Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Ответственным сотрудником за прием инвалидов и за работу «горячей линии» — (8442) 40-55-47 является заместитель ответственного секретаря приемной комиссии по общим вопросам Шелестова Дилдарахон Абдисамадовна

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов и об объектах для проведения практических занятий

В рамках реализации образовательных программ в университете созданы условия для инклюзивного образовательного процесса.

Учебные аудитории для занятий лекционного и семинарского типа, организации самостоятельной работы обучающихся оснащены мультимедийным оборудованием и оргтехникой с доступом к сети Интернет.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн), в ВолГУ используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Портативый дисплей Брайля Metec BD-40 II
  • Видеоувеличитель Aumed Aumax-LCD 22
  • Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 1-1 (заушный индуктор и индукционная петля)
  • Программа экранного доступа Jaws for Windows 15.0 Pro

Сведения о наличии библиотек

Научная библиотека располагает следующими возможностями для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

  • Для колясочников — возможность пользоваться всеми видами услуг НБ, т.к. созданные условия для передвижения (наличие платформы для колясок и лифтов).
  • Для слабовидящих — в фондах НБ имеются аудиокниги в количестве 1336 экз.
  • Заключены договоры с ЭБС, которые обладают следующими сервисами:
    • Book.ru — имеется на сайте Режим для слабовидящих, возможность маштабирования текстов книг.
    • Лань — имеется мобильное приложение для зарегистрированных пользователей для прослушивания скаченных книг — режим Синтезатор, возможность маштабировать текстов электронных книг.
    • Знаниум.ком — имеется на сайте Режим для слабовидящих, возможность маштабирования текстов электронных книг
    • Юрайт — специальных сервисов для слабовидящих нет (в стадии разработки). Имеется возможность маштабирования текстов электронных книг.
  • НБ заключила договор с Волгоградской областной специальной библиотекой для слепых на информационной обслуживание.

Сведения о наличии объектов спорта

Зал адаптивной физической культуры 3-25Г. Оснащение: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), музыкальный центр. Спортивный инвентарь и оборудование: многофункциональный тренажер Бубновского, шахматные столы, скамейки, шведская стенка, стол теннисный, ракетки для настольного тенниса, гимнастические мячи, настольная игра (футбол), мячи баскетбольные, мячи эспандеры, степеры.

Сведения о наличии средств обучения и воспитания

В целях обеспечения доступной образовательной среды для инвалидов в Волгоградском государственном университете реализуется комплекс мероприятий по устранению информационных, архитектурных и коммуникативных барьеров.

В процессе реализации основных профессиональных образовательных программ для получения необходимой информации о правилах предоставления образовательных услуг, оформлении документов, выбора индивидуальной образовательной траектории предусмотрено сопровождение студентов-инвалидов академическими консультантами. Все обучающиеся имеют возможность использовать учебно-методические электронные ресурсы университета, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования.

Подготовлены к работе и прошли соответствующие курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки следующие сотрудники вуза:

  • Безрукова Анна Николаевна – старший преподаватель кафедры психологии;
  • Коваленко Светлана Николаевна – ассистент кафедры психологии;
  • Куличенко Юлия Николаевна – доцент кафедры романо-германской филологии;
  • Малушко Елена Юрьевна — старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной коммуникации;
  • Марусинина Елена Юрьевна — доцент кафедры менеджмента;
  • Озерина Анна Александровна — доцент кафедры психологии;
  • Терелянская Ирина Васильевна – доцент кафедры психологии;
  • Тимофеева Татьяна Сергеевна – старший преподаватель кафедры психологии;
  • Черемисова Ирина Валерьяновна – заведующий кафедрой психологии;
  • Шелестова Дилдарахон Абдисамадовна – доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии по общим вопросам.

Ответственным сотрудником за прием инвалидов и за работу «горячей линии» — (8442) 40-55-47 является заместитель ответственного секретаря приемной комиссии по общим вопросам Шелестова Дилдарахон Абдисамадовна

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации

В университете созданы условия для беспрепятственного входа и перемещения по зданию.

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Входные группы оборудованы пандусом и подъемной платформой «Инвалифт»

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

При входе в корпуса университета и библиотеку имеются вывески с названием и графиком работы ВолГУ, выполненные на контрастном фоне рельефно-точечным шрифтом. В здании университета имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические объекты для инвалидов. Ширина лестничных маршей, дверных проемов и площадок обеспечивает беспрепятственное перемещение на креслах-колясках.

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы
Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

В Волгоградском государственном университете организовано регулярное инструктирование и обучение специалистов по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов университета для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности.

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Сведения об условия питания

  • В столовых и буфетах ВолГУ питание для студентов и сотрудников предоставлено блюдами и изделиями из Сборника технических нормативов (СТН,3 категория) и технологических карт(ТК) по общему столу, без учета диет.
  • Лечебно-профилактическое питание предоставляет столовая санатория-профилактория.
  • Все объекты столовой доступны для инвалидов-колясочников.

Сведения об охране здоровья обучающихся

Санаторий-профилакторий

Амбулатория

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями

Сведения об электронных образовательных ресурcах

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн), в ВолГУ используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Портативый дисплей Брайля Metec BD-40 II
  • Видеоувеличитель Aumed Aumax-LCD 22
  • Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 1-1 (заушный индуктор и индукционная петля)
  • Программа экранного доступа Jaws for Windows 15.0 Pro

Сведения об общежитии

В университете возможно проживание обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в общежитии ВолГУ совместно с другими обучающимися. Общежитие ВолГУ – это 14-этажное здание на 1022 места блочного типа — 212 жилых блоков.

Каждый блок состоит из двух жилых комнат (на 2 и на 3 человека) и санузела (душевая, туалет, умывальная комната). Комнаты обеспечены необходимым твердым и мягким инвентарем.

В соответствии с санитарными правилами в общежитии созданы социально-бытовые условия проживания — на каждом этаже оборудованы комнаты для самостоятельных занятий, кухни с электрическими плитами, комнаты отдыха, комнаты для глажки белья, мусоропровод, комнаты для хранения пожарного инвентаря.

В общежитии расположены амбулатория и санаторий-профилакторий, где можно получить первую медицинскую помощь, провести диагностику и лечение. При входе в общежитие университета имеется вывеска с названием и графиком работы, выполненные на контрастном фоне рельефно-точечным шрифтом.

В общежитии созданы условия для беспрепятственного перемещения инвалидов, в том числе инвалидов, с нарушением опорно-двигательного аппарата, по зданию: – ширина дверных проемов, коридоров и холлов обеспечивает беспрепятственное перемещение на креслах-колясках;

– пассажирские лифты (три лифта — один г/п 630 кг и два г/п 1000 кг), адаптированы для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями:

В настоящее время запланирована реконструкция жилых помещений общежития, специально оборудованных для проживания инвалидов. Данные работы запланированы в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в ВолГУ.

Версия сайта для слабовидящих

С целью повышения уровня доступности для инвалидов информации о предоставляемых в Волгу образовательных услугах организована работа по адаптации официального сайта университета. Версия сайта для слабовидящих

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе  Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Согласно статье 71 закона «Об образовании», на льготы при поступлении в вуз имеют право: 

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • инвалиды, заболевшие во время прохождения военной службы.
Читайте также:  Как оформить долю в квартире, чтобы в случае моей смерти или развода она досталась сыну? — юридические советы

Те, кто относится к одной из этих категорий, могут поступить в университет или институт в пределах установленной квоты. При этом надо обязательно соблюсти одно условие: успешно пройти вступительные испытания (внутренние экзамены), которые проводит вуз.

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Саму квоту для людей с инвалидностью и ОВЗ ежегодно устанавливает вуз. По закону она не должна быть ниже 10% от всего числа бюджетных мест, которые доступны поступающим в новом учебном году.

Важно: эта квота НЕ распространятся исключительно на людей с инвалидностью и ОВЗ. По ней также могут поступать и сироты. 

Егэ и поступление для людей с инвалидностью и овз

Поступая в вуз, люди с инвалидностью и ОВЗ, как и все остальные, должны сдавать ЕГЭ. Однако согласно письму Минобрнауки государство дает им право поступать в вуз БЕЗ этого экзамена. 

В таком случае для поступления необходимо выполнить два условия:

  1. сдать ГВЭ в своей школе — чтобы получить аттестат о среднем общем образовании; 
  2. сдать вступительные испытания по необходимым общеобразовательным предметам, которые проводит сам вуз. 

Иными словами, любой университет или институт обязан обеспечить людям с инвалидностью и ОВЗ возможность сдать аналог ЕГЭ в своих стенах.

Список общеобразовательных предметов, по которым вуз проводит экзамены вместо ЕГЭ, можно найти на сайте приемной комиссии:

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Вступительные испытания в НИУ ВШЭ для людей с инвалидностью и ОВЗ, проводимые вузом вместо ЕГЭ

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка: 

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе 

В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:

  • пандусы; 
  • подъемники;
  • поручни; 
  • лифты;
  • широкие двери.

То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.

Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.

Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:

  1. обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
  2. на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
  3. если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
  4. во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
  5. время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.

Полный список всех особенностей внутренних экзаменов для людей с инвалидностью и ОВЗ можно найти в правилах приема в вузы:

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Раздел «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Правила приема в Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Люди с инвалидностью и ОВЗ могут беспрепятственно учиться в любом вузе России. Поэтому мы выбрали лучшие, на наш взгляд — как по качеству образования, так и по доступности:

  1. НИУ «Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Всю информацию о поступлении и обучении людей с инвалидностью и ОВЗ, а также о возможностях для них, можно найти здесь.

  1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) 

Условия и права для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН)

Все о поступлении, обучении и проживании людей с инвалидностью смотрите здесь.

  1. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

При вузе есть Ресурсный учебно-методический центр для людей с инвалидностью и ОВЗ, который помогает в образовании, профориентации и трудоустройстве. 

  1. Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)

Инклюзивное обучение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

  1. Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

Имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

При вузе есть Центр инклюзивного сопровождения для студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также можно учиться на работника социальной сферы.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ.

При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях.

О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ).

Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически.

Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать.

С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки.

Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы».

Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

  1. Не откладывайте на потом! Готовиться к экзаменам лучше заранее: решайте как можно больше тренировочных заданий, устраните пробелы в сложных для вас темах.
  2. Во время подготовки рассчитывайте свои силы, меняйте виды деятельности.
  3. Спокойствие и уверенность — ваши лучшие друзья. Если сильно нервничаете, попробуйте дыхательные упражнения.
  4. Настройте себя на то, что экзамен — это обязательный этап обучения, к которому вы готовились все время, проведенное в школе.
  5. Перед экзаменом обязательно выспитесь, легко позавтракайте. И помните, что экзамены — всего лишь небольшое жизненное испытание, с которым вы обязательно справитесь!
Читайте также:  Заявлением на получение алиментов в суд: какие документы требуются. — юридические советы

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации.

А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться.

В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет.

Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив.

Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло.

Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

  1. Выбрать институт и направление как можно раньше. При этом важно выбрать по своему желанию. «Если ты не любишь свое дело, то зачем вообще все эти экзамены и трудности?»— считает Елизавета.
  2. Посмотреть предметы и баллы, которые необходимы для поступления в данный вуз и на выбранное направление. А также изучить льготы и олимпиады, дающие преимущества.
  3. Усиленно готовиться: читать материалы, решать тесты, посещать занятия.

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

Источник

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов — Юридические советы

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

FAQ Прием лиц с ОВЗ

Поступающим   Приемная кампания 2019   FAQ Прием лиц с ОВЗ

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу.

Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры, разработаны особые требования по написанию курсовых работ и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, куратора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

Для проведения занятий по физической культуре университет использует спортивные залы и бассейн, тренажерный зал, открытые спортивные площадки. Более подробную информацию можно получить здесь.

КАКИЕ ОСОБЫЕ ПРАВА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИМЕЮТ ИНВАЛИДЫ?

  1. Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием по квоте лиц с особыми правами. По каждому направлению подготовки выделяется квота лиц с особыми правами (особая квота).

     Подать заявление на прием по особой квоте можно в 5 вузов на 3 направления подготовки в каждом.

  2. Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды войны имеют преимущественное право зачисления.

    Преимущественное право зачисления используется в конкурсе на основные бюджетные места (в общем конкурсе) в качестве дополнительного критерия для ранжирования конкурсных списков при прочих равных условиях и не требует предоставления оригинала документа об образовании сразу при подаче документов.

  3. Все инвалиды имеют право сдавать не ЕГЭ, а вступительные испытания по общеобразовательным предметам в РГГУ, вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов (в том числе неудовлетворительных).

    При этом важно помнить, что поступающие не смогут выбрать лучший результат для последующего участия в конкурсе на зачисление, поскольку при формировании конкурсной суммы баллов учитываются сведения из заявления о приеме, которое каждый поступающий заполняет при подаче документов и в котором однозначно указывает, хочет ли он поступать по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний в вузе.

ВО ВСЕХ ЛИ СЛУЧАЯХ ВУЗ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ СТУДЕНТА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЛИ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ОГРАНИЧЕНИЯ?

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ч. 5 ст.

71), дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, могут претендовать на обучение по проrраммам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах особой квоты наравне с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также ветеранами боевых действий.

Если количество заявлений на прием по квоте превысит количество выделенных по квоте бюджетных мест, то среди подавших заявление будет проведен конкурс, и будут зачислены поступающие с более высокой суммой баллов.

Кроме того, особая квота не может быть установлена в случае отсутствия бюджетных мест на конкретном направлении подготовки (специальности) и, следовательно, обучение за счет бюджета на этом направлении подготовки (специальности) невозможно.

ЕСЛИ Я КАК АБИТУРИЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПОДАЮ ДОКУМЕНТЫ НА НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ), МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМИ ПРАВАМИ ПО ВСЕМ ВЫБРАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ?

Да, можете. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2018 г.

№ 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут подать заявление на обучение по программам бакалавриата и специалитета с использованием особых прав одновременно в 5 вузов на 3 направления подготовки (специальности) в каждом.

Я РЕБЁНОК-ИНВАЛИД. ЕСЛИ Я ПЛАНИРУЮ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ОБЯЗАН ЛИ Я ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ ИЛИ ДОСТАТОЧНО КОПИИ?

При подаче документов достаточно копии аттестата (диплома).

Для зачисления на места по особой квоте необходимо представить оригинал аттестата (диплома) в приемную комиссию не позднее 18.00 28 июля.

Я БЫЛ РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ, ПОТОМ МНЕ ДАЛИ ТРЕТЬЮ ГРУППУ ИНВАЛИДНОСТИ. МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ?

Можете, но только при условии, что в Вашей новой справке есть запись «инвалид с детства», потому что иначе третья группа инвалидности не дает особых прав при поступлении.

Единственное, на что имеют право лица с 3-ей группой инвалидности, это поступать в любой вуз не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний в вузе, либо комбинировать результаты.

ЕСЛИ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ОСОБОЙ КВОТЫ ВЫДЕЛЕНО ТОЛЬКО ОДНО МЕСТО, А ПОДАНО 3 ЗАЯВЛЕНИЯ, КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОТБОР?

В таком случае будет проведен конкурс среди поданных заявлений на основании набранных баллов.

МОЖНО ЛИ СДАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В РГГУ ВМЕСТО ЕГЭ?

Следующие категории поступающих имеют право сдавать вступительные испытания по общеобразовательным предметам в РГГУ:

  • лица, поступающие на базе профессионального образования (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов);
  • инвалиды, дети-инвалиды (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов);
  • граждане РФ, получившие аттестат в 2019 году, если испытания государственной итоговой аттестации в школе сданы ими не в форме ЕГЭ, либо они окончили школу за рубежом в 2019 году и не сдавали ЕГЭ;
  • иностранные граждане (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов).

Подробнее см. Вступительные испытания: перечень и форма проведения, минимальные баллы (бакалавриат и специалитет)

Важно! При наличии любых (в том числе неудовлетворительных) результатов ЕГЭ вышеуказанные категории поступающих могут сдавать вступительные испытания в вузе.

Однако они не смогут выбрать лучший результат для последующего участия в конкурсе на зачисление, поскольку при формировании конкурсной суммы баллов учитываются сведения из заявления о приеме, которое каждый поступающий заполняет при подаче документов и в котором однозначно указывает, хочет ли он поступать по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний в вузе.

КАКИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

Подробнее см. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья

На территории РГГУ есть медицинский кабинет. Он располагается по адресу: Миусская пл., д.6, корп.2, этаж 1; время работы: с 10.00 до 17.00; приемные дни: понедельник-пятница; телефон: (495) 250-66-56.

Здравпункт оказывает экстренную, доврачебную помощь, а также помощь при острых заболеваниях, травмах, отравлениях. Осуществляет госпитализацию по неотложным показаниям.

Фельдшер здравпункта оказывает доврачебную помощь как непосредственно в здравпункте, так и по вызову на территории вуза. Здравпункт оснащен всем необходимым оборудованием и снабжен современными медицинскими препаратами.

Подробнее о медицинской помощи можно узнать здесь.

Льготы при поступлении в вуз

Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.

Вероника Нецова

разобралась со льготами

Профиль автора

В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.

Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.

Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.

Право на зачисление без экзаменов имеют:

  1. победители или призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и сборные команды, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;
  2. чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
  3. чемпионы мира, Европы или занявшие первое место на первенстве мира или первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
  4. победители и призеры олимпиад школьников.

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Заберите свое у государства!Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

  • Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
  • За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
  • Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
  • Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
  • Другие достижения абитуриентов:
  1. Волонтерство — действующее, то есть если с даты окончания волонтерской деятельности к моменту подачи документов не прошло четыре года.
  2. Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях — если абитуриент еще не использовал свое право при поступлении.
  3. Оценка от вуза за сочинение, допускающее к госэкзаменам после девятого класса.
  4. Победа в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.

Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.

При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.

Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.

Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.

Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.

Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.

Вот документы, которые подтверждают право на льготу:

  1. Справка об инвалидности или ограниченных возможностях здоровья — для инвалидов и тех, кому нужны специальные условия при проведении вступительных испытаний внутри вуза.
  2. Диплом победителя или призера олимпиады школьников.
  3. Справка о том, что поступающий был включен в сборную команду по олимпиаде.
  4. Документ, подтверждающий статус чемпиона или призера в спорте.
  5. Документ, подтверждающий статус сироты или оставшегося без попечения родителей. Это может быть свидетельство о государственной опеке или свидетельство о смерти родителей.
  6. Справка из школы или техникума о том, что там готовят к военной или иной госслужбе.
  7. Документы, которые подтверждают индивидуальные достижения абитуриента. Предоставляются по желанию поступающего и если вуз учитывает такие результаты.
  8. Копия договора о целевом обучении. Подойдет заверенная организацией копия или не заверенная с предъявлением оригинала договора.

Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.

Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.

Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.

Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.

Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.

После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.

При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.

Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.

Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *