается с председателем областного Совета депутатов, который обещал взять ситуацию «под личный контроль», эту должность тогда занимали Вы, Олег Петрович.

Затем приезжали люди, представившиеся Вашими помощниками, предлагали различные варианты разрешения проблемы, но после их отъезда всё осталось по-прежнему… Затем, опять бесконечная переписка с чиновниками различного уровня – от федеральных, до районных ( только на Ваше имя я отослал несколько десятков писем ), депутатские запросы, приезды различных комиссий и стандартные отписки о «нехватке средств». В декабре 1999г., в одном из реабилитационных центров, мне удаётся передать письмо лично Вам в руки, в котором я просил Вас о приёме. На приём я попал к Вашему заму П.А. Гучеку, последний дал понять, что помочь мне может лишь сам О.П. Королёв. Кстати, примерно такой же ответ я слышал от многих чиновников. Попасть же к Вам мне так и не удалось, несмотря на Ваше обещание и на ходатайство перед Вами одной из липецких общественных организаций. В конце ноября 2002г. от отчаяния и безысходности, от бессилия изменить ситуацию, я был вынужден две недели прожить в своём автомобиле «Ока» в г.Липецке, чтобы обратить внимание властей и общественности на свою проблему. Представьте, инвалид, прикованный к коляске, в декабрьские морозы, рискуя резким ухудшение здоровья, голодая и замерзая, пикетирует на главной площади Липецка, добиваясь элементарного – права на проживание в нормальных, человеческих условиях. 29.11.02 была послана телеграмма на имя Президента В.В. Путина, с просьбой лично посодействовать в решении моей жилищной проблемы. Об этой моей «акции» рассказывали местные газеты и телеканалы. После заверений в скорейшем решении моей проблемы одним из представителей обладминистрации, я вернулся в деревню, и всё благополучно забылось… Затем были попытки связаться по телемосту с Президентом, написаны очередные десятки писем, встреча с депутатом ГосДумы Л.Н. Яркиным, обращения в Аппарат Уполномоченного по правам человека и в администрацию Президента, долго перечислять все организации и учреждения, в которые я обращался. Как следствие – полный отказ, от каких бы то ни было выборов, переписи и прочих мероприятий, в которых государство вдруг вспоминало обо мне, как о гражданине России. Итак, 14 лет унижений, боли и моральных терзаний, полнейшая потеря оставшегося здоровья (к слову, около 6-ти лет не был в райполиклинике, из-за того, что там попросту нет профильных специалистов), а результат – бесчисленная кипа отписок «о невозможности предоставления». Хочется задать Вам, Олег Петрович, вопрос: можно ли считать первоочередным получение жилья, если его предоставление предполагается в необозримом будущем? А ведь я стою в «льготной» очереди и моё заболевание попадает в список первоочередников. Но в райцентре жильё не строилось и не строится, о чём с завидным постоянством сообщают районные власти, которые направляли Вам письмо с просьбой «изыскать средства» в областном бюджете для решения моей крайне острой жизненной проблемы (исх. №14/03-01 от 08.04.2002). Кроме того, инфраструктуры, и что более важно для меня в настоящий момент, медицинское обслуживание, в с. Красное, не располагают возможностями предоставления качественных медицинских и реабилитационных услуг. Прошу не передавать это моё письмо на разрешение Ваших подчинённых из администрации Липецкой обл. От них я не ожидаю ничего, кроме очередной отписки о невозможности исполнения ими того, ради чего их содержат налогоплательщики Липецкой области. Полагаю, что моя ситуация, может разрешиться только при Вашем волевом решении и непосредственном участии.С уважением, В.В. Мироненко28.11.2010P.S. В 1988г, находясь в рядах ВС СССР, во время пожара, мы с товарищем, рискуя жизнями спасли для государства имущества на сотни тысяч советских рублей и получили за это «ценные подарки» — командирские часы с гравировкой «За отвагу на пожаре». Спустя шесть лет со мной случилось несчастье, и государство, в лице многочисленных чиновников, оказалось не в состоянии обеспечить мои Конституционные права на достойное жилище.

Очередное, «сезонное», издевательство! Каждый год в администрации обновляют списки очередников. Нужны кучи справок, из разных инстанций, зачастую не бесплатных. Например пару лет назад чтобы доказать своё право на «стояние в очереди» пришлось отдать порядка 1200 руб., т.е. примерно четвёртую часть от пособия по инвалидности.

В этом году берут «по-божески», отдать придётся в районе 300 -500 руб, не считая расходов на дорогу. Справки добывать очень не просто, до райцентра 30 км, в один день всё сделать никак невозможно.

Информация по номеру очереди противоречива, если в прошлом году был 4-й, то в этом – 7-й, «вы не переживайте, если будут давать – то всем?!». Оптимизму чиновников можно только позавидовать.

А ранее, к примеру, в конце 2001-го, стоял под номером 61, при этом, как мне объясняли все эти годы, жильё в районе не строилось, не строится, и строить не собираются. Очередь же продвинулась, в основном, за счёт естественного выбывания льготников. Чудны, дела твои, губерния!26.01.2011

Конституцией РФ провозглашено право на достойное жилье, кроме тогоЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ» (защите от кого – чиновников?)Статья 17.

Обеспечение инвалидов жилой площадью- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке;Так о какой субсидии идёт речь в ответе А.С.

Коробейникова? Вдумайтесь, в течении 15-ти лет, человек вынужден жить в скотских условиях, а «ребята», по-старинке, пишут о «невозможности предоставления субсидии»!?! И это при том, что месячные доходы ответственных чиновников превышают мой годовой, из ЖКХ воруют миллиардами, за что же вы, уважаемые «слуги народа», получаете столь высокое вознаграждение за свой скорбный и неблагодарный труд, коли не исполняете вами же написанные законы? Есть такое понятие у Ф. Искандера – инвалиды души. Оно как нельзя лучше характеризует сегодня состояние общества, и, в первую очередь – властных структур. Очевидно, если государство не в состоянии решать проблемы своих самых незащищённых категорий граждан, то это государство – недееспособно (по-сути – инвалид), а люди, проводящие его политику в жизнь – либо неадекватны, либо – злоумышленно управляющие на благо «себе любимым». Будете смеяться, но есть ещё интересная статья:Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрениеспоров.ГРАЖДАНЕ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ВИНОВНЫЕ В НАРУШЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ИНВАЛИДОВ, НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.Хочется добавить, в том числе и ответственность перед Богом, за свои «делишки»…Одумайтесь, уважаемые, ещё не поздно…

Итак, минул ещё один год, подбиваем итоги.Месяц назад подал заявление в районную прокуратуру, с просьбой «детально разобраться по моей ситуации» и принять «соответствующие меры для зачёта «выпавших» 4-х лет, при определении порядка очерёдности». Ответ пришёл, как положено через месяц.

Кроме «воды», типа объяснений по льготам, которые выделяют «отцы» при оплате по ЖКХ и прочей не интересующей меня информации, выяснилось:1) Что, «Вы в настоящее время состоите в очереди на получение жилья по №3»2) «…Лишь в 2008г. очередник 1989г. Н.А.И. получил денсредства на приобретение жилья», а также «…улучшил свои жилусловия в 2011г. и очередник под №2 Г.В.А.».

Таким образом, при поддержке «федерального бюджета» из №5-го, я превратился в №3.3) Оказалось, что «Ваши доводы о том, что Вы состояли на учёте на получение жилья с 1997г. в администрации Дрезгаловского сельсовета, не нашли своего подтверждения»…Стоп. Приехали.

Получается, что четыре года (с1997-го по 2001г), мне «пудрили мозги», высылая ответы о «невозможности предоставления», хотя среди них есть «отписки» в которых прямо ссылаются на то, что я в тот период состоял на учёте в администрации Дрезгаловского сельсовета, и копии тех ответов я прикрепил к заявлению в прокуратуру. Вот вам и связочка закона со властью, в самом наимерзейшем виде.

И против кого?!? Да, не удивлюсь, что необходимые документы «затерялись» и сгинули, ведь «по книгам постановлений главы администрации сельсовета и распоряжений главы администрации данного поселения за 1997-2001гг. сведений о постановке Вас на очередь не имеется».

А у меня имеются подтверждения, только что с ними делать, коли прокуратура их опровергает??? Итак, дурдом в «стране с названьем Россия» продолжается, несмотря на заявления президента и премьера.P.S. Когда слова расхожи с делом, идёт движенье к беспределу…Хотя куда уж дальше-то двигаться к нему, он уже давно стал нашей повседневной обыденностью.26.03.12

Чтобы не быть голословным, на ответ работников Краснинской райпрокуратуры добавляю копии документов:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *