Строительные стандарты — юридические советы

Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями организациями.

Информационно-справочные системы «Техэксперт» содержат наиболее актуальное и полное собрание технических норм по строительству, которые применяются на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства.

  • Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России технических норм, правил и государственных стандартов в этой области.
  • Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
  • Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».
  • В неё включены все нормативно-технические документы: регламенты, национальные стандарты, сборники технических норм по строительству и другие.
  • Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
  • Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
  • Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».
  • В неё включены все нормативно-технические документы: технические регламенты, национальные стандарты, сборники норм и правил и другие.

Нормативно-технические документы в строительстве

  • технические регламенты;
  • документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
  • национальные стандарты (ГОСТ Р);
  • стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
  • в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;
  • стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции.

СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией.

  • руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке;
  • своды правил по проектированию и строительству (СП).

Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

  • территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление.
  1. Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.
  2. В качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
  3. Наряду с нормативно-техническими документами Системы в строительстве фактически применяются:
  • федеральные и региональные нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти, затрагивающие вопросы строительства;
  • государственные (национальные) стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации, принятые Ростехрегулированием;
  • нормы, правила и нормативы (РД) органов государственного надзора;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их компетенцией;
  • стандарты и своды правил иностранного государства — стандарты, принятые компетентным органом иностранного государства;
  • региональные стандарты и своды правил — стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации.
  • Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
  • Нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру системы нормативных документов, требования к ним, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
  • Перечень нормативных актов, устанавливающих классификацию и терминологию актов в строительстве:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ;
  • Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Постановление Госстандарта России от 08.10.2002 N 366-ст;
  • ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 157-ст;
  • ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 154-ст;
  • ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст;
  • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 152-ст;
  • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 153-ст;
  • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 155-ст;
  • ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 156-ст;
  • ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

Положения Системы нормативных документов обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение документов.

Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

  1. К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
  2. К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
  3. В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).
  4. Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах приводятся ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

Нормативные документы системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями ГК РФ, ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ и ГОСТ Р 1.0-2004 (для нормативных документов по стандартизации), а также действующего законодательства Российской Федерации.

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном законодательством России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

  • Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
  • Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
  • Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
  • Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
  • Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с комментарием) (с изменениями на 27 июля 2010 года).

Кодекс РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Глава 9.

Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 27 июля 2010 года) от 13.06.96 N 63-ФЗ. Статьи 215, 216, 246, 253, 257, 269.

Требования к застройщику по 214‑ФЗ в 2021 году

Федеральный закон № 214-ФЗ подробно объясняет, как продавать недвижимость в строящихся домах. Он защищает дольщиков — покупателей строящегося жилья — от мошенников и гарантирует возврат денег, если застройщик не выполнит свои обязательства. В законе правительство прописало, каким требованиям должны соответствовать застройщики, а также как они должны проводить такие сделки.

214-ФЗ применяют, если на этапе строительства застройщик планирует продавать:

  • квартиры в многоквартирном доме,
  • таунхаус, который состоит минимум из трех блоков.

Закон не действует на индивидуальное строительство, например, частных домов. 

Требования к застройщику по 214-ФЗ

Чтобы продавать квартиры в строящемся жилье, застройщик должен получить специальное разрешение в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Минстрой проверяет:

Какая организационно-правовая форма у компании-застройщика

Разрешение выдают только хозяйственным обществам: обществам с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерным обществам (АО). Министерство откажет некоммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Читайте также:  Права инвалида на жилье — юридические советы

Кто занимает руководящие посты в компании

Руководителями застройщика и главным бухгалтером не могут быть лица, которые:

  • имеют непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления или преступления против власти,
  • единолично владели компанией, обанкротившейся меньше пяти лет назад,
  • владели как минимум 5% акций компании, обанкротившейся меньше трех лет назад,
  • были дисквалифицированы и не имеют права заниматься такой деятельностью.

Есть ли проектная декларация

Чтобы подтвердить, что в проекте нет нарушений, застройщик должен приложить к декларации заключение специальной экспертизы.

Сколько денег у застройщика

У компании должны быть собственные средства, суммой больше 10% от проектной стоимости строительства. К таким средствам можно отнести не только деньги на счетах, но и недвижимость, земельные участки или дебиторские задолженности.

Также перед тем, как получить разрешение, застройщик должен открыть счет в уполномоченном банке. На счет он должен положить 10% от проектной стоимости строительства. Если у него нет таких денег, он может взять кредит. Сумма займа должна быть больше 40% от проектной стоимости.

Минстрой не выдаст разрешение, если компания:

  • еще не рассчиталась за ранее взятые кредиты, ссуды или займы,
  • выпускает любые ценные бумаги, кроме акций,
  • заложила свое имущество для обеспечения обязательств,
  • участвует в процедуре банкротства,
  • приостановила деятельность по решению суда,
  • не выполнила контракт или договор после победы в закупке и попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП),
  • не выплатила в срок налоги, сборы или другие государственные платежи.

Какой у застройщика опыт

Застройщик должен участвовать в строительстве многоквартирных домов не меньше трех лет. За это время он должен построить не менее 5 000 м2 жилья. Министерство учитывает объекты, возведенные родственными организациями, а также проекты, в которых застройщик был техническим заказчиком или генподрядчиком.

Кому принадлежит земля под застройку

Застройщик должен владеть участком под строительство или взять его в аренду или субаренду.

Обязанности застройщика во время строительства

Государство накладывает ограничения на застройщиков и после того, как они получили разрешение на строительство и продажу квартир дольщикам. В 214-ФЗ прописаны правила, которые должна выполнять каждая компания, чтобы получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

Квалификация застройщика

Строительные работы застройщик может проводить самостоятельно. Однако, чтобы выполнить некоторые работы, нужен специальный допуск от саморегулируемой организации строительства (СРО). Если у компании нет допуска, она может привлечь к работам технического заказчика с необходимой квалификацией.

Кредиты во время строительства

Единственный кредит, который может взять компания — целевой займ для финансирования текущего строительства. Такой займ не может быть больше 20% от стоимости проекта. А процентная ставка в нем не может отличаться от ключевой ставки Центробанка больше, чем на 2%. Например, в январе 2021 года ключевая ставка равна 4,25%. Значит, застройщик не может взять кредит по ставке выше 6,25%.

Финансовое состояние застройщика

Компания не может выпускать облигации, чтобы привлечь финансирование. Также она не может выступать в качестве поручителя или передавать свою собственность в залог.

Расчеты с контрагентами и дольщиками

Перед стартом продаж застройщик должен выбрать уполномоченный банк и открыть в нем эскроу-счет. Именно на нем будут храниться деньги дольщиков. О том, как работают эскроу-счета, мы рассказывали в недавней статье. 

Все расчеты с техническим заказчиком или генеральным подрядчиком также должны проходить только со счетов в одном уполномоченном банке.

Переводы со счета застройщика

Застройщик может переводить средства со своего счета только по нескольким причинам. Например, он может тратить деньги на:

  • строительные работы на объекте,
  • проектную документацию, инженерные изыскания или экспертизы,
  • строительство инженерных сетей,
  • подготовку градостроительной документации,
  • кредит на строительство,
  • госпошлину за регистрацию договора долевого участия (ДДУ),
  • налоги, штрафы, пени или банковские комиссии.
  • зарплату сотрудникам,
  • взносы в компенсационный фонд,
  • возврат денег дольщикам, расторгнувшим договор,
  • рекламу,
  • аренду офисов и оргтехники для сотрудников.

При этом снимать наличные он может только на выплату зарплаты сотрудникам. Все остальные средства можно только переводить со счета на счет.

Периодическая отчетность

Ежеквартальные и ежегодные бухгалтерские отчеты застройщик должен публиковать в Единой информационной системе в сфере жилищного строительства (ЕИСЖС).

Ежеквартальную отчетность нужно сдать не позже, чем через 30 календарных дней после окончания квартала. Срок сдачи ежегодной отчетности больше — 120 дней с окончания года.

Чтобы подтвердить достоверность отчета, его должен проверить аудитор.

Все эти правила нужно выполнять до ввода объекта в эксплуатацию. Как только первый дольщик зарегистрирует право собственности на одну из квартир, ограничения перестают действовать. 

Ответственность застройщика

Если застройщик продавал строящееся жилье без разрешения, дольщик может написать заявление на возврат средств. В этом случае он может взыскать не только стоимость квартиры, но и двойные проценты по ипотеке, которые успел выплатить. 

Если застройщик привлек средства дольщиков для строительства, но не имел на это права:

  • должностным лицам грозит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. ₽,
  • компании — от 500 тыс. до 1 млн ₽.

Если застройщик опубликует неполную или ложную проектную документацию или не опубликует ее в срок:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 200 тыс. до 400 тыс. ₽.

Если застройщик не сдаст отчетность или сделает это не вовремя:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 50 тыс. до 200 тыс. ₽

Российские строительные стандарты: прошлое, настоящее и будущее

Российские строительные стандарты: прошлое, настоящее и будущее

Метрология и стандартизация развивались параллельно с научно-техническим прогрессом многие столетия. Но в современном мире, в зависимости от подхода, стандартизация может выступать в качестве драйвера или, наоборот, тормозить развитие экономики. Чтобы понять, какое влияние оказывает существующая система нормативной документации на строительную индустрию современной России, вспомним, как эволюционировала в нашей стране система стандартизации в последние сто лет.

Советская стандартизация

Различные источники расходятся во мнении, что считать первым стандартом в России – попытки пушкарей унифицировать характеристики своего товара в XIV веке или документы, определяющие размеры серий судов, выпущенные при Петре I.

Однако особую роль стандартизация начала играть с развитием промышленности, когда встал вопрос об унификации и взаимозаменяемости выпускаемой продукции. А вот событием, с которого началось формирование современной российской системы нормативов, стало принятие сразу после революции 1917 года декрета «О введении международной метрической системы мер и весов».

Это положило конец разночтениям в метриках, применяемых на территории страны, а значит, сделало возможным введение общих эталонов и требований.

За годы существования Советского Союза система стандартизации и принципы применения входящих в неё нормативных документов несколько раз претерпевали серьёзные изменения. Сразу после революции инициатива стандартизации имела общесоюзные масштабы, но на тот момент регламенты, спускаемые «сверху», плохо сочетались с практикой «на местах».

Позже, в 1930-х годах, процесс был децентрализован – инициатива по формированию нормативной базы была передана в самостоятельные наркоматы. Это позволило приблизить процесс создания стандартов к конечным предприятиям и организациям, что, безусловно, дало новый толчок развитию системы.

Однако децентрализованная модель имела собственные недостатки, в частности, отличалась плохой координацией действий между отдельными отраслями и направлениями. Поэтому с 1940 года процесс снова был централизован путём создания Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР.

Кстати, именно на этом этапе появились хорошо знакомые нам государственные стандарты (ГОСТы). Тогда же была введена и ответственность за выпуск продукции, не соответствующей параметрам ГОСТ.

С 1954 года стандартизацией ведает Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который впоследствии эволюционировал в Госстандарт СССР (затем – Госстандарт РФ; сейчас – Агентство по техническому регулированию и метрологии).

Именно эта структура в 1955 году ввела в обиход СНиПы, впервые обеспечившие единый подход к проектированию и строительству на всей территории Советского Союза.

А в 1965 году в недрах Комитета была разработана Государственная система стандартизации, в определённой степени работающая до сих пор.

К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов.

К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений).

Во времена расцвета плановой экономики вся система стандартизации была своеобразным инструментом управления экономической деятельностью на уровне государства как единственного заказчика всех проектов. Стандарты были обязательны к применению, а их несоблюдение каралось по всей строгости закона.

Главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был оправдан: даже в экстремальных условиях Крайнего Севера постройки советской эпохи эксплуатируются до сих пор.

Однако в 1990-х годах, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жёсткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства.

От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов «по рукам и ногам» чрезмерным нормированием и контролем.

Но главная проблема заключалась даже не в этом, а в постоянном устаревании нормативов.

Уже в 50-х годах прошлого века система стандартизации не успевала за развитием народного хозяйства. Слишком большой объём документации требовал регулярного пересмотра. Система, построенная вокруг общесоюзного центра (как бы он ни назывался), из-за своей бюрократизированности не справлялась с объёмами работы.

Потенциально проблему могла бы решить децентрализованная система, но все попытки организовать взаимодействие с предприятиями и комиссиями на местах упирались в плохую координацию их работы.

И, несмотря на то, что с 1960-х годов в разработке стандартов принимали участие не только отдельные профильные комитеты и производственные базы, но и целая сеть научно-исследовательских институтов и вузовских кафедр, отставание от требований времени уже тогда было «слабым звеном» системы государственных стандартов. Таким образом, к 1980-м годам большая часть разработанной документации, как и принципы её создания, требовали обновления.

Стандартизация в условиях рыночной экономики

Читайте также:  Можно ли досрочно погасить кредит? — юридические советы

Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые.

А спустя три года был принят Федеральный закон «О стандартизации», конкретизировавший, какие именно нормы можно отдать «на откуп» бизнесу.

Строительной сферой, согласно новому закону, заведовал Госстрой РФ (Государственный комитет Российской Федерации по делам строительства и архитектуры).

Одновременно, с начала 1990-х годов, советская (а впоследствии и российская) система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику.

На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами.

Кроме того, с формирования Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации началась работа по разработке общих стандартов с партнёрами из стран СНГ.

90-е годы прошлого века можно назвать переходными для системы стандартизации, которая трансформировалась из средства управления в плановой экономике в инструмент согласования интересов строителя, заказчика и государства в экономике рыночной.

Некоторые преобразования уже немного адаптировали систему к новым условиям, но произведённых изменений было явно недостаточно.

К примеру, процесс подтверждения соответствия стандарту оброс официальными и неофициальными платежами, усложнявшими жизнь бизнесу и плодившими фальсификации.

Стандартизация по международному образцу

В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой определило новое положение страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли (вступление в ВТО) и развитие совместных проектов с зарубежными партнёрами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании».

Госстандарт был преобразован в Ростехрегулирование, но реформа не ограничилась административными преобразованиями.

Главной её задачей было привести внутрироссийскую систему стандартизации в соответствие с международной практикой, в частности, с требованиями ВТО.

Одним из серьёзных шагов на этом пути стал перевод оставшихся «обязательных» требований стандартов в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований.

Один из регламентов напрямую касается строительной сферы – «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов.

Кроме того, была несколько сокращена иерархия стандартов: поэтапно были упразднены существовавшие ранее отраслевые стандарты, введена практика декларирования (вместо сертификации) и т.п.

Строители и производители стройматериалов получили возможность в добровольном порядке использовать международные стандарты, если те не противоречат положениям технических регламентов.

Новый вариант системы стандартизации стоит рассматривать в основном как инструмент защиты прав потребителей. Соответствие стандарту не легализует продукт перед законом, а демонстрирует покупателю, что соблюдён определённый уровень качества. В ряде отраслей такой подход действительно работает.

Кроме того, для производителей соответствие стандарту – это способ конкурентной борьбы, в том числе с импортируемой продукцией. Это особенно ценно, поскольку сами производители получили право голоса при обсуждении стандартов.

Они же обеспечивают порядка 61% финансирования работ по созданию нормативных документов.

Но не во всех отраслях бизнесу дарована полная свобода. После длительных дебатов, для строительства в 2007 г. и 2011 г.

были приняты новая редакция закона о техническом регулировании и «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.

», соответственно, вернувшие значимость ГОСТов и СНиПов и инициировавшие новый этап работы над ними.

Несмотря на то, что существующая система стандартизации гораздо лучше соответствует требованиям времени, нежели советский вариант, целого ряда важнейших документов рынку не хватает. А многие существующие стандарты не в полной мере приведены в соответствие с международной практикой. В современном мире значительно сократились сроки ввода в обиход новых решений взамен старых.

Появилось много технологий и материалов, не предусмотренных существующей нормативной документацией. Одно время шёл даже разговор о внедрении европейских строительных стандартов (еврокодов) в неизменном виде, чтобы быстро устранить это отставание. Но после детального изучения ситуации от такого шага отказались в пользу адаптации международных документов и развития собственных.

Таким образом, российским строителям и производителям материалов в вопросе развития нормативной документации не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя. Однако пока ещё активность участников рынка у нас крайне низка, что затрудняет как разработку отдельных документов, так и планирование работ по стандартизации, поскольку неизвестен спрос на обновление.

Проблема актуализации нормативных документов существует во всех секторах экономики. Но специфичной для строительной отрасли является ещё и неопределённость направления реформ и противоречивость нормативной базы.

Одни законы отменяют стандарты и правила, другие вводят снова; одни декларируют необходимость зарубежных стандартов, другие запрещают их использовать без адаптации. Да и в самой отрасли нет единого мнения о том, в каком направлении должна развиваться стандартизация, кто в этом процессе должен играть ведущую роль: государство или сами строители.

С одной стороны, хочется, чтобы отрасль развивалась по рыночным законам, а с другой – от качества строительства порой зависят жизни людей, и государство за них в ответе.

Цель – золотая середина

Очевидно, что возвращение к зарегулированной советской системе строительной стандартизации уже невозможно. Однако определённый уровень контроля отрасли всё же необходим. Хороший пример того, как этот контроль можно обеспечить при помощи правильно составленных стандартов — рынок трёхслойных сэндвич-панелей (ТСП).

Широко применяться ТСП начали в конце прошлого века, но советская система стандартизации и доставшиеся в наследство от неё документы их никак не регламентировали. Это создавало сразу несколько проблем.

Во-первых, в строительных проектах, где главным условием было строгое соблюдение стандартов, ТСП использоваться не могли, что существенно ограничивало сферу применения нового перспективного материала.

Во-вторых, отсутствие стандартов превратило рынок ТСП в настоящий хаос.

Десятки производителей предлагали продукцию принципиально различного качества, руководствуясь каждый своим собственным подходом не только к производству, но и к методикам оценки параметров продукции.

Необходимость создания соответствующего стандарта обсуждалась на встречах ведущих российских производителей ТСП довольно длительное время.

Однако Министерство регионального развития не планировало создавать подобный документ, поэтому за дело взялись сами промышленники — инициативная группа, созданная усилиями специалистов Компании Металл Профиль. В качестве независимого разработчика стандарта был привлечён ЦНИИПСК им.

Мельникова, а бизнес (в первую очередь, Компании Металл Профиль, «Руукки Рус» и др.) со своей стороны обеспечил информационную поддержку и финансирование.

Российские строительные стандарты: прошлое, настоящее и будущее

Межгосударственный ГОСТ на трехслойные сэндвич панели (ГОСТ 32603-2012) был принят и опубликован в 2014 году.

Работа над ним заняла почти 3 года, поскольку требовала поиска консенсуса между интересами производителей, в частности, по методике расчёта несущей способности ТСП.

Помимо основных нормируемых параметров трёхслойных сэндвич-панелей, в стандарт вошла специально разработанная методика их испытаний на прочность.

Она проходила «обкатку» на примере разработанных и запущенных к этому времени ТСП специального назначения серий Agrarium, Industrium и Sterilium производства Компании Металл Профиль, предназначенных для использования в сельскохозяйственном и промышленном строительстве, а также в строительстве особо чистых объектов фармацевтической, химической, пищевой и микроэлектронной индустрии.

«Новый ГОСТ регламентирует качество продукции, производимой только на автоматизированных линиях последних поколений.

В первую очередь он был необходим для того, чтобы выделить в отдельный, находящийся вне современного рынка сегмент продукцию тех производителей, кто до сих пор применяет устаревшие технологии ручного и полуавтоматического производства, а значит, не может обеспечить требуемых эксплуатационных характеристик панелей.

В ту же категорию попала продукция производителей, использовавших некачественное сырьё.

Таким образом, если раньше ТСП с самыми разными характеристиками конкурировали между собой только по цене (причём покупка дорогой продукции не гарантировала её долговечности и прочности), то сейчас ГОСТ разделил рынок на две части, обеспечив минимальный уровень качества продукции, которая ему соответствует. Так что у потребителя появился выбор, за что и сколько платить», – подводит итог Андрей Некрашевич (Компания Металл Профиль).

Существующую систему строительной стандартизации нельзя назвать совершенной. Её предстоит дорабатывать и развивать. Но практика показывает, что оптимальный подход, позволяющий одновременно и быстро адаптировать новые технологии и контролировать строительство, лежит где-то между полностью добровольным и обязательно-принудительным подходами к стандартизации.

Читайте также:  Эвакуация на штрафстоянку — Юридические советы

Нормативно-технические документы в строительстве

Система нормативных документов – это комплекс связанных между собой регламентов и норм, правил и стандартов в строительной отрасли (утверждением документации подобного рода занимаются исполнительные и руководящие органы государства). Они позволяют существенно помочь в работе строительным фирмам.

Подобные информационные системы систематически дополняются новой информацией. Другими словами, в них собраны все актуальные технические сведения, без которых нельзя выполнить даже одну производственную стадию при изготовлении строительного оборудования.

Вся эта информация направлена на то, чтобы защитить права каждого потребителя, будь то фирма, общество или государство.

Совершенствование отечественной системы нормативных документов основано на действующих госстандартах, правилах и нормах с учетом принятого законодательства, новым устройством регулирования и сложившейся экономической ситуации.

Современные нормативные документы разрабатываются с единой целью – защитить интересы каждого потребителя, которые охраняются законом, чтобы стимулировать проявление активной позиции строительных предприятий и отдельных специалистов.

В основу информационной системы легли законодательные акты, такие как Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «О техническом регулировании». Именно в нем здесь полное собрание нормативных и технических регламентов, стандартов, норм.

Нормативно-техническая документация представлена:

  • регламентами, где предусмотрены требования, которые следует в точности исполнить;
  • нормативными актами, где указана информация, как должны выглядеть объекты технического регулирования. Если быть точнее, то здесь перечисляются требования, предъявляемые к строительным продуктам и основным процессам их жизненного цикла типа проектных, строительных, производственных, монтажных и наладочных работ, а также использования, хранения, транспортировки и переработки;
  • стандартами (обозначаются как ГОСТ Р), утверждаемыми соответствующим национальным органом РФ;
  • документами, где перечислены характерные особенности продукции и принципы реализации проектных, строительных, монтажных, наладочных, эксплуатационных работ и, конечно, хранения, транспортировки, переработки, оказания услуг. Подобные нормативные акты значительно упрощают многоразовое выполнение перечисленных процессов;
  • нормативными актами межгосударственного значения, которые имеют законную силу в пределах России и используются, как документы федеральной значимости;
  • отраслевыми стандартами (ОСТ) и нормами технологического проектирования, которые актуализируются соответствующими отраслевыми министерствами;
  • СТП (стандарты предприятий) и СТО (стандарты организаций). Они создаются и утверждаются некоммерческими объединениями, которые специализируются на вопросах организации производственной деятельности и проверки качества изготавливаемых продуктов. Причем, СТП так же, как СТО, может использовать не одно предприятие при условии заключения контракта с фирмой-автором;
  • руководящими документами (РД). Их утверждение входит в обязанности органов надзора, причем, данная процедура установлена законодательством;
  • сводами правил (СП), разработанных в строительной сфере и проектной деятельности. Именно такие СП определяют основные рекомендации по развитию информационной системы и по принятию решений в отдельных вопросах, которые не регламентированы специальными нормативными актами;
  • строительными нормами, обязательными для выполнения на определенной территории. Их актуализацией занимаются исполнительные органы субъектов РФ;
  • тех. условиями (сокращенно ТУ), используемыми разработчиками и производителями строительных материалов, конструкций и прочих изделий промышленных предприятий в качестве НТД на производство перечисленной продукции.

Все нормативные акты информационной системы делятся на документы субъектов государственной(федеральные) и хозяйственной деятельности (производственно-отраслевые). При этом межгосударственные стандарты строительной отрасли, действующие в пределах российских границ, активно используются как федеральная документация.

Кроме вышеуказанных разновидностей строительной нормативной документации Система содержит и другие:

Перечень нормативных актов в строительстве

  • нормативные акты, имеющие федеральное либо региональное значение. Вопросы о признании подобных документов действительными рассматривают соответствующие гос.органы (как исполнительные, так и представительные);
  • стандарты национального (государственного) значения и иные нормативные акты, так или иначе касающиеся сертификации и стандартизации. Признание действующими таких документов доверено Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии;
  • руководящие документы, утвержденные Ростехнадзором;
  • СП и стандарты, разработка и утверждение которых осуществлялось уполномоченными органами зарубежных стран;
  • СП и стандарты, признанные региональными организациями, сфера деятельности которых, непосредственно, связана со стандартизацией.

Все типы нормативных актов, из которых состоит информационно-справочная система, не могут устанавливать требования по вопросам, чьим урегулированием занимается гражданское право, трудовое законодательство либо прочие правовые акты.

Основное назначение норм состоит в том, чтобы обозначить структуру, концепцию и принципы системы, а также требования, предъявляемые к ее содержимому, структурированию, оформлению. К тому же, именно они определяют утверждение и использование тех или иных строительных документов.

Перечень нормативных актов в строительстве, устанавливающих классификацию и терминологию

В системе нормативных документов содержатся положения, которых непременно должны придерживаться не только органы управления и надзора, но и объединения, специализирующиеся на разработке и использовании нормативных актов, вне зависимости от их принадлежности или формы собственности.

Содержимое документов подразделяется на три категории: положения, которые непременно нужно соблюсти, положения, рекомендуемые к выполнению, и справочные данные. Причем, обязательные положения устанавливаются как на минимально требуемом, так и на максимальном уровне, а вот уровнем рекомендуемых положений являются международные достижения и российские.

Обязательными положениями считаются те, которые согласно принципам информационной системы, должны неоспоримо соблюдаться.

Нормы, принадлежащие к рекомендуемым положениям, можно корректировать, если того требуют определенные потребности потребителя либо производственные обстоятельства.

Нормативные документы содержат положения, которые определяют особенности эксплуатации возведенных объектов, включая отдельные конструкции и используемые материалы. Говоря иначе, они устанавливают эксплуатационные характеристики, которые нужно соблюдать и при разработке проекта, и в ходе строительных работ.

Важно чтобы в строительной документации присутствовали определенные виды требований:

  • организационно-методические (главное их назначение – обеспечить требуемое качество изделий); общие технические (относятся к проектным и строительным процессам, включая инженерные изыскания);
  • требования относительно планировки, застройки, зданий, сооружений, строительных конструкций и инженерного оборудования.

В нормативных актах, используемых в строительной сфере, не должны присутствовать требования в отношении тех.процессов возведения зданий и сооружений, как и иные положения, которые относятся к полномочиям исполнительных органов других отраслей. В зависимости от ситуации, в строительной документации могут содержаться ссылки, указывающие, например, на экологические требования или санитарные.

СП – нормативные документы, утвержденные техническими правилами. Они имеют существенные отличия от всевозможных пособий, рекомендаций, руководств, которые нельзя назвать документами, хоть они и содержат сведения о последних разработках, методические материалы, инструкции и прочие данные с разной степенью детализации (зависит от квалификации исполнителя).

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.0-2004 и действующему законодательству определенный нормативный акт системы может использоваться в рамках конкретной области.

  • Как уже было отмечено ранее, межгосударственные стандарты действуют в пределах Российской Федерации в виде документов федерального значения, что стало возможным благодаря принятию соответствующих нормативных актов российским законодательством.
  • Стандарты международного, межгосударственного, регионального и национального значения могут использоваться в пределах Российской Федерации только как российские стандарты, что предусмотрено ФЗ «О техническом регулировании».
  • Обязательные требования, указанные в нормативной документации, должны беспрекословно выполнять: органы управления и надзора, объединения и предприятия (форма их собственности не имеет значения); лица, занимающиеся индивидуальной строительной деятельностью; общественные организации; компании, чьими партнерами являются иностранные организации или в чьей деятельности участвуют иностранные физические/юридические лица.
  • Если в контракте отсутствуют ссылки, указывающие на НТД, где содержатся обязательные требования, то это совсем не означает, что исполнитель может их не соблюдать.

Разрешить отступить от выполнения обязательных требований того или иного нормативного акта в определенных ситуациях может лишь тот государственный орган, который утвердил действительность этого документа. Конечно, для этого нужно согласовать действия с органами надзора, а также убедиться в наличии альтернативных мероприятий.

  1. Рекомендуемые положения НТД соблюдаются по желанию исполнительной организации (компании-производителя строительных изделий) или заказчика.
  2. Нарушая обязательные требования и неправильно используя информацию, представленную в нормативных актах, юридические и физические лица будут наказаны за свою невнимательность в соответствии с действующим законодательством.
  3. Чтобы избежать ошибок и неточностей в работе многие организации используют программы, содержащие все нормативно-технические документы, которые позволяют не только оперативно находить тексты и реквизиты нормативных документов, но также стандарты, применяемые на территории Российской Федерации и регламентирующие деятельность предприятий различных отраслей промышленности.
  4. Использование системы нормативов NormaCS позволяет сократить время на поиске необходимого документа и редакций, все новые документы вместе с обновлениями ежемесячно заносятся в систему нормативов NormaCS, так как аутентичность текстов обеспечивается непосредственно от разработчиков стандартов.

Система нормативов NormaCS обеспечивает информационную полноту, в базу данных включено свыше 35 тысяч ГОСТов и множество других документов.

Разработчики предусмотрели оперативный поиск документов по различным атрибутам, позволяющим найти нужный документ за короткий срок.

А простота интерфейса, позволяющая настроить его под желания заказчика, и интеграция с офисными и конструкторскими приложениями делает систему нормативов NormaCS одной из самых удобных в использовании программ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *